2013/02/11 17:57
Возникновение первых поселений на остроконечном мысу, омываемом водами Босфора и Пропонтиды (Мраморного моря), относится к VII- VI вв.до н.э., иными словами, к тем временам, когда финикийские и греческие купцы продолжили морской торговый путь к берегам Чёрного моря. Пусть этот пролегал через Геллеспонт (Дарданеллы), Мраморное море и Босфор. В ту пору мореплаватели обнаружили залив, глубоко врезающийся в сушу на месте слияния Босфора и Мраморного моря. Это было отличное место для стоянки судов, их ремонта и отдыха моряков. Можно себе представить, как благодарили судьбу оказавшиеся здесь путешественники, утомлённые трудным плаванием. Залив, напоминающий по форме рог, получил название «Золотой Рог».

Пролив Босфор разделяет две части света – Европу и Азию. Линии его европейского и азиатского берегов удивительно совпадают, так же, как и характер почв и разрезы скал. Вероятно, когда-то, в далёком прошлом, здесь не было пролива. Природа словно сама решила помочь людям проложить путь из Средиземного моря в Чёрное.

Первое подробное описание Босфорского пролива – «Плавание по Босфору» - составил Дионисий Византийский, автор II или начала III в. н.э. Этот труд является ярким свидетельством того, что удобные гавани, плодородные земли, богатство флоры и фауны босфорских берегов издавна привлекали купцов и мореходов.

Названия проливов связаны с образами греческой мифологии. Слово «Босфор» означает по-древнегречески «коровий брод»: в одном из мифов содержится рассказ о том, что через этот пролив переправилась Ио, дочь Инаха, первого царя Арголиды, превращённая в корову богиней Герой, приревновавшей её к Зевсу. Древнее наименование Дарданелл, «Геллеспонт» («Море Геллы»), связано с легендой о царевне Геле, которая погибла в водах пролива, спасаясь от преследований злой мачехи.

Финикийцы именовали Чёрное море «Ашкенас», т.е. «Море севера», а древние греки стали называть Понтом Евксинским – «Морем Гостеприимным». Но море это не сулило безопасного плавания. Названием своим оно скорее обязано было плодородию и изобилию побережья. Во многих легендах и мифах древней Греции отразились представления её жителей о сказочно богатых странах, лежащих на берегах Понта Евксинского. Миф об аргонавтах свидетельствует о том, что древние греки знали путь через проливы к берегам страны золотого руна – Колхиды. В этом мифе отразилось и знакомство древнегреческих мореходов с опасностями плавания в Босфоре. Широко известна и древняя легенда о Симплегадах – страшных скалах у самого входа в Понт, которые неожиданно сближались и уничтожали проходившие между ними корабли. В ней отразились вполне реальные трудности и опасности пути через проливы.

О морском пути к берегам Понта рассказывали и древние географы. Гекатей Милетский ( VI- V вв. до н.э.) в своём «Землеописании» првествовал о плаваниях греческих кораблей в водах Понта. Другой древнегреческий автор, Гелланик ( V в. до н.э.), писал о плавании греков по Босфору к берегам Понта Евксинского.

Постепенно проливы превратились в очень важный торговый путь. На берегах Золотого Рога появились первые склады товаров и небольшие греческие поселения. Этот залив стал широко известен мореходам не только как безопасная стоянка, но и как место пополнения запасов продовольствия.

В конце VIII в. до н.э. греческие колонисты – выходцы из Мегар, города на Коринфском перешейке, стали заселять берега Пропонтиды и Босфора. Мегары славились изделиями из овечьей и козьей шерсти, а также керамикой из распространённой в тех местах белой глины. Мегарские корабли плавали к Пропонтиде и Понту Евксинскому. Возвращаясь на родину, мегарские купцы везли зерно, ибо продуктами хлебопашества Мегарида была весьма бедна.

Первой мегарской колонией на азиатском берегу Пропонтиды стал Астак (будущая Никомедия). Несколько позже мегарские колонисты основали на европейском берегу Пропонтиды Селимбрию – там, где некогда существовало фракийское поселение.

В греческой литературной традиции бытует рассказ о том, что ещё в начале VII в. до н.э., примерно в 675 г., группа колонистов из Греции, возможно из Мегар, прибыла к берегам Пропонтиды и начала строительство города на берегах Золотого Рога. Однако вскоре колонисты переправились на азиатский берег Босфора и основали там – буквально напротив ранее избранного ими места – другую колонию, получившую название «Калхедон». Повествовавший об этом Геродот назвал за это калхедонян «слепцами». Однако не слепотой, не ошибкой в выборе лучшего места, а малочисленностью колонистов было вызвано их решение покинуть европейский берег Босфора. Слишком трудной оказалась для них борьба с фракийцами.

И всё же Золотой Рог не переставал манить переселенцев из Греции. Их привлекали отличная естественная гавань, плодородные почвы, богатые леса, обилие рыбы. Дионисий Византийский упоминал в своём труде о богатых разработках руд в копях по реке Хрисорас.

Не прошло и двух десятилетий после первой попытки греков основать колонию на европейском берегу Босфора, как там высадился новый отряд.

Множество легенд связано с выбором места для создания города. Одна из них приписывает эту честь храброму охотнику и воину Византу, сыну бога моря Посейдона и нимфы Кероессы, дочери Зевса и Ио. Дионисий Византийский писал, чтои названием своим город обязан был Византу – участнику плавания аргонавтов.

Примерно одинаково излагают историю основания города древнегреческий историк Геродот ( V в. до г.э.) и византийский хронист Евсевий ( III- IV вв. н.э.). Приступая к созданию новой колонии, жители древней Греции обычно обращались к оракулу, чаще всего Дельфийскому, за одобрением и напутствием. Когда жители Мегар решили создать очередную колонию, глава будущих колонистов полководец Визант получил от оракула совет построить город на фракийском мосту.

Прибыв на указанное место, Визант и его спутники расположились лагерем между устьями двух рек – Кидарис и Барбиссы, воды которых были богаты рыбой; в прибрежных лесах в изобилии водились олени и кабаны. Колонисты начали совершать положенное перед закладкой города жертвоприношение. В этот момент прилетел коршун, схватил жертвенное животное и отнёс его на вдающийся в Босфор конец мыса. Пастух, находившийся на одном из близлежащих холмов, указал Византу место, куда коршун унёс добычу. Визант и его товарищи восприняли случившееся как указание свыше и заложили город на холмистой оконечности Босфорского мыса.

Другая версия принадлежит древнегреческому историку и географу Страбону (ок. 63 г. до н.э. – ок. 20 г. н.э.). Страбон рассказывает, что, когда жители Мегар обратились к дельфийскому оракулу за советом где выбрать место для основания новой колонии, тот дал туманный ответ: «Постройте колонию напротив слепых». Смысл его слов стал ясен колонистам только тогда, когда их корабли достигли берегов Босфора. Исследовав местность, Визант сказал своим спутникам, что оракул явно имел в виду колонистов, основавших Калхедон, ибо только слепые могли не оценить бесспорных преимуществ места на мысу между Золотым Рогом и Пропонтидой на европейском берегу Босфора. Напротив Калхедона и начали колонисты строительство города, названного именем Византа. Этот легендарный рассказ наиболее часто встречается в повествованиях греческих и византийских историков.

Так на Босфорском мысу возник и стал быстро расти Византий – город искусных мореходов и рыбаков, предприимчивых купцов, умелых хлебопашцев и ремесленников. Благоприятные природные условия и необычайно выгодное местоположение позволили ему быстро стать крупнейшей греческой колонией на морском пути, соединяющем Пропонтиду и Понт.

Датой основания Византия историческая традиция называет 660 г. до г.э. Она указана в хронике упоминавшегося нами Евсевия.

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3