После принятия нижней палатой французского парламента законопроекта, предусматривающего уголовную ответственность и штраф за отрицание факта геноцида армян, определенная часть турецкого общества и политические круги этой страны сильно занервничали. Министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль заявил, что законопроект "будет незабываемым позором для Франции. С этого дня она не может себя называть свободной страной". Премьер-министр Реджеп Эрдоган пригрозил Парижу "ответными мерами". В ответ на это, как стало известно вчера со слов анонимного источника в турецком правительстве, Жак Ширак в телефонном разговоре с Эрдоганом выразил сожаление о решении парламента и даже пообещал, что будет препятствовать принятию соответствующего закона. Между тем, ничего нового, выходящего за рамки европейской политики по отношению к Турции, французскими депутатами предпринято не было.
Напомним, что в ходе недавнего визита в Армению тот же Ширак в Ереване заявил, что Турция должна признать геноцид армян 1915 года, чтобы стать полноправным членом ЕС.
Еще до начала переговоров относительно возможного в будущем вступления в ЕС перед Анкарой были поставлены несколько условий. Среди них был и кипрский вопрос, и признание геноцида армян вместе с открытием турецко-армянской границы. И, что немаловажно, внесение поправок или отмена 301-й статьи УК Турции, карающей "за оскорбление Турции и турецкой идентичности". Преследовались по этой статье и ставший на днях нобелевским лауреатом Орхан Памук, и редактор стамбульской газеты "Акос" Грант Динк, и многие другие...
В Турции часто говорят о несправедливых условиях, которые им выдвигает ЕС. Однако ведь это именно Турция хочет вступить в Евросоюз, а не европейские страны – в Организацию Исламская Конференция. В соответствии именно с этой логикой, принимающая организация вольна выдвигать любые требования. Не хотите выполнять или не можете договориться о смягчении этих требований, обижаетесь на ЕС как на "христианский клуб" – ну тогда и не жалуйтесь, что вас туда не пускают. Тем более что проеворопейские настроения пошли на убыль и в самой Турции. По данным социологических опросов, вступление в ЕС сейчас поддерживают всего 57% граждан этой страны, в то время как всего 3 года назад их было 75%. Тем не менее, Жак Ширак последовательно выступал за членство Турции в Евросоюзе, и попытки договориться по "армянскому" вопросу в ходе двусторонних политических консультаций не раз предпринимались по инициативе Парижа.
Так, 11 октября, то есть непосредственно перед рассмотрением законопроекта, состоялась телефонная беседа министра внутренних дел Франции Саркози с Эрдоганом, в ходе которой последний попросил у французского правительства политической поддержки. В ответ Саркози для приостановления законопроекта выдвинул премьер-министру Турции следующие предусловия: "Открыть армянскую границу Турции, объявить недействительной 301-ю статью нового турецкого уголовного кодекса и для обсуждения вопроса создать двустороннюю армяно-турецкую межправительственную комиссию, в частности, политических деятелей". Ответ Эрдогана на эти предложения был маловразумительным, и, видимо, именно поэтому законопроекту был дан "зеленый свет".
Конечно, действия Франции, официально осудившей геноцид армян еще в 2001 г., могут быть продиктованы различными причинами. В то числе далекими от искреннего сострадания к армянскому народу и попыток разобраться в трагических армяно-турецких отношениях вековой давности. Французские граждане совершенно не жаждут видеть Турцию в рядах ЕС, и политики не могут не считаться с общественным мнением. Вопрос же о взаимных симпатиях французов и армян, о мощном "армянском лобби" во Франции, на которое так часто любят ссылаться (на фоне песен Шарля Азнавура), на самом деле далеко не так однозначен. Международные отношения всегда были и остаются предельно жесткими и циничными, и та же Франция неоднократно и с легкостью приносила свои "проармянские" симпатии в жертву политической целесообразности.
Если немного углубиться в историю, то можно вспомнить, что именно Франция, подписав в октябре 1921 г. Анкарский договор, положила начало процессу международного признания нового турецкого правительства во главе с Мустафой Кемалем. Впоследствии французы оказывали сторонникам Кемаля значительную экономическую (и, по некоторым данным, военную) помощь и политическую поддержку. А поспешные и непродуманные действия французских властей по эвакуации Киликии в 1921-1922 гг. привели к гибели и паническому бегству десятков тысяч людей. Причем не только армян, но и греков, ассирийцев, арабов, веками проживавших в этом, сопредельном с курортной Антальей, районе современной Турции. Так что вряд ли стоит туркам так уж сильно обижаться на французов, которые помогли им оставить за собой порт Джейхан – перевалочный пункт на пути каспийской нефти в Европу, конечный пункт знаменитого нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан...
Представляется, что нынешняя истеричная шумиха в Турции скоро сойдет на нет, как и гораздо более массовые антифранцузские беспорядки 2001 г., когда в стране громили представительства французских компаний и бойкотировали французские товары. Эмоциональные заявления о том, что "Франция сегодня потеряла доверие со стороны турок", вновь уступят место трезвым расчетам. Двусторонний товарооборот после падения в 2001 г. затем стабильно рос и сегодня составляет свыше $10 млрд в год, причем Франция остается одним из самых крупных инвесторов в турецкую экономику.
Если одобренный французским парламентом закон все же вступит в силу, то его следствием, возможно, станет пересмотр нынешней политики Турции по отношению к Армении. Напомним, официальный Ереван не раз предлагал Анкаре установить дипломатические отношения без предусловий. Однако турецкая позиция на официальном уровне остается бескомпромиссной. В своем выступлении в ООН в ходе последней сессии глава МИД Турции Абдулла Гюль подчеркнул, что его страна во всем поддерживает Азербайджан и поэтому не открывает границу с Арменией. Собственно говоря, подобная политика, при которой Анкара является заложником внешнеполитических запросов Баку, и привела к нынешним неприятностям. В психологическом плане блокада скорее актуализирует исторические реминисценции с далеким 1915 г., плохо согласуясь с периодически звучащими из Анкары призывами "оставить историю историкам". В экономическом плане архаичная для XXI в. политика блокады границ себя также не оправдала, не задушила армянскую экономику и не помешала налаживанию двусторонних торгово-экономических связей, ежегодный объем которых оценивается более чем в $80 миллионов.
Сотрудники Французского института международных отношений (IFRI) Файона Хилл и Омер Таспинар следующим образом свидетельствуют о неэффективности блокады: "Армяне (как показывают встречи, которые мы провели во время посещения Кавказа в июле 2005 г.) больше не видят срочности в открытии границы и нормализации отношений с Турцией. Армения испытывает экономический подъем, и двусторонние армяно-турецкие торговые связи оцениваются по крайней мере в $100 млн ежегодно, несмотря на закрытую границу".
Однако сложившееся положение вряд ли можно назвать нормальным, и определенные круги в Турции это осознают. В последнее время имеются некоторые подвижки в двусторонних отношениях. Периодически в третьих странах проходят консультации дипломатов, заставляя Баку изрядно нервничать. Ряд турецких бизнес-ассоциаций и администраций приграничных городов призывают Анкару установить с Ереваном дипломатические отношения, снять транспортную блокаду и разрешить нормальное приграничное сотрудничество. Открытие границ будет стимулировать не в последнюю очередь экономическое развитие самой Турции, в частности, ее довольно запущенных восточных провинций, с их неразвитой инфраструктурой и значительным оттоком населения в более преуспевающие западные районы страны. Так, глава муниципалитета Карса в интервью Turkish Daily News говорил о важности открытия границ с Арменией. По его словам, оно поможет не только экономическому развитию Карса, но и даст возможность турецким экспортерам вывозить свои товары в Среднюю Азию и на Дальний Восток дешевым и надежным путем.
Наконец, недавно на сайте телеканала CNN-Turk была опубликована статья о том, что Турция готовится дать ход предложению президента Армении Роберта Кочаряна об установлении дипломатических официальных отношений между двумя странами. В статье отмечается: "Турция до сих пор отвергала установление дипотношений, утверждая, что до того Армения должна урегулировать конфликт с Азербайджаном. Сейчас Турция готова забыть карабахское условие и хочет создать совместную с Арменией дипломатическую комиссию. Это навредит отношениям Турции и Азербайджана, но Анкара сейчас обеспокоена успехом армян в вопросе международного признания геноцида армян, тем более ожидается, что до 2015 года, то есть до столетия геноцида, армяне достигнут еще больших успехов в этом вопросе. В последний момент удалось изменить мнение Евросоюза о том, что признание Геноцида армян должно быть предусловием для вступления Турции в ЕС".
Однако это стало весьма скромным дипломатическим успехом турок, так как само требование о признании геноцида никуда не делось. Газета "Время новостей" цитирует на условиях анонимности турецких экспертов, выражающих опасения местных общественно-политических кругов: "Теоретически мы могли бы признать геноцид как деяние, совершенное еще до возникновения нынешней Турецкой Республики. Но в таком случае армяне подадут судебные иски о материальных компенсациях, и нас попросту разорят". Вряд ли, однако, возможные иски способны нанести существенный ущерб столь мощной в экономическом отношении стране, как Турция, которая планирует строить несколько атомных электростанций, столько лет воюет с курдами и содержит вторую по численности в НАТО армию после США...
События во Франции являются серьезным сигналом для Турции, где должны всерьез задуматься о пересмотре своей неуступчивой позиции и начать процесс установления дипломатических отношений с Арменией без всяких предусловий. Иначе столь желаемого для правящих турецких кругов вступления в ЕС придется ждать еще неопределенно долгое время и, возможно, не дождаться никогда.