В Османской империи военные оркестры были важным элементом штурмовой тактики корпуса янычар. Музыкальная команда "Мехтер" создавала ужасный грохот, добавляя звуки литавр, рогов и волынок к выстрелам из оружий и пушек во время походов турок-осман на Балканы и в Центральную Европу. После отступления они оставили многие свои инструменты, которые пришли со временем в оркестровки европейских композиторов.
При Османах в дополнение к традиционной военной музыке было накоплено богатое музыкальное наследие с культурными нововведениями. Сюда относится синтез классической европейской и азиатской музыки. Среди османских властителей встречались и композиторы - Махмуд I (1730-54) и Селим III (1789-1807). Все женщины в гаремах играли на инструменте под названием уд (лютня) и пели хором, а наиболее талантливых из них обучали играть на кануне (разновидность цитры). Музыканты, игравшие для женщин, были тоже женщинами, одетыми в мужские наряды.
Особенностью турецкой музыки было практически полное отсутствие нот. В османский период армянин Хампарсум Лимонян (1768-1839) создал нотное письмо, однако в то время больше ценилось запоминание. К несчастью, интерпретации варьировались, и некоторые первоначальные композиции были забыты, а многие пьесы утеряны навсегда.
Ашики (народные поэты-музыканты) впервые появились в Анатолии в XV в. Как и средневековые французские трубадуры, ашики путешествовали из деревни в деревню, играя на багламе (щипковый инструмент вроде мандолины) или сазе (щипковый инструмент, число струн которого варьируется от 6 до 12), и пели сатирические песни на политические и социальные темы. Ашиков до сих пор можно услышать в таких местах, как Эрзурум и Каре, а также на фестивалях, которые проходят время от времени в Конье. Разумеется, инструменты сильно отличались от традиционных европейских. Любимый арабами инструмент канун появился в Турции в VIII в. и завоевал любовь главным образом среди знатных женщин. Он представляет собой плоскую трапециевидную цитру с 72 струнами.
Кеман - не что иное, как импортированная в Турцию европейская скрипка, правда настроенная ре-ля-ре-соль. Преимущественно турецкий инструмент тамбур представляет собой лютню с длинной шейкой с 8 двойными струнами, настроенными ре-ре-до-ля и покрывающими две октавы. Когда на тамбуре играют смычком, звук получается похожим на звук древнего турецкого инструмента ребап.
Арабский уд (лютня) является предшественником всех западных лютен и гитар. У него грушевидный корпус, отсутствуют лады, а шейка повернута на характерный угол в 60°. У этого инструмента обычно 11 или 12 струн, настроенных попарно до-соль-ре-ля-ми-ре.
Кеменче - маленькая скрипка с грушевидным корпусом (в Закавказье, Иране и Афганистане называется кеманча). Когда на ее трех струнах, настроенных ре-соль-ре, играют ногтями пальцев, она издает тонкий и пронзительный звук.
Ней представляет собой длинную деревянную флейту, обычную среди персов, арабов и турок. У нее 10 отверстий, и в Турции у этой флейты бывает 14 тональностей. В зависимости от положения головы и силы выдоха можно играть в интервале трех октав. Она была (и остается) основным инструментом турецких мистических орденов, таких, как крутящиеся дервиши, которые говорят, что звук флейты ней похож на глас Божий.
После образования Турецкой республики в 1924 г. появились школы для учителей музыки, а в 1936 г. - государственная консерватория. Затем в 1946 г. такими изгнанниками из гитлеровском Германии, как Хиндемит, были основаны государственная опера и театр.
Значительное количество композиторов внесло свой вклад в западную классическую музыку, но с турецкими народными темами и ритмом. Среди них были Ульви Джемаль Эркин (1906-72), композитор, написавший 5 симфоний, одну симфониетту, ряд произведений для фортепиано и скрипки, концертную симфонию и "Кечекче" (кечекче - веселая танцевальная мелодия) - подлинно турецкую рапсодию. Аднан Сайгун (род. 1907) знаменит благодаря своим переложениям турецкой народной музыки для хора. Наиболее известной его композицией является оратория "Юнус Эмре".
В мелодике турецкой народной музыки выделяются 2 стилистические группы - кырык хава (короткая мелодия) и узун хава (длинная мелодия). Для кырык хава характерны мелодии небольшого диапазона в равномерном ритме, для узун хава - мелодии широкого диапазона, ритмически свободные (не укладывающиеся в чёткие метроритмические схемы). Стиль кырык хава типичен для танцевальных мелодий, мани (незатейливая песня, род частушки), инструментальных наигрышей ашиков. Узун хава включает бозлак (это в основном любовные песни, их диапазон зачастую больше октавы) и агыты (преимущественнно траурные причитания, диапазон их по сравнению с бозлак меньше; в заключитительных тактах объём мелодии не превышает кварты). В турецких народных напевах большое значение приобретают различные приёмы мелодичного опевания звуков, преимущественно I, IV и V ступеней.
Кырык хава
Узун хава
Народные песни и танцы сопровождаются игрой на балабане, зурне (духовые тростниковые инструменты), кавале (продольная пастушья флейта), кеманче, сазе (струнные смычковый и щипковый инструменты). К этим инструментам обычно добавляют ударные, среди к-рых наиболее популярны давул, дэф, араб. дарбука.
Современная популярная музыка отражает плюрализм современного турецкого общества. После того как социальная обстановка изменилась из-за внутренних миграций и популяционного взрыва, изменилась и поп-культура. В результате этого современные певцы, музыканты и композиторы представляют разные школы. Представителями старой школы, пришедшими из классической турецкой музыки, являются вечно популярный Зеки Мюрен и Эмель Сайын. Другой представитель этой школы - Бюлент Эрсой, отважившийся на операцию по изменению пола, за что и был в 1980-86 гг. отстранен от публичных выступлений, поскольку государство настаивало, что он является мужчиной по рождению. Госпожа Эрсой и врачи утверждали обратное.
Суперзвезда Ажда Пеккан (которой средства массовой информации уделяют много внимания из-за пластической операции, а не из-за ее музыки) поет сентиментальные песни, а Сезен Аксу - оригинальные турецкие поп-песни а-ля Барбара Стрейзанд. Более западными и молодежными по стилю и, видимо, более талантливыми являются популярная группа Мазхар/Фуат/Эзкан и не такой популярный, но оригинальный Бюлент Ортачгиль, поэт-песенник, который поет и играет на гитаре.
Правда, в такси скорее всего вы не услышите перечисленной выше музыки. Культура трущоб, в особенности в больших городах, породила новую, своеобразную разновидность музыки - арабеску. Звездой этого стиля является Ибрахим Татлысес, бывший строительный рабочий из Урфы. Другие популярные исполнители арабески - Орхан Генджебай (пионер этого стиля), Кючюк Эмрах и Ферди Тайфур. Обязательно надо упомянуть и Зулфи Ливанэли (сотрудничает с греческим музыкантом Никосом Теодоракисом) и Тимура Сельчука, которые начали свой творческий путь как представители музыки протеста.