Семейные отношения

Быт. Жизнь обычных турок как она есть. Традиции и поверья. Плоды мудрости веков.
Семейные, родственные узы имеют для турок очень большое значение. В крестьянских, да и во многих городских семьях царит строгая и четкая иерархия: дети и мать беспрекословно подчиняются главе семьи - отцу, младшие братья - старшему, а сестры - старшей сестре и всем братьям. Иначе говоря, лестница подчиненности ведет снизу вверх от младшего к старшему, от женщины к мужчине.

Старший брат, агабей или ага, - как бы второй отец для остальных братьев. Он обязан охранять и честь сестер, что часто превращает его в маленького тирана, который делает сущим адом жизнь какой-нибудь сестренки. Братья и сестры зовут его не по имени, а просто - агабей, ага, что, впрочем, значит господин. Старшая сестра, абла, - вторая мать для сестер, они тоже зовут ее не по имени, а аблой. Однако младший брат - какой-нибудь карапуз лет семи-восьми - может приказать абле, своей старшей сестре, взрослой девушке, подать что-либо, принести или сделать. И это считается нормой. Ведь он мужчина... Правда, пожилая и многодетная мать окружена уважением и любовью всех членов семьи, включая и мужа, особенно если она родила ему нескольких сыновей.

Девочки воспитываются, как правило, в духе смиренного послушания. Их будущий удел - быть прежде всего покорной женой и примерной матерью. Дочь может шутить и спорить с матерью, с отцом же она всегда крайне почтительна. Сын до 12 - 13 лет находится при матери, живет на женской половине дома. Став старше, переходит на мужскую половину.

Власть родителей почти безгранична. Даже взрослый мужчина не смеет в присутствии отца закурить без его разрешения, или сесть развалившись, или каким-то другим образом выказать свое непочтение к родителю. Бывший президент Турции Исмет Инёню как-то рассказывал, что, будучи уже генералом, он не смел курить при отце. Еще большее уважение оказывается в семье деду.

Родственники с отцовской стороны считаются более важными, чем с материнской. Амджа (дядя по отцу) расценивается, если можно так выразиться, как "пол-отца", а дайы (дядя по матери) - гораздо ниже. У турок названия и других родственников-племянников и племянниц, тетушек - тоже различаются между собой, смотря по тому, с какой стороны это родство - с отцовской или с материнской. В этом сказываются отголоски патриархальных отношений у предков турок - тюркских кочевников. Кочевое скотоводство, говоря упрощенно, ведет свое происхождение от охоты, тогда как земледелие - от собирательства. Охота и номадизм - мужские занятия. Отсюда в кочевых обществах сильнее развились патриархальные отношения, неограниченная власть мужчин. А собирательство и земледелие пережили длинный период матриархата. Ведь собирателями съедобных растений, плодов были преимущественно женщины, земледелие изобрели тоже они. Недаром у земледельцев больше всего почиталась богиня плодородия, а кочевники-скотоводы больше чтили богов солнца, неба или огня.

В родственных отношениях у турок, как и у других народов, прежде пли поныне связанных с кочевым скотоводством, доминирующее значение принадлежит патрилинейным связям, т. е. связям по мужской линии. Вот почему этнографы, описывающие турецкие семейные и брачные узы, обычаи, часто употребляют термины, начинающиеся словами "патри", "патро" (от греческого патер - отец); патронимия (именование по предкам мужской линии), патрилокальный брак (при котором жена поселяется в доме мужа), патрилинейный счет родства (т. е. по линии отца), патримониальное наследование (когда большую долю наследства получают сыновья, а не дочери), патрилинейный клан (группа семей, имеющих общего предка по мужской линии).

Почти каждая турецкая деревня делится не только на семьи - "большие" и "малые". В ней выделяются и более крупные подразделения - патрилинейные кланы, которые имеют свои названия - патронимии. Так, один клан называется Ахмедогуллары - дети Ахмеда ("Ахмедовичи"), другой - Махмудгиллери, потомки Махмуда ("Махмудовы"). Сильнее всего пережитки патриархальных семейных отношений проявляются в "большой семье", которая состоит из нескольких "малых семей" - супружеских пар разных поколений: деда и бабки, отца и матери, взрослых сыновей с их же-нами и детьми. Такие семьи преобладают в деревне, немало их и в небольших городках: 20 - 30% всех семей. Молодые пары, как правило, не прочь бы выделиться из такой семьи, обособиться в своей собственной "малой семье". Но у них чаще всего нет ни своего дома, ни своего хозяйства, ни своего, в деревне, поля. Глава же "большой семьи" не хочет их ухода: жаль терять работников, выделять земельный участок. Ну, и, наконец, сельская традиция не одобряет отделения женатого сына от прежней семьи.

Дед в такой семье обычно является уже лишь формальным главой, в силу своего преклонного возраста он лишь "царствует, но не правит". Действительный глава - отец женатых сыновей. Он ведет бюджет семьи, распределяет работу в хозяйстве, поддерживает все связи с внешним миром: поездки на базар, купля-продажа, уплата налогов - его прерогативы. Мать ведает внутренним распорядком: домашняя уборка, стирка, приготовление пищи, распределение работы среди женской половины семьи - ее компетенция.

В таких патриархальных семьях к дочерям относятся без особой симпатии. Рождению девочки обычно не радуются. Ведь дочь уже в 12 - 14 лет выйдет замуж, уйдет в чужой дом. Она не работник в родном доме и тем более не наследник. Сын же останется дома, даже когда женится. Он работник и, главное, наследник. Так рассуждает глава семьи, так мыслит ум крестьянина. Вот почему в ответ на вопрос, сколько у него детей, отец-крестьянин назовет лишь число сыновей, дочери в счет не идут.

Так негативное отношение к дочерям, обусловленное патриархальной традицией, перекрещивается с уничижительным отношением к женщине, насаждаемым исламом. Иметь дочерей нежелательно, женщина не имеет души, муж для жены - второе лицо после Аллаха - вот эти три постулата и определяют во многом положение турчанки в патриархальных семьях, где еще крепко держатся за старое.

На низшей ступени семейной иерархии в "большой семье" находится молодая невестка - гелин. Это, пожалуй, самый бесправный и помыкаемый член семьи. Она не может начинать разговор со старшими, не имеет права возражать мужу и его родственникам. Она как бы под тройным гнетом - свекра, мужа свекрови, а иногда еще и кумы - старшей жены. Пока гелин не станет ханым - хозяйкой, жизнь у нее тяжкая. Ее обязан- ность работать и рожать детей, в молодой женщине ценится работоспособность и плодовитость. А ханым она может стать, лишь создав собственное хозяйство, выделившись из "большой семьи", или же под старость, когда сама будет бабкой - женой и главой такой же семьи.
Я девушка, тихая, скромная, ТИХО УБЬЮ, СКРОМНО отпраздную!

Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная ж@па. Так что меньше пафоса, господа. (Раневская)
Аватара пользователя
Ilony
реТкая сЦука Барьсучья мать
 
Сообщения: 12755
Фото: 6
Регистрация: 26 ноя 2003
Откуда: город герой

Модератор

basarili_007

Навигация

Вернуться в Культура, обычаи и традиции Турции

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1