Знаете ли вы фильм «Йоль» («Путь»)?
Это знаменитейшее произведение турецкого режиссера Йылмаза Гюнея почти всегда вызывает непонимание, ярость и отторгается западными зрителями, а иногда даже провоцирует появление таких симптомов шока, как безмолвие и глубокую задумчивость. Одной из причин этого является развитие сюжета фильма48, согласно которому мужчина возвращается из мест заключения в свою деревню в Анатолии, чтобы восстановить свою честь. В доме его отца в далекой, зимней, заснеженной Анатолии пораженный зритель видит привязанную к столбу, растрепанную жену арестанта. Из мольбы и слезливых самообвинений женщины зритель только может догадываться, что она совершила что-то такое, что и в ее собственных глазах является предосудительным (в фильме имеются в виду сексуальные отношения во время отсутствия мужа). Женщину держат в доме как скотину, она не может мыться, а также ей не разрешено видеть сына, родившегося в браке с арестантом. Когда, наконец, молчаливый и задумчивый во все время поездки заключенный приезжает домой, его отец строго требует наказания для жены. «Если ты этого не сделаешь, это сделаю я», - провоцирует он сына. Супруг идет
к своей привязанной жене, которая унижается перед ним и, говоря о самопрезрении и осуждая себя, молит о пощаде. Жестикуляция и мимика мужа - а она говорит о по меньшей мере такой же сильной внутренней драме, которая разворачивается параллельно видимым событиям! - выдают его внутреннюю борьбу между сочувствием и социальной обязанностью (защите оскорбленной чести)
Мужчина развязывает свою жену, и она может помыться. Затем вместе с их общим сыном, которому исполнилось 10 лет, они пешком отправляются в ближайший маленький городок, где следует оставить сына у родственников. Дело происходи зимой, в лютый мороз, и путь лежит через покрытую глубоким снегом долину. Сын и отец привязывают широкие доски к зимним ботинкам, что не дает им проваливаться в снег, мать же вынуждена идти в домашних туфлях. Она все больше отстает от сына и мужа - и зритель тщетно надеется на какой-нибудь перелом в развитии этой сцены, которая все яснее походит на казнь. И хотя маленький сын, в конце концов, сопротивляется отцу, бежит как сумасшедший назад к упавшей матери, бьет ее, чтобы она не засыпала в снегу, волочит ее по снегу и тащит ее на своих плечах, кричит ей - первый раз он прерывает свое молчание - чтобы она не сдавалась, но уже поздно, и женщина умирает: насилие чести49 одержало победу над слишком поздно заявившем о себе сочувствии.
Внутренняя борьба мужчины, который явно представлен режиссером далеко не как бездушный убийца или судья, проявляется еще раз в конце фильма: он снова сидит в поезде, возвращаясь назад в тюрьму. Он снова также безнадежно молчалив, как и прежде. Он играет со своим обручальным кольцом, одетым на пальце, поворачивает его, пытается снять, он почти уже снял его - и вдруг он решительным движением снова его одевает...
Слава Богу, что это только фильм!? Несколько лет назад всеобщее внимание привлек такой случай: работающий в Германии положительный во всем отец семейства с незапятнанной репутацией убил свою дочь, потому что она - выросшая в Германии - не собиралась расписываться со своим другом. На вопросы отца о помолвке молодая пара отвечала очень уклончиво. Каждый раз, когда отец приезжал в свою родную анатолийскую деревню, его спрашивали, что там позволяет себе его дочь и будет ли он за ней следить. Следовало ли ему терпеть такое позорное поведение? Должен ли был каждый смеяться над ним и его семьей и показывать на него пальцем? Никто, из живущих в современном обществе, не может себе представить, что творилось в душе этого человека под общественным давлением, прежде чем он взялся за нож, чтобы убить своего родного ребенка. Приговор суда он выслушал молча.
Значит, все же не только фильм? В турецком обществе всегда бывали и сегодня имеют место подобные крайние ситуации, трагедии, когда свою честь оказывается возможным отстоять, только убив оскорбителя.
В дружеском ли кругу или во время международной встречи, которую, например, сотрудники немецкой фирмы подготавливают к открытию своего филиала в Турции, реакция европейцев - жителей просвещенного Запада - на подобные случаи всегда одинакова: «Ужасно, бесчеловечно, варварство» - таков смысл этой реакции. Более понятным для европейцев такое поведение турков становится только тогда, когда они вспоминают, что подобное понимание чести существует (или существовало) в сельских областях юга Италии и Испании. Надо лишь вспомнить о строгих сицилийских требованиях чести, которые также признают кровную месть, или о том, что не так давно жизнь в деревнях Германии шла по обязательным правилам, установленным в специальном моральном кодексе, а нарушение этих правил наказывалось исключением преступника из деревенской общины или бойкотированием его.
Также и насильственный аспект поддержания чести - убийство оскорбителя - становится понятнее, если обратиться к другому примеру. В Турции от юной девушки, еще девственницы, которую преследует мужчина, угрожая ей изнасилованием, ожидают очень активной защиты (еркек гиби - как мужчина) и готовности любыми способами избежать посягательств, даже убить преследователя при необходимости - будь это ее собственный дядя, брат или отец. Для таких случаев в турецком уголовном кодексе, который выстроен на основе итальянского уголовного права, предусмотрены смягчающие вину особые обстоятельства. Западный наблюдатель в таком случае легко сможет оправдать девушку, указывая на то, что речь здесь идет не о какой-то абстрактной чести, а о защите от конкретных угроз конкретному человеку. В данном случае девушка - жертва, а не преступник. И европеец, как правило, не видит, что общего этот случай имеет с описанными выше. Но с точки зрения оскорбленного супруга или отца речь идет о таком же существенном, конкретном, хоть и социальном оскорблении. Так что мы должны подробнее рассмотреть турецкую (или точнее аграрно-патриархальную) систему ценностей и три ее категории: намус, шереф и сайты.
Честь (намус) представляет собой центральное понятие турецкой семьи, влияние этого понятия особенно заметно - но не только - в традиционных больших семьях. Намус - это такое трудноуловимое достояние, которое каждый получает при рождении и которое необходимо защищать на протяжении всей жизни. Его нельзя купить или приобрести каким-нибудь другим путем, его можно только защищать, но если оно уже потеряно, его никогда нельзя вернуть.
/forum/go/dcd875610a639bca614b2c4f8f6ab770