Совместимы ли гений и добродетель?

Обсуждение всех вопросов, которые не подходят ни под одну из прописанных тем. Также место для выяснения отношений и простого общения тех, кому нечего сказать по теме ;)
Михаил Эпштейн. Совместимы ли гений и добродетель?

Mнения литературных персонажей часто принимаются за убеждения их авторов. Моцарт спрашивает Сальери: "А гений и злодейство / Две вещи несовместные. /Не правда ль?" И вот мы уже готовы верить, что Александр Сергеевич твердо придерживался таких же благонравных воззрений. Но сам Пушкин высказывался на этот счет иначе. На замечание П. А. Вяземского о том, что "обязанность… всякого писателя есть согревать любовию и добродетелью и воспалять ненавистию к пороку", Пушкин отвечает возражением: "Ничуть. Поэзия выше нравственности – или, по крайней мере, совсем иное дело". Известно также, благодаря трактовкe М. О. Гершензона, нашедшей поддержку у В. В. Набокова, что самые патетические строки "Памятника": "И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал," - выражают точку зрения не Пушкина, а ценителей "высоконравственной" поэзии, о которых сам поэт так отзывается в последней строфе: "не оспоривай глупца".

Между художественным даром и моральными обязательствами его обладателя нет никакой прямой зависимости. Об этом еще решительнее, чем А. Пушкин, высказывалась М. Цветаева: "Художественное творчество в иных случаях некая атрофия совести, больше скажу: необходимая атрофия совести, тот нравственный изъян, без которого ему, искусству, не быть. Чтобы быть хорошим (не вводить в соблазн малых сих), искусству пришлось бы отказаться от доброй половины всего себя".

Не только искусство, но и сам художник - по ту сторону нравственности. Передо мной лежит книга "Безумные грани таланта. Энциклопедия патографий". [5] Именной состав этой энциклопедии, за редкими исключениями, совпадает со словником любого энциклопедического словаря. Причем все патографии относятся как к психическим, так и нравственным патологиям исторических личностей, и подтверждаются они цитатами из документов и свидетельствами современников. Открываю наудачу. Г. В. Ф. Гегель. "Современников поражало… одновременное существование колоссальных интеллектуальных способностей с крайней мелочностью, подозрительностью, нетерпимостью к инакомыслию, рабским преклонением перед любым человеком, облеченным хоть какой-нибудь властью". (С.271). М. В. Ломоносов: "умер от болезни, развившейся вследствие неумеренного употребления горячих напитков" (С.623). Моцарт: "мог позволить себе делать обидные и не всегда справедливые замечания, остроты его часто бывали скучны и непристойны, слова – грубы. Во всем его облике иногда проглядывало что-тo злобное, демоническое…. Пристрастие гения к картам и бильярду, где он терял намного больше, чем зарабатывал". (С.719 – 720). Марсель Пруст: "Придя в отель и выбрав мальчика… Если Марселю не удавалось добиться оргазма, он требовал, чтобы ему принесли две клетки с крысами, не кормленными несколько дней…. Крысы ожесточенно набрасывались друг на друга. Зрелище битвы помогало Прусту добиться желанного оргазма…" (836-7). Артюр Рембо: "На стенах и скамейках города Рембо писал мелом: "Смерть Богу!" Когда он случайно встречал священников, с его губ неудержимо срывались злобные оскорбления. Рембо доходил до того, что бросал в них вшей, которых специально для этого разводил в своей шевелюре" (859). Дж. Тернер: "Великий живописец по своей психической конституции страдал врожденным идиотизмом. …Ко многим грязным порокам у него прибавилось еще и пьянство…" (972) Даже писатели, служившие добродетели своим творчеством, не всегда являли ее образец в своей жизни. Так, Ганс Христиан Андерсен был чрезвычайно скуп и тщеславен и, вопреки своей профессии сказочника, терпеть не мог детей и избегал их общества. Однако охотно общался с проститутками и часто посещал публичные дома – просто, чтобы поговорить, потому что свои любовные порывы удовлетворял рукоблудием, отчего и остался девственником (61 – 66).

Почти все люди, что-либо свершившие на благо и во славу человечества, были не просто грешны, как все мы, грешные, но грешны с каким-то особым присвистом, приплясом, притопом. Порывистые, неистовые, познававшие на себе и высоты, и бездны человеческой природы, жившие на пределе сил и во всю широту своей необузданной творчески-разрушительной натуры. По меркам церковного благочестия, им скорее всего предназначено место в аду. Ну кто из русских писателей, например, "по степени нравственного усовершенствования" (В. Соловьев) мог бы попасть в рай? Пушкин, дуэлянт, обольститель, обесчестивший столько семей? Тургенев, состоявший в любовном треугольнике с П. Виардо и ее мужем? Тютчев, своей связью с Денисьевой сведший ее в могилу и опозоривший своих близких? Азартнейший игрок Достоевский? Блок с его цыганщиной и разгулом? Самоубийцы Есенин, Маяковский и Цветаева? Пожалуй, никто. Может быть, Лев Толстой? Уж по "степени нравственного усовершенствования" с ним никто не сравнится. Но зато его единственного церковь и предала анафеме.

И поставим рядом с этими дерзкими талантами, чрезмерными и в пороках, и в самоотречении, - людей благонравных, но ничего не совершающих, не лезущих из кожи вон, чтобы проложить новые пути. Живут благочинно, размеренным трудом приумножают благосостояние семьи, никакие страсти их не обуревают, нечего им в себе подавлять, они все смиренные, Смирновы (одна из самых распространенных в России фамилий). Подвигов не совершали, зато и не нагрешили - ну кроме самых малых, общечеловеческих, простительных грехов (чуть-чуть чревоугодия, игривости, и т.д.). Значит, им открыт путь к спасению? Пушкин осужден на вечную геену, а Смирнов прославлен... Кроткое, тихое, мирное, мерное житие - таков ли удел званых и избранных? Не дерзай, не высовывайся, живи тише воды, ниже травы - и спасешься!?

О такой этике "смирновства", угашающей творческий дух, писал Н. Бердяев:"Упадочное смирение создает систему жизни, в которой жизнь обыденная, обывательская, мещански-бытовая почитается более смиренной, более христианской, более нравственной, чем достижение более высокой духовной жизни, любви, созерцания, познания, творчества, всегда подозреваемых в недостатке смирения и гордости. Торговать в лавке, жить самой эгоистической семейной жизнью, служить чиновником полиции или акцизного ведомства - смиренно, не заносчиво, не дерзновенно. А вот стремиться к христианскому братству людей, к осуществлению правды Христовой в жизни или быть философом и поэтом, христианским философом и христианским поэтом - не смиренно, гордо, заносчиво и дерзновенно. <…> Человек призван быть творцом, соучастником в Божьем деле миротворения и мироустроения, а не только спасаться. И человек может иногда во имя творчества, к которому он призван Богом, во имя осуществления дела Божьего в мире, забывать о себе и своей душе. <…> Невозможно делать научные открытия, философски созерцать тайны бытия, творить художественные произведения, создавать общественные реформы лишь в состоянии смирения."

Такой божий "мир-смир", а точнее, псевдо-церковную версию божьего мира трудно принять: не только потому, что она отвергает человека-творца, но и потому, что она принижает Бога-Творца. Сам Бог, по образу которого создан человек, в Библии вовсе не смиренный. Он творит чудеса, он поселил нас в прекрасном и яростном мире, мире свободы и случайностей, где порядок рождается из хаоса, где бушуют страсти и преизобилуют любовь и желание. Бог сам страстен, яростен, любвеобилен, ревнив, нетерпелив, милосерден и созидателен. "Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?" (Псалтирь 78:5 ) "…Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли". (Второзаконие 6:13-15); "…Возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою" (Захария 1:14).

Бог заповедал всякой твари, и человеку прежде всего, плодиться и размножаться, населять землю своим потомством. Если бы не горячность, всесметающая буря чувств, мог ли бы Он быть водителем человечества? Если бы Он был кротким и тихим, откуда взялась бы вселенная с ее миллиардами солнц? Псевдо-религиозная этика взяла за мерило пресное, а не острое, теплое, а не горячее, вялое, а не цветущее, энтропию, а не энергию. Сам темперамент, лежащий в основе таких якобы "религиозных" представлений о человеке, - водянистый, флегматичный, слизистый (флегма - "слизь"). Послушание, непорывание, безгрешность... Почему отсутствие (греха, порока) ставится выше, чем наполненность (пусть даже и переполненность) жизни чувствами, постижениями, деяниями, свершениями, размножением и плодовитостью, не только телесной, но и духовной?

Если бы на исповедь к священнику явился сам Вакуум, Господин Никто, пожалуй, он был бы легко допущен к причастию. Не грешил, не гневался, не вожделел, не завидовал, не ревновал, не делал, не говорил и не помышлял дурного... Не, не, не... Почти святой, проходи, причащайся. Так путь в храм прокладывается духу небытия. А если бы на исповедь явилось само Бытие и его Создатель. Гневался? - да, на народ Израилев и на врагов его "изливаю ярость гнева Своего"? Ревновал? - да, к изменяющим мне с другими богами. Мстил? - да, "мне отмщение и аз воздам". Мощью своей гордился, восхвалял себя? - да, "славы Моей не дам иному" (Исайя, 48:11). Не допущен был бы к чаше Господь, потому что не только "впадает в грехи", но и "упорствует" в них. И тогда непонятно, почему церковь, говорящая именем Бога, охотнее благословила бы дух небытия, чем дух бытия, творческой страсти и изобилия.

В Евангелии есть притча о талантах: Господь каждому дает определенные дары и требует умножить их и вернуть сторицей. Это главное дело человеческой жизни не вмещается ни в какой обряд и не подлежит учету ни в каком приходе. Ни одна церковь не спрашивает у своих прихожан, насколько они умножают таланты, данные им Богом, насколько хорошо писатель пишет, врач лечит, певец поет, философ мыслит. Это остается вне церкви, в прямом предстоянии человека, малого творца – большому Творцу. В церкви человек подлежит оправданию за то, чего он НЕ делал: не убивал, не прелюбодействовал, не крал… А то, что он сделал: создал, написал, открыл, изобрел, – об этом в церкви не спрашивают. Дескать, это не худсовет и не патентное бюро. Но именно за это мы напрямую отвечаем перед Богом, и в этом смысле притча о талантах может считаться ключом к пониманию религиозного смысла творчества. Вопрос: где, в какой этике и теологии, за основную добродетель берется энергия, с которой человек сотрудничает с Творцом, сотворит ему? Где в церковных уставах место волнению, дерзанию, ревнованию, заповедям творчества, которые сближали бы человека с библейским Творцом?

(продолжение следует)
На чумазых котят
Так похожи серёжки ивы,
А ведь тоже цветы!
Аватара пользователя
Рыжая
 
Сообщения: 11804
Фото: 105
Регистрация: 12 дек 2012
Откуда: из тайги

Рыжая писал(а):Михаил Эпштейн. Совместимы ли гений и добродетель?

Гениальность(способность-возможность)-дар свыше,человек в этом принимает минимальное участие,а добродетель-это результат воспитания(родительского или самоличного),часто общество портит(воспитание) гениев...,лесть-преклонение-зависть итд итп...любого человека сведет с ума ... :to_pick_ones_nose3:
Я свободно разговариваю на трёх языках: ирония, сарказм, ненормативная лексика.(с)
Аватара пользователя
Venture
Брюл(Clubber)
 
Сообщения: 48671
Фото: 980
Регистрация: 12 дек 2003
Откуда: Город-герой Белград

Рыжая писал(а):Михаил Эпштейн. Совместимы ли гений и добродетель?


В Евангелии есть притча о талантах: Господь каждому дает определенные дары и требует умножить их и вернуть сторицей.
(продолжение следует)


Господь слишком дорого берет за отданное будто бы безвозмездно. Иногда плата несопоставимо выше.
Вспомнить гениальных людей, кто из них благополучно дожил до седых мудей.
Пушкин - 37 лет, Есенин - 30, Лермонтов - 28.
Добролюбов - 25 лет, Обри Бердслей - 25.
Фараон Тутанхамон - 18 лет.

Это так, навскидку..
А дети - вундеркинды? Не считая того, что им с детства необходим особый подход, который, к слову, сформировался только в конце 20 века, а до этого не было спецшкол для одаренных.
Дорого расплатилась за свой талант Ника Турбина


Таланты ярко горят и очень быстро сгорают. Господь слишком быстро забирает назад свои подарки.
Каждый имеет право настаивать на своем. Лично я настаиваю на рябине..
Аватара пользователя
Baro-nessa
фон Штраббс
 
Сообщения: 16170
Фото: 124
Регистрация: 21 окт 2009
Откуда: Полуостров Юкатан

Baro-nessa писал(а):Господь слишком дорого берет за отданное будто бы безвозмездно. Иногда плата несопоставимо выше.
Вспомнить гениальных людей, кто из них благополучно дожил до седых мудей.

Таланты ярко горят и очень быстро сгорают. Господь слишком быстро забирает назад свои подарки.

хмм,а этот что?исключение? 76 лет прожил...и это не мало... :to_pick_ones_nose3:
Изображение
Я свободно разговариваю на трёх языках: ирония, сарказм, ненормативная лексика.(с)
Аватара пользователя
Venture
Брюл(Clubber)
 
Сообщения: 48671
Фото: 980
Регистрация: 12 дек 2003
Откуда: Город-герой Белград

Дед-Мороз химии...тоже не мало жил... :to_pick_ones_nose3:
Изображение
Дми́трий Ива́нович Менделе́ев (27 января [8 февраля] 1834, Тобольск — 20 января [2 февраля] 1907, Санкт-Петербург) — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент по разряду «физический» Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.
Я свободно разговариваю на трёх языках: ирония, сарказм, ненормативная лексика.(с)
Аватара пользователя
Venture
Брюл(Clubber)
 
Сообщения: 48671
Фото: 980
Регистрация: 12 дек 2003
Откуда: Город-герой Белград

продолжение статьи

Совместимы ли гений и добродетель? - 2


Итак, даже если допустить, что гений несовместим со злодейством, остается более трудный вопрос: совместим ли гений с добродетелью? Ответ может принести много разочарований любителям ходячей морали. Но почему?

Гений – это полновластный хозяин в том мире, который отведен ему для творчества. Он распоряжается судьбами своих персонажей, он создает особое время и пространство и наполняет его красками и звуками, он вторгается в тайны мироздания и дерзко раскрывает их, он устанавливает законы для своих подданных и распоряжается их жизнью и смертью. Гений может всё в пределах той сферы (художественной, философской, научной, технической), куда поставлен созидать, быть образом и подобием самого Создателя.

Но кроме этого малого мира, ему вверенного, есть другой, большой мир, где он выступает как человек среди себе подобных, где на него возложены те же заповеди послушания, смирения, воздержания, братства, взаимопомощи, любви к ближнему. Те качества, которые нужны ему как творцу малого мира, теперь должны уступить место тем качествам, которые нужны ему для бытия тварью, для послушания законам Творца в большом мире. Художник же "проскакивает" эту границу, не считаясь с ней, не замечая ее. Он продолжает обращаться с другими людьми, как будто они по-прежнему его персонажи, манипулирует ими, подавляет их волю. Он капризен, своеволен, самовластен, как подобает творцу–сочинителю, но не гражданину, семьянину, прихожанину. Вместо того, чтобы быть послушным творением Бога и добрым братом другим творениям, он продолжает вести себя как всемогущий правитель, как отец миров, как пастырь малых сих, и узурпирует власть Творца. Малый творец бунтует против большого, т.е. в утверждении своей свободы идет дальше отведенного ему творческого надела. В судьбе гения снова и снова повторяется миф о Люцифере, о светоносном предводителе духов, избраннике Господнем, который восстал против Творца, поскольку был наделен наибольшим могуществом.

Отсюда демонизм гения. Его разрушительному вторжению в чужую жизнь сопутствуют два рода пороков. Это грех величественности, гордыни, своеволия, своеправия, самопревознесения, насилия над чужой волей, – и грех ничтожества, пошлости, опустошенности, разврата, самоодурманивания и забытья. Эти грехи взаимосвязаны: тот, кто стремится стать всем, становится ничем. Но есть различия. Скажем, Байрону свойствен был грех гордыни и самовозвеличения, а Эдгару По – грех саморазрушения, пьянства и забытья. Перенапряжение сил в творчестве – и, как следствие, их упадок в повседневной жизни. "Пока не требует поэта..." У Пушкина чередовались эти разрушительные вторжения в жизнь других людей – и периоды хандры, опустошения.

Нужно ввести в этику разграничение: творцу – творцово, твари – тварево. Поэту, художнику, изобретателю позволено, как творцу, все, что потребно для творчества. Творец питается плодами с древа жизни, он образ Творца в его могуществе. Здесь главные заповеди – утвердительные: твори, плоди и размножайся, наполняй землю, люби, веселись, радуйся. Но в качестве твари, т.е. творения Божия, тот же человек подлежит правилам нравственности, как существо падшее, сорвавшее плод с другого древа, познания добра и зла. И потому заповеди здесь запретительные: не убий, не прелюбодействуй, не кради, не лги, не домогайся...

В гении двойственность человеческого удела предстает трагически заостренной: он и "право имеющий" среди тварей, и "тварь дрожащая" перед Творцом.

(продолжение следует)
На чумазых котят
Так похожи серёжки ивы,
А ведь тоже цветы!
Аватара пользователя
Рыжая
 
Сообщения: 11804
Фото: 105
Регистрация: 12 дек 2012
Откуда: из тайги

Теперь немного о гениях

Отрывки из книги А.Шувалова "Безумные грани таланта"

Ван Гог

Изображение

У его тeтки отмечались припадки эпилепсии, а брат Тео умер спустя полгода после самоубийства Винсента в клинике для умалишeнных, впрочем, неясно, от какого заболевания. Младшая же их сестра страдала шизофренией и провела в психиатрической больнице 32 года.

Клиническая картина болезни Ван Гога меньше всего напоминает эпилепсию. Странностей в поведении хватало с самого детства. Из-за них отцу даже пришлось забрать сына из школы, но и дома Винсент продолжает ссориться с родителями и, «не вынося чужих взглядов… подолгу не решается выйти на улицу»1. Религиозность Ван Гога перерастает в аскетизм, который принимает явно болезненные черты: он бьeт себя палкой, ест только черствый хлеб, отдает свои золотые часы в качестве подаяния в церкви. Эксцентричные и нелепые поступки Ван Гога мешают ему получить сан священника. Винсент все же отправляется проповедником в шахтерский поселок Боринаж. Лишенный денег и чьей-либо поддержки, он ходит в лохмотьях, совершенно не моется, живет в заброшенной хижине, где спит на охапке соломы. При этом «исповедует грехи у шахтеров, а затем публично наказывает себя за эти грехи, избивая себя палкой». Жители поселка смотрели на него как на помешанного; да и родственники уже понимали, что Винсент психически болен. «Родители же намеревались направить его в одну бельгийскую деревню, жители которой брали в свои семьи душевнобольных»2. Работал Ван Гог и учителем, и приказчиком, и только в последнее десятилетие — живописцем. «Но всюду и во всем он был неудачником»3.

В 1882 г. Ван Гог в состоянии тяжелой депрессии, осложненной венерической болезнью, поступил на излечение в одну из гаагских больниц. Через четыре года Ван Гог с одним из художников, шотландцем Александром Ридом, задумал совместное самоубийство, которое, к счастью, не осуществил. Позже, увидев свой портрет, написанный Гогеном, Винсент пришел в нервное возбуждение и воскликнул: «Это действительно я, но только сошедший с ума!»4 Вечером в кафе возбужденный Ван Гог бросает стакан в голову своего портретиста, а через несколько дней пытается зарезать Гогена бритвой.

В конце декабря того же года в газете города Арль опубликовали сообщение: «В воскресенье в 23:00 художник Ван Гог появился в доме терпимости № 1, вызвал проститутку по имени Рашель и подал ей свое отрезанное левое ухо со словами: "Спрячь хорошенько”». Помещeнный в больницу, Ван Гог прогонял от себя людей, умывался в угольном ведре, отказывался от пищи, выкрикивая фразы религиозного содержания. Седьмого января Ван Гог был выписан из больницы, однако состояние его оставалось тяжeлым: «бессонница, ночные страхи, бред отравления, религиозные идеи, застывание в одной позе, отказ от еды… упадок сил». В феврале 1889 г. главный врач арльской больницы доктор Урпар ставит диагноз «острая мания с генерализованным бредом»5. Через три недели психоз прошeл и художника выписали домой. Но так как он оставался без присмотра, жители обратились к мэру с требованием изолировать безумца. За год до смерти в письме к брату Тео Ван Гог жалуется: «Полицейский комиссар… в ответ на это распорядился снова меня запереть. Как бы то ни было, меня посадили на много дней под замок, в камеру сумасшедшего, под охрану сторожей, не доказав моей вины или не будучи в состоянии этого сделать…» Врач «говорит, что я вместо того, чтобы хорошо и правильно питаться, поддерживал себя водкой и кофе. Я признаю это. Однако правильным останется и то, что для того, чтобы достигнуть той резко-жeлтой ноты, которая мне удалась этим летом, все нужно было довести до крайности».

Владелец приюта для душевнобольных Теофиль Пейрон записал в истории болезни, что художник страдал помешательством в острой форме со зрительными и слуховыми галлюцинациями. Приступы болезни проявлялись страхами, тоской, злобностью и галлюцинациями устрашающего характера; он ел свои краски, метался по комнате, отказывался от пищи, был импульсивен, застывал в одной позе. А в светлые промежутки продолжал рисовать. 27 июля 1890 г. Ван Гог ушел с этюдником в поле, где выстрелил в себя из револьвера. В его кармане обнаружили неотправленное письмо брату, в котором была такая фраза: «…мой труд принадлежит тебе. Я заплатил за него моей жизнью, и разум мой наполовину ушел на него».

Врачи, лечившие Ван Гога, считали его психическое расстройство формой эпилепсии, хотя вскоре стали появляться и другие мнения: болезнь художника было трудно диагностировать.

К диагнозу «шизофрения» помимо известного ученого Карла Ясперса склонялись и многие другие психиатры. Ясперс также утверждал, что известность Ван Гога связана преимущественно с работами его «шизофренического периода».

В диагностические рамки шизофрении не укладывается только один факт: у пациента сохранялось критическое отношение к окружающему — при шизофрении явление необычное. Швейцарский психиатр Э. Блейлер, создатель концепции шизофрении, предполагал у Ван Гога сочетание шизофрении и эпилепсии. Другие психиатры отвергали оба основных диагноза: «...отсутствие специфических изменений личности, свойственных большинству форм шизофрении и эпилепсии, позволяют поставить под сомнение эти диагнозы.

Творчество и жизнь художника, его переписка говорят, что в данном случае, по-видимому, речь идет об особом периодическом психозе у дисгармонической личности».

Немецкие авторы W. LangeEichbaum и W. Kurth (1967. С. 373) считают, что его «лихорадочное творчество» можно сравнить с повышенной продуктивностью перед началом сифилитического заболевания мозга, какое имело место у Ницше, Мопассана, Шумана. «Ван Гог представляет хороший пример того, как посредственный талант благодаря психозу превратился во всемирно признанного гения»6.

В целом картины последнего времени хаотичны, краски грубее, в них явно выявляется склонность к стереотипичности и орнаментализации, что характерно для рисунков больных шизофренией. В отношении своих последних пейзажей Ван Гог писал брату: «Это — огромные поля, простeртые под облачным небом, и мне нетрудно было выразить в них всю мою печаль, крайнее моe одиночество».

Ван Гог не рисовал обычно ожидаемых от умалишeнных «ужастиков» в духе «Капричос» Гойи. Сюжеты его картин носят сугубо пасторальный характер: поля, подсолнухи, виноградники. Но болезненно-напряженная манера живописного изображения мирных пейзажей, безудержное буйство красок и порывистость мазков, «стремление деформировать оптическое восприятие действительности» свидетельствуют о столь же беспокойном состоянии души и рассудка художника7.

Исследователи еще долго будут спорить о диагнозе Ван Гога, но влияние его психического расстройства на творчество отрицать не станет никто.
На чумазых котят
Так похожи серёжки ивы,
А ведь тоже цветы!
Аватара пользователя
Рыжая
 
Сообщения: 11804
Фото: 105
Регистрация: 12 дек 2012
Откуда: из тайги

Льюис Кэррол

Настоящее имя - Чарльз Лютвидж Доджсон. Чарльз Доджсон был глух на одно ухо, сильно заикался и страдал бессонницей. На протяжении всей жизни он вел одинокий и упорядоченный образ жизни: лекции, математические занятия, многокилометровые прогулки и прием пищи — в строго определенные часы. Лекции читал ровным, механическим голосом, был патологическим педантом и по самым незначительным поводам писал «меморандумы и брошюры, которые издавал и рассылал за собственный счет». Очень мало общаясь с людьми, доктор Доджсон с удовольствием вел огромную переписку — зачастую с теми лицами, которых никогда не видел. Неудивительно, что в Оксфорде у него установилась прочная репутация эксцентричного и очень странного человека.

«Те, кто окружал преподобного Ч. Л. Доджсона, преподаватели и особенно студенты, даже не подозревали, что тихий, застенчивый, страдающий от сильного заикания тьютор (руководитель семинара. — Ред.) живет причудливым тайным бытием»1. Биографы гадают: была ли у него какая-либо физиологическая ущербность, которая лишила его нормальных сексуальных отношений? Достоверным считается лишь тот факт, что Кэрролл умер девственником, а женщинам так и не довелось переступить порог его дома. Возможно, из-за своего сильного заикания он был крайне застенчив в общении. Но — удивительно! — застенчивость и заикание писателя моментально исчезали в присутствии маленьких девочек. Еще более странным выглядит страстное стремление писателя рисовать и фотографировать их раздетыми донага. Причем Кэрролл предпочитал компанию только девочек. Биографы насчитали у него более ста маленьких подружек, с которыми он решительно прекращал встречи и отношения, когда они взрослели. Кэрролл любил фотографировать девочек в одежде, но еще чаще они позировали ему обнаженными. Хотя благочестивый священник снимал свои ню только с разрешения их матерей, «такое хобби вызывало у многих по меньшей мере удивление. Стали появляться всевозможные слухи, и в 1880 году Кэрролл внезапно навсегда отказался от своего хобби»2.

Диагноз писателя формально соответствует признакам педофилии. И не случайно многие исследователи сравнивали Льюиса Кэрролла с Гумбертом Гумбертом — литературным героем романа В. Набокова «Лолита». Принципиально важное отличие, однако, состояло в том, что Кэрролл никогда не вступал со своими «фотомоделями» в половые связи. В письме к одному из оксфордских друзей он писал: «Что касается слухов, могу лишь сказать, что по отношению к этим прелестным существам я всегда остаюсь джентльменом…» Более того, писатель всегда спрашивал у родителей дозволения поцеловать их дочь или посадить ее на колени. Тем не менее при всей его галантности и соблюдении внешних приличий от некоторых семейств он был отлучен. Так, мать его любимицы Алисы (прототипа героини знаменитой сказки) сожгла все письма профессора к дочери и отказала ему от дома. Этот факт свидетельствует о том, что писатель, вероятно, все же перешел существовавшие в то время допустимые границы отношений между мужчиной и несовершеннолетней «прелестницей».

Классик сексопатологии XIX века Рихард фон Крафт-Эбинг относил педофилию к «противоправным действиям» даже в тех случаях, когда «всевозможные безнравственные поступки» не подходили под понятие изнасилования (1886 г.). То есть допускал отсутствие при педофилии самого полового акта.

«Кэрролл много работал, простаивая за конторкой по 13—16 часов подряд. Напряженная работа сказывалась на здоровье: появились бессонница, головные боли, галлюцинации. И здесь не обошлось без «Страны чудес»: Кэрроллу мерещились крепости с валами и рвами, башенками, флюгерами, подъемным мостом»3. Это была та сторона его жизни, которую он тщательно скрывал от посторонних глаз. Та «безумная грань» его литературного творчества, которая придала редкую оригинальность его беллетристическому творчеству.

В 1862 г., когда доктору Доджсону было 30 лет, он познакомился с семьей своего декана и часто катался на лодке с его тремя маленькими дочерьми. Одна из них, семилетняя Алиса, привлекла особое внимание писателя, что и принесло им обоим бессмертие. Однажды доктор Доджсон сочинил сказку специально для Алисы, а потом по ее просьбе записал и украсил рисунками. В 1865 г. увидела свет книга под названием «Алиса в Стране чудес», опубликованная под псевдонимом «Льюис Кэрролл» и признанная в дальнейшем лучшим детским произведением в мировой литературе.

Содержание книги очень напоминает затянувшееся сновидение — и действительно, в конце этой сказки Алиса просыпается. Заметим, что, даже обладая самым гениальным воображением и фантазией, невозможно описать все изложенное, не испытав аналогичные переживания. «В сказках Льюиса Кэрролла видели и невротический кошмар, и аллегорическую полемику по религиозным проблемам, и политические распри, комически выставленные, и вовсе ничего, кроме детской забавы, не видели».

Некоторые психиатры склонны утверждать, что Кэрролл на протяжении всей жизни страдал вялотекущей шизофренией, а литературное творчество не просто связано с его психопатологией, но фактически вытекает из нее, составляя «органическое целое личности, душевного заболевания и созданных им первоклассных произведений». Психиатрам известно, что инфантильная сексуальность может удовлетворяться различными способами, в том числе и фотографированием обнаженного тела. В последнем случае находит свое выражение и такая, свойственная в основном мальчишескому возрасту, сексуальная аномалия, как вуайеризм (страсть к подглядыванию), которая заменяла Кэрроллу нормальную сексуальную жизнь. В связи с этой же инфантильностью можно говорить и о наличии у писателя своеобразного детского страха, которые психоаналитики обозначают как «кастрационный комплекс». Творческое выражение последнего можно увидеть в том сне Алисы, где Шахматная королева отрубает головы своим подчиненным. Возможно, Кэрроллу удавалось сублимировать свои неразрешенные сексуальные конфликты и переживания в занятия математикой, что, в свою очередь, избавляло его от сомнений по поводу холостяцкого одиночества. Шизоидное расстройство личности писателя вряд ли вызывает сомнение, как и то обстоятельство, что заикание у Кэрролла протекало в форме логоневроза (невротического заикания).

Кастрационный комплекс – потеря способности получать эротическое удовольствие нормальным сексуальным образом и неуверенность в своей мужественности.

Наличие у писателя педофилии, которая вряд ли доходила до сексуальных контактов, оставляет поле для дискуссии. При этом мы должны избежать соблазна переноса на писателя Викторианской эпохи современной точки зрения на педофилию, так как это расстройство сексуального предпочтения в наше время получило чрезмерно широкое распространение.

Таким образом, можно прийти к выводу, что необыкновенная оригинальность «Алисы в Стране чудес», обеспечившая этому произведению столь долгую популярность, была обусловлена столь же необыкновенным своеобразием личности писателя, другими словами, ее психопатологическими особенностями.
На чумазых котят
Так похожи серёжки ивы,
А ведь тоже цветы!
Аватара пользователя
Рыжая
 
Сообщения: 11804
Фото: 105
Регистрация: 12 дек 2012
Откуда: из тайги

Альберт Эйнштейн.


Родившийся младенец доставил матери немало беспокойства: «Голова была такая большая, череп такой угловатый, что она даже подумала о врожденном уродстве. Ребенок настолько медленно учился говорить, что мать едва не сочла его умственно отсталым».

Предполагают, что молодой Эйнштейн в детстве страдал легкой формой аутизма, и его можно было бы назвать на современном молодежном сленге «тормозом». Будущий гений демонстрировал в школе более чем среднюю успеваемость, зато домашнее самообучение шло семимильными шагами. С первых дней Альберт рос замкнутым и флегматичным, но удивительно самостоятельным.

Однажды в подростковом возрасте он бросил в сестру кегельный шар, в другой раз едва не пробил ей голову лопаткой. На учительницу музыки Альберт замахнулся стулом, отчего та выбежала из дома и больше к своему ученику не возвращалась. Когда им овладевал подобный приступ, «он, повидимому, не мог совладать с собой. В обычном же состоянии он был неестественно спокоен, почти заторможен... Эта кажущаяся апатичность заставляла родителей беспокоиться за его душевное здоровье. Разговаривать он начал поздно и, пока ему не исполнилось семь лет, имел привычку негромко и медленно повторять каждую произнесенную им фразу... Причина была, по-видимому, не только в неумении, но и в нежелании общаться».

В 12 лет он неожиданно для родителей впал в религиозный экстаз, отказался есть свинину, распевал религиозные гимны, но через год все прошло.

В возрасте 15 лет Эйнштейн бросил школу с плохими отметками и не получив аттестата, но продолжал учиться самостоятельно. В 1896 г. Со второй попытки сдал экзамены в Высшее техническое училище в Цюрихе. Нерадивое отношение к учебе и открытое пренебрежение мнением профессоров аукнулось Эйнштейну при выпуске. Его дипломная работа получила лишь 4,5 балла (по современным меркам — «тройка»), а мстительные педагоги отказали ему в рекомендации на работу. Своенравному ученому пришлось два года перебиваться с хлеба на воду, подыскивая себе работу. Пробыв два месяца внештатным школьным учителем, он устроился техническим экспертом третьего класса в патентное бюро.

Жизнь гения шла своим чередом, вскоре ему уже нужно было содержать семью, которой он обзавелся в 22 года. Женой стала соученица по политехникуму Милева Марич — некрасивая, хромоногая девушка, которая была на четыре года старше Эйнштейна. Милева тоже изучала физику, что было редкостью для женщин того времени, и выполняла за Альберта многие математические расчеты. Этот факт дал повод утверждать, будто именно Милева была истинным автором теории относительности.

Вскоре между супругами начался разлад, возможно, из-за того что Милева без ведома мужа крестила детей в православную веру. Эйнштейн увлекся своей кузиной Эльзой Ловенталь и фактически разорвал отношения с супругой. Если общественную жизнь Альберта Эйнштейна можно считать образцово-показательной, то этого нельзя сказать о личной. Внутри лохматого флегматика бушевали невероятные страсти. Развод с Марич шел долго и болезненно. В качестве одного из условий расторжения брака Эйнштейн отписал жене деньги будущей Нобелевской премии, которую рассчитывал обязательно получить (еще один довод в пользу того, что Милева была его соавтором). И действительно через несколько лет получил.

Не будучи образцовым семьянином, Эйнштейн стал относиться и ко второй жене Эльзе через призму эдипова комплекса — как к желанной матери, но нежеланной партнерше. Дело в том, что вместе со славой к нему пришли и многочисленные поклонницы. Богатые дамы регулярно катали Эйнштейна на автомобилях и заваливали его подарками, доводя Эльзу до истерик. Кстати, одной из своих подруг ученый завещал вдвое больше денег, чем родному сыну Гансу, оставив ей также все свои личные вещи и книги.

В молодые и зрелые годы, чтобы понравиться женщинам, Эйнштейн довольно тщательно следил за собой, но к старости перестал беспокоиться о своем внешнем виде. В последние годы он ходил без нижнего белья, носил один и тот же замусоленный свитер и мятые штаны, надетые прямо на голое тело. Стоптанные ботинки надевал без носков, редко мылся и стригся, зубы не чистил, подолгу не брился и никогда не расчесывался. «У него был скорее вид художника, чем ученого». Есть и другое предположение: ученый уделял повышенное внимание «мифологизации собственного образа. Не исключено, что это были чисто интуитивные или просто непреднамеренные действия, но так или иначе они были ему присущи. Непомерное отращивание густой копны волос, хождение в мятой одежде, демонстративное нежелание надевать носки, в том числе даже в тех случаях, когда он отправлялся на официальные встречи, бесспорно относятся к «игре в собственный образ».

Великий физик был человеком увлеченным, слегка рассеянным, мечтательным и отличался беспринципностью в нравственном отношении. Если ему казалось, что его поступки останутся в тайне, он легко шел на сделку со своей совестью. Поэтому его интимные отношения с женщинами часто носили излишне легкомысленный характер. Ведь о его непрерывных изменах практически никто не знал. Так, только недавно стало известно, что он крутил роман с молодой женой советского скульптора Сергея Коненкова, которая работала на НКВД.

Следует обратить внимание на особенности речевого развития (точнее, недоразвития) Альберта. «Ретроспективно сам Эйнштейн видел в своем замедленном речевом развитии одну из причин, облегчивших открытие им основ теории относительности: он говорил, что понял по-новому пространство и время именно благодаря тому, что научился употреблять слова Raum и Zeit только в таком позднем возрасте, когда другие молодые люди давно уже их говорят, как правило, не задумываясь об их значении, полученном в готовом виде при обучении языку».

Американский психолог Ион Карлсон считает, что наличие гена шизофрении — один из стимулов высокой творческой одаренности. «По мнению Карлсона, этот ген был у Эйнштейна, а у его сына врачи констатировали шизофрению. Следовательно, хотя Эйнштейн был душевно здоровым человеком, но он был носителем такого гена, что, несомненно, влияло на умственный и душевный строй этого гения, хотя и не вызвало заболевания».

Патологоанатомическое исследование головного мозга Эйнштейна показало, что его теменная доля шире, чем обычно, примерно на 15%. Считается, что она отвечает за пространственные ощущения и аналитическое мышление (сам ученый говорил, что мыслит скорее образами, чем понятиями). Данная аномалия также способна объяснить тот факт, что Альберт Эйнштейн до трех лет якобы вообще не мог говорить.

Итак, говорить о шизофрении нет убедительных оснований: странности поведения без бредовых расстройств мало что значат, как и сын, заболевший шизофренией (большую часть своей жизни сын, брошенный отцом, провел в психиатрических лечебницах). Зато много данных за присутствие у Эйнштейна шизоидных черт личности.

Можно предположить, что у Эйнштейна еще в утробе была поражена центральная нервная система (ЦНС), возможно из-за токсикоза во время беременности матери. Об этом свидетельствуют «угловатый» череп; задержка речевого развития; некоторая «заторможенность» в «обычном состоянии». Таким образом, органическое поражение ЦНС, от которого психиатры в первую очередь ожидают задержку умственного развития, может быть благодатной почвой для проявления гениальности!
На чумазых котят
Так похожи серёжки ивы,
А ведь тоже цветы!
Аватара пользователя
Рыжая
 
Сообщения: 11804
Фото: 105
Регистрация: 12 дек 2012
Откуда: из тайги

Фильтры

Навигация

Вернуться в Базар - Haydi konuşalım!

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17