2013/02/11 17:56
Среди них была масса колоритнейших личностей - например, Джакомо ди Гаэта, венецианский еврей, лекарь и авантюрист. Он принял ислам (утверждал, что вынужденно) и стал личным врачом Мехмеда Завоевателя и его шпионом-дезинформатором. Гаэта был принят в доме венецианского посла и пичкал доверчивого патриция совершенно невероятными байками: например, поведал ему под страшнейшим секретом, что султан якобы тайно крестился. Новость (которую султан, виртуозный политик, скорее всего, придумал самолично ради какой-то просчитанной интриги), разумеется, наделала в Венеции совершенный переполох.

Конечно, большинство евреев не достигали высот Гаэты, зато оставались верными своей религии и получили право открыто исповедовать ее, хоть и с некоторыми ограничениями. В частности, запрещалось селиться рядом с мечетями, носить меха, шелк и красную обувь. Впрочем, точно такие же ограничения были наложены на христиан, так что в любом случае было не так обидно.

В 1492 году католические короли Фердинанд и Изабелла предложили всем евреям Испании принять крещение или немедленно покинуть страну. Султан Баязед II не только обещал принять всех изгнанников, но даже послал в испанские порты свои галеры, чтобы помочь им добраться до турецких берегов. В конце XV века иудеи (селившиеся кроме Балата в Хаскёе и Галате) составляли около 10% населения города. Константинополь стал известен среди евреев всего мира как «Всемирное убежище».

Со временем веротерпимость в исламской империи, разумеется, пошла на убыль, хотя слово «погром» так и осталось неизвестным в Константинополе. После установления Турецкой республики лозунг «Турция для турок» привел к массовой эмиграции, однако в городе и сейчас есть небольшие общины ашкенази и сефардов. Помимо Aхриды действуют еще две синагоги - в Галате и Шишли.

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1