2013/02/11 17:54
В Османской империи военные оркестры были важным элементом штурмовой тактики корпуса янычар. Музыкальная команда "Мехтер" создавала ужасный грохот, добавляя звуки литавр, рогов и волынок к выстрелам из оружий и пушек во время походов турок-осман на Балканы и в Центральную Европу. После отступления они оставили многие свои инструменты, которые пришли со временем в оркестровки европейских композиторов.



При Османах в дополнение к традиционной военной музыке было накоплено богатое музыкальное наследие с культурными нововведениями. Сюда относится синтез классической европейской и азиатской музыки. Среди османских властителей встречались и композиторы - Махмуд I (1730-54) и Селим III (1789-1807).
Все женщины в гаремах играли на инструменте под названием уд (лютня) и пели хором, а наиболее талантливых из них обучали играть на кануне (разновидность цитры). Музыканты, игравшие для женщин, были тоже женщинами, одетыми в мужские наряды.

Особенностью турецкой музыки было практически полное отсутствие нот. В османский период армянин Хампарсум Лимонян (1768-1839) создал нотное письмо, однако в то время больше ценилось запоминание. К несчастью, интерпретации варьировались, и некоторые первоначальные композиции были забыты, а многие пьесы утеряны навсегда.

Ашики (народные поэты-музыканты) впервые появились в Анатолии в XV в. Как и средневековые французские трубадуры, ашики путешествовали из деревни в деревню, играя на багламе (щипковый инструмент вроде мандолины) или сазе (щипковый инструмент, число струн которого варьируется от 6 до 12), и пели сатирические песни на политические и социальные темы. Ашиков до сих пор можно услышать в таких местах, как Эрзурум и Каре, а также на фестивалях, которые проходят время от времени в Конье.
Разумеется, инструменты сильно отличались от традиционных европейских. Любимый арабами инструмент канун появился в Турции в VIII в. и завоевал любовь главным образом среди знатных женщин. Он представляет собой плоскую трапециевидную цитру с 72 струнами.

Изображение

Кеман - не что иное, как импортированная в Турцию европейская скрипка, правда настроенная ре-ля-ре-соль.
Преимущественно турецкий инструмент тамбур представляет собой лютню с длинной шейкой с 8 двойными струнами, настроенными ре-ре-до-ля и покрывающими две октавы. Когда на тамбуре играют смычком, звук получается похожим на звук древнего турецкого инструмента ребап.

Изображение

Арабский уд (лютня) является предшественником всех западных лютен и гитар. У него грушевидный корпус, отсутствуют лады, а шейка повернута на характерный угол в 60°. У этого инструмента обычно 11 или 12 струн, настроенных попарно до-соль-ре-ля-ми-ре.

Изображение

Кеменче - маленькая скрипка с грушевидным корпусом (в Закавказье, Иране и Афганистане называется кеманча). Когда на ее трех струнах, настроенных ре-соль-ре, играют ногтями пальцев, она издает тонкий и пронзительный звук.

Изображение

Ней представляет собой длинную деревянную флейту, обычную среди персов, арабов и турок. У нее 10 отверстий, и в Турции у этой флейты бывает 14 тональностей. В зависимости от положения головы и силы выдоха можно играть в интервале трех октав. Она была (и остается) основным инструментом турецких мистических орденов, таких, как крутящиеся дервиши, которые говорят, что звук флейты ней похож на глас Божий.
Изображение

После образования Турецкой республики в 1924 г. появились школы для учителей музыки, а в 1936 г. - государственная консерватория. Затем в 1946 г. такими изгнанниками из гитлеровском Германии, как Хиндемит, были основаны государственная опера и театр.

Значительное количество композиторов внесло свой вклад в западную классическую музыку, но с турецкими народными темами и ритмом. Среди них были Ульви Джемаль Эркин (1906-72), композитор, написавший 5 симфоний, одну симфониетту, ряд произведений для фортепиано и скрипки, концертную симфонию и "Кечекче" (кечекче - веселая танцевальная мелодия) - подлинно турецкую рапсодию. Аднан Сайгун (род. 1907) знаменит благодаря своим переложениям турецкой народной музыки для хора. Наиболее известной его композицией является оратория "Юнус Эмре".

В мелодике турецкой народной музыки выделяются 2 стилистические группы - кырык хава (короткая мелодия) и узун хава (длинная мелодия). Для кырык хава характерны мелодии небольшого диапазона в равномерном ритме, для узун хава - мелодии широкого диапазона, ритмически свободные (не укладывающиеся в чёткие метроритмические схемы). Стиль кырык хава типичен для танцевальных мелодий, мани (незатейливая песня, род частушки), инструментальных наигрышей ашиков. Узун хава включает бозлак (это в основном любовные песни, их диапазон зачастую больше октавы) и агыты (преимущественнно траурные причитания, диапазон их по сравнению с бозлак меньше; в заключитительных тактах объём мелодии не превышает кварты). В турецких народных напевах большое значение приобретают различные приёмы мелодичного опевания звуков, преимущественно I, IV и V ступеней.

Кырык хава


Узун хава


Народные песни и танцы сопровождаются игрой на балабане, зурне (духовые тростниковые инструменты), кавале (продольная пастушья флейта), кеманче, сазе (струнные смычковый и щипковый инструменты). К этим инструментам обычно добавляют ударные, среди к-рых наиболее популярны давул, дэф, араб. дарбука.


Современная популярная музыка отражает плюрализм современного турецкого общества. После того как социальная обстановка изменилась из-за внутренних миграций и популяционного взрыва, изменилась и поп-культура. В результате этого современные певцы, музыканты и композиторы представляют разные школы.
Представителями старой школы, пришедшими из классической турецкой музыки, являются вечно популярный Зеки Мюрен и Эмель Сайын. Другой представитель этой школы - Бюлент Эрсой, отважившийся на операцию по изменению пола, за что и был в 1980-86 гг. отстранен от публичных выступлений, поскольку государство настаивало, что он является мужчиной по рождению. Госпожа Эрсой и врачи утверждали обратное.

Суперзвезда Ажда Пеккан (которой средства массовой информации уделяют много внимания из-за пластической операции, а не из-за ее музыки) поет сентиментальные песни, а Сезен Аксу - оригинальные турецкие поп-песни а-ля Барбара Стрейзанд. Более западными и молодежными по стилю и, видимо, более талантливыми являются популярная группа Мазхар/Фуат/Эзкан и не такой популярный, но оригинальный Бюлент Ортачгиль, поэт-песенник, который поет и играет на гитаре.

Правда, в такси скорее всего вы не услышите перечисленной выше музыки. Культура трущоб, в особенности в больших городах, породила новую, своеобразную разновидность музыки - арабеску. Звездой этого стиля является Ибрахим Татлысес, бывший строительный рабочий из Урфы. Другие популярные исполнители арабески - Орхан Генджебай (пионер этого стиля), Кючюк Эмрах и Ферди Тайфур. Обязательно надо упомянуть и Зулфи Ливанэли (сотрудничает с греческим музыкантом Никосом Теодоракисом) и Тимура Сельчука, которые начали свой творческий путь как представители музыки протеста.

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3