Заключение
Хеттская цивилизация была высоко развита во всех областях, которые можно соотнести непосредственно с культурой правящего класса: в военной сфере, в области политической организации, законодательства и судопроизводства. Литература и религия, несмотря на множество интересных особенностей, оставались на примитивном уровне и изобиловали заимствованными хаттскими и хурритскими элементами. В Древнем царстве царь оставался по преимуществу военным вождём, и лишь позднее на первый план вышли его религиозные функции. В сфере искусства хетты обладали известными талантами, однако монументальная каменная скульптура в эпоху поздней империи развивалась, по-видимому, лишь благодаря поощрительным мерам со стороны правителей.
Многие проблемы до сих пор не нашли удовлетворительного разрешения. Неясно, к примеру, когда именно и по какому маршруту индоевропейцы пришли в Малую Азию; как зародились хеттская клинопись и иероглифика (расшифрованная ещё далеко не полностью); каковы исторические связи между хеттским сводом законов и месопотамскими кодексами. Главную же проблему составляет построение точной карты Хеттского царства, с помощью которой могли бы проясниться отчёты о военных походах хеттских царей. Остаётся надеяться, что в ходе возобновившихся ныне раскопок в Богазкёе и других местах будет найдено ещё множество клинописных табличек, которые позволят дать ответы на все эти важнейшие вопросы и разъяснить ещё массу деталей, о которых мы располагаем слишком скудной информацией.
Таблица хеттских царей
Имя
Даты (до н.э.)
Связь с предшествующим царём
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО
Тутхалия I
1740 — 1710
?
Пу-саррума
1710 — 1680
Сын
Лабарна I
1680 — 1650
Сын
Лабарна II = Хаттусили I
1650 — 1620
Сын
Мурсили I
1620 — 1590
Приёмный сын
Хантили I
1590 — 1560
Зять (муж сестры)
Циданта I
1560 — 1550
Зять (муж дочери?)
Аммуна
1550 — 1530
Сын
Хуцция I
1530 — 1525
?
Телипину
1525 — 1500
Зять (муж сестры)
Аллувамна
1500 — 1490
Зять (муж дочери)
Хантили II (?)
1490 — 1480
?
Циданта II (?)
1480 — 1470
?
Хуцция II (?)
1470 — 1460
?
ИМПЕРИЯ
Тутхалия II
1460 — 1440
?
Арнуванда I
1440 — 1420
Сын
Хаттусили II
1420 — 1400
Брат
Тутхалия III
1400 — 1380
Сын
Суппиуллиума
1380 — 1340
Сын
Арнуванда II
1340 — 1339
Сын
Мурсили II
1339 — 1306
Брат
Муваталли
1306 — 1282
Сын
Урхи-Тешуб (= Мурсили III)
1282 — 1275
Сын
Хаттусили III
1275 — 1250
Дядя
Тутхалия IV
1250 — 1220
Сын
Арнуванда III
1220 — 1190
Сын
Суппилулиума II
1190 — ?
Брат
Примечание к списку царей и хронологии
Связь Питханы и Анитты с царями Древнего царства со столицей в Хаттусасе не прояснена (см. выше, стр. [21]).
Порядок следования царей Древнего царства установлен в точности вплоть до Аллувамны, но по поводу того, был ли царём Хатти Тутхалия I, дед Лабарны, остаются сомнения. В существовании трёх последних царей Древнего царства также возникали сомнения, но в свете последних открытий оно представляется довольно вероятным.
О восшествии на трон Суппилулиумы II — последнего царя эпохи империи — стало известно из текста, опубликованного д-ром Кемалом Балканом в 1948 году, но только в 1953 году Э. Ларош в «Revue d’Assyriologie, XLII, 70-78» продемонстрировал, что ряд текстов, прежде приписывавшихся Суппилулиуме I, в действительности принадлежали более позднему царю с тем же именем. Из этого следует, как показал Ларош, что помещение царя Арнуванды II между Тутхалией III и Суппилулиумой I было ошибкой и что Суппилулиума I взошёл на трон сразу после своего отца. Соответственно, Арнуванду II вычеркнули из списка. А существование Арнуванды I до сих пор точно не подтверждено.
Все даты указаны приблизительно, но одна из них непосредственно связаны с событиями в Вавилонии, а ещё одна — в Египте. Мурсили I умер вскоре после нападения на Вавилон, повлёкшего за собой падение 1-й вавилонской династии, а Суппилулиума на четыре года позже Тутанхамона. Даты, относящиеся к эпохи Древнего царства, реконструированы на основе средней продолжительности жизни одного поколения; точкой отсчёта послужила дата смерти Мурсили I. Даты, относящиеся к эпохи империи, до некоторой степени подкрепляются системой синхронизацией, подробно рассмотреть которую здесь мы не можем.
Абсолютная хронология, принятая в этой книге, основана на системе д-ра Сидни Смита, изложенной в его труде «Alalakh and Chronology» (1940), и дополнена новейшими гипотезами о нижнем пределе дат правления египетских царей по работам М. Б. Роутона (Iraq, vol. VIII, 1946, pp. 94 – 110 и Journal of Egyptian Archaeology, vol. XXXIV, 1948, pp. 47 – 74). Хронология г-на Роутона отличается от признанной большинством исследователей приблизительно на десять лет. Можно отметить, что даже в рамках этой схемы разместить трёх царей в конце эпохи Древнего царства было бы затруднительно. А попытка сдвинуть вавилонские даты в прошлое на шестьдесят лет, как предлагают профессор Олбрайт и другие учёные, породила бы серьёзные проблемы с хеттской хронологией в целом.
[1] Переводчик следует отечественной традиции, согласно которой падежное окончание опускается при передаче всех хеттских имён собственных, за исключением отмеченного автором топонима «Хаттусас». — Прим. перев.
[2] В действительности, «египетская» версия представляет собой перевод документа, составленного хеттами и отосланного в Египет, а «хеттская» версия — копию составленного египтянами документа на аккадском языке. — Прим. автора.
[3] На смену профессору Гютербокку пришёл турецкий хеттолог д-р Седат Альп, получивший образование в Германии. — Прим. автора.
[4] Взойдя на трон, Урхи-Тешуб принял имя Мурсили (Мурсили III). — Прим. автора.
[5] Этими гипотезами я обязан преподобному У.Дж. Фитиану Адамсу. — Прим. автора.
[6] Ennosigaios (Энносигей, греч. «колебатель земли») — титул греческого бога морей Посейдона как владыки землетрясений. — Прим. перев.
[7] «Palestine Exploration Quarterly», 1936, pp. 190 — 203 и 1937, pp. 100 — 115. — Прим. автора.
[8] Эпидемия началась ещё в конце правления Суппилулиумы, и к тому моменту, когда была записана приведенная здесь молитва, продолжалась уже двадцать лет. — Прим. автора.
[9] «Их» — вероятно, имеются в виду египтяне. — Прим. автора.
[10] Долина Бика (Biqā) между Ливаном и Антиливаном. — Прим. автора.
[11] См. выше, стр. [17 — 18], и ниже, стр. [122]. — Прим. автора.
[12] См. выше, стр. [18]. — Прим. автора.
[13] Акр — английская единица площади, около 4050 кв.м. — Прим. перев.
[14] Буквально — «проталкивается» или «наполнено»; значение этого глагола ещё не прояснено окончательно. — Прим. автора.
[15] Возможно, слово «дом» здесь означает «домашнее хозяйство со всеми домочадцами», и тогда за это преступление полагалось такое же наказание, какому подвергся библейский Ахан (Иис.Н. 7:16-26). — Прим. автора.
[16] Это сложная синтаксическая конструкция, включающая смену субъекта. Профессор Седат Альп предложил перевести её именно так, и, с нашей точки зрения, этот перевод верен. — Прим. автора.
[17] Подробнее об этом изображении см. ниже, на стр. [200]. — Прим. автора.
[18] От -m (вокализованного); отсюда лат. –em и гр. –a. — Прим. автора.
[19] На письме — -z. — Прим. автора.
[20] Греческое слово, означающее буквально «на манер пахоты на быках». — Прим. автора.
[21] Точное произношение имени этой богини нам неизвестно; на письме встречаются варианты Хебат, Хепат и даже Хепит. — Прим. автора.
[22] В «Песни об Улликумми» они фигурируют под именами Серису и Телла (см. ниже, стр. [193]). — Прим. автора.
[23] Ритуальный танец, изображение которого сохранилось на рельефе из Кара-тепе, илл. 29 на вклейке. — Прим. автора.
[24] Литуус (lituus) — длинный посох с крюком. — Прим. перев.
[25] Контекст наводит на мысль, что здесь должно стоять слово со значением «погребальный костёр», однако слово уктури имеет основное значение «твёрдый, неподвижный, постоянный», а производное — «останки, мощи». Против прочтения его как «погребальный костёр» говорит и тот факт, что ниже это слово употреблено во множественном числа. — Прим. автора.
[26] Напиток, часто упоминаемый в описаниях ритуалов. — Прим. автора.
[27] Возможно, ложка особой формы. — Прим. автора.
[28] Форма множественного числа. — Прим. автора.
[29] Цитаты из «Илиады» даны в переводе Н. Гнедича. — Прим. перев.
[30] Очевидно, таково было настоящее имя царя; имя «Хаттусили» он принял позже (см. стр. [23]). — Прим. автора.
[31] Обратите внимание на этот новый титул, заменивший более древний и простой оборот «я, царь»; см. выше, стр. [64]. — Прим. автора.
[32] О титуле табарна см. выше, стр. [64]. — Прим. автора.
[33] Исключение — «Песнь об Улликумми» [стр. 192], обладающая зачаточной ритмической структурой. — Прим. автора.
[34] Перевод из книги Гастера, op. cit. — Прим. автора.
[35] См. выше, стр. [136]. — Прим. автора.
[36] Имя этого бога неизвестно; именование «дух-защитник» — это попытка перевода «шумерограммы», которой обозначалось данное божество (см. выше, стр. [137]). — Прим. автора.
[37] Как это часто случается в хеттских текстах, не вполне ясно, к кому относится это местоимение — к Вурункатти, или к богу солнца. — Прим. автора.
[38] На илл. 13 изображён митаннийский «Атлант», поддерживающий крылатый диск, в образе которого представлялось солнце. — Прим. автора.
[39] См. C.F.A. Schaeffler, Ugaritica I, pp. 136 – 137. — Прим. автора.
[40] The Hittite Empire, pp. 111 et seq. — Прим. автора.
[41] Боковая галерея, по всей видимости, представляла собой заупокойный храм в честь одного из царей, носивших имя Тутхалия. Статуя этого царя некогда стояла рядом с его «монограммой» у дальней стены углубления. — Прим. автора.
[42] G. Dossin, Archives Royales de Mari, I, 3, rev. 10. — Прим. автора.
Кто дочитал до конца - тот ботан