Страница 1 из 4

Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 10:10
Irochka

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 10:10
Irochka
Феномен “веры в справедливый мир” был открыт в 60-е годы ХХ столетия канадским
социальным психологом Мэлвином Лернером (1966), который и описал его в своей теории
справедливого мира. Согласно Лернеру, вера в справедливый мир является выражением
общественного мировоззренческого, даже философского взгляда на устройство мира. Но вера эта не
только и даже не столько мыслительная конструкция, сколько психическая потребность, т. е.
необходимость и желание верить в то, что мир справедлив. Лернер полагает, что относительное
благополучие одних (большинства) на фоне неблагополучия других (меньшинства) требует каких-то
объяснений и оправданий. Вера в “справедливый мир” как раз и позволяет человеку, достигшему
определенного уровня достатка и комфорта, считать, что он свое благополучие заработал и заслужил.
В то же время и другие также имеют то, что заслужили и заработали. А в конечном итоге каждый
получает то, чего он достоин: ведь мир — справедлив! Так что участь каждого — это справедливое
воздаяние или возмездие “по делам его”.

В повседневной жизни вера в справедливый мир сплошь и рядом оборачивается тем, что
жертвы обманов, ограблений, избиений, изнасилований и т. д. вместо сочувствия и поддержки со
стороны окружающих слышат осуждения и обвинения в свой адрес. Именно на них возлагается вина
и ответственность за случившееся. Первое, что слышит, например, обманутый человек даже от самых
близких: “Нельзя же быть таким наивным и доверчивым!”, “Ну почему ты такой ротозей?”, “Зачем
ты поверил?”. По сути, все это означает — “сам виноват”. В правоохранительных органах
ограбленного человека обязательно станут спрашивать: “Почему в вечернее время вы ходите в такой
дорогой одежде?”, “Зачем вы носите с собой столько денег?”, “Почему у вас такие слабые замки в
дверях?”. За всеми этими вопросами кроется откровенное осуждение: ведь если бы ты шел днем и не
в шубе, а в ватнике и без копейки денег с собой, то разве бы кто тебя стал грабить? Следовательно,
сам виноват!

Довольно типичными и распространенными являются обвинения в адрес изнасилованных
женщин. Вину за случившееся, как правило, возлагают на саму жертву. Причем чаще эти обвинения
следуют от мужчин, чем от женщин. Вероятно, это связано с тем, что женщинам в большей мере
самим угрожает опасность разделить участь жертвы. Осознание этой опасности служит
сдерживающим фактором против обвинений женщин со стороны женщин.

В целом те, кому приходилось оказываться в положении жертв различных несчастий, или те,
кто опасается попасть в такое положение, проявляют больше осмотрительности и милосердия к
жертвам, они менее склонны столь рьяно отстаивать веру в “справедливый мир”.

Вспомните, как часто вам доводилось вслед за сообщением о террористическом акте против
политического или общественного деятеля, об убийстве журналиста или предпринимателя слышать
от окружающих констатацию, высказанную торжествующе или удовлетворенно: “Допрыгался!”,
“Довыступался!”, “Доборолся за правду!” и т. д. В этих заявлениях много чего психо- и
социопатического. Но кроме всего прочего они являются еще и выражением веры в “справедливый
мир”. Так, например, в апреле 1968 года сразу после убийства известного американского
общественного деятеля, проповедника расового мира и терпимости Мартина Лютера Кинга был
проведен опрос по репрезентативной выборке 1337 взрослых американцев по поводу покушения на
доктора Кинга. На вопрос “Когда вы услышали о терракте, то какие чувства и мысли возобладали у
вас: гнев, грусть, стыд, страх, "сам виноват"?” около одной трети респондентов (426 человек)
выбрали последний вариант ответа — “сам виноват” (Rokeach М., 1970).

Заявления “допрыгался” или “сам виноват” имплицитно содержат следующее нехитрое
рассуждение: если бы он сидел тихо и не высовывался, как я, то никто бы его не тронул! Ведь никому же, слава Богу,
не приходит в голову убивать меня. Я веду себя умно, а он нет, вот и допрыгался. Каждый получает то, что заслужил,
и добивается того, чего хочет.

Таким образом, люди испытывают потребность верить в справедливое основание мира. Эта
вера дает им опору в жизни, ощущение надежности и стабильности, избавляет от ненужных тревог и
мучительных раздумий и сомнений. Чтобы сохранить и поддержать эту веру, можно просто
закрывать глаза на все случаи несправедливости. Сообщения об убийствах и погромах можно
воспринимать как известия об актах справедливости (Гозман Л., Шестопал Е., 1996). В результате
такого восприятия информации получается, что жертвы несчастий сами виноваты в своих бедах.

Правда, полагает Лернер, если какое-то событие не встраивается в нашу концепцию
“справедливого мира” и воспринимается как явная несправедливость, то оно может побудить нас к
каким-то реальным действиям, чтобы эту несправедливость устранить. Мы можем начать оказывать
помощь жертвам несправедливости, можем даже постараться искоренить источник зла и
несправедливости. И уже в том случае, когда мы оказываемся не в состоянии победить зло и
несправедливость, вновь прибегаем к спасительной вере в “справедливый мир”, пытаемся просто
убедить себя, что ничего несправедливого вообще не бывает. Это удобно еще и в том отношении, что
позволяет избавиться от страха самим оказаться жертвами несправедливости.

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 10:12
Irochka
и от Радуловой немножко на эту же тему:

Наталья Радулова

Ее изнасиловали? Она сама виновата!


Почему люди так часто обвиняют в преступлении не самого преступника, а его жертву? И не только обвиняют, но и оскорбляют, топчатся на репутации, выискивают неприглядные факты биографии, буквально добивая жертву. Ведь как коментируют, к примеру, изнасилование в ЖЖ, на любом другом интернет-форуме или на скамеечке у подъезда? Светку изнасиловали? Да она сама хотела, она с ними пошла!.. Что? Лежит в больнице вся зашитая и со сломанной челюстью? Ну, все равно сама виновата - нечего короткие юбки носить... Юбка была длинной? А нечего по темным переулкам шастать... Шла днем по своей улице? А глаз-то горел, горел глаз, небось, как у проститутки! Да у нее на морде написано, что она не пай-девочка! Она еще в девятом классе с мальчикам за школой курила. Вот и получила по заслугам. Была бы приличной, ничего бы подобного не произошло.

"Несмотря на то, что изнасилование является очень распространенным преступлением в современном обществе, - пишет Джули Боллмер, - в большинстве случаев об изнасиловании не сообщается властям. Во многом это объясняется таким явлением как «обвинение жертвы», которое является повсеместным в нашем обществе. Его суть в том, что люди, которые становятся жертвами ужасных событий, обычно осуждаются сторонними наблюдателями, которые считают, что те, так или иначе, ответственны за случившееся.

Исследования показали, что феномен обвинения жертв изнасилований связан с верой в справедливый мир. Люди, у которых сильна вера в справедливый мир, то есть в мир, в котором каждому воздается «по заслугам», не могут вынести идеи о том, что можно случайно стать жертвой несчастий. Человек хочет верить, что мир – это безопасное, справедливое место, в котором люди получают то, что заслужили. Даже когда факты говорят об обратном, человек не хочет соглашаться с реальностью того, что мир совсем не справедлив.

Исследования Клейнке и Майера показали, что, сталкиваясь с доказательствами обратного, люди с высоким уровнем веры в справедливый мир делают одно из двух: они либо стараются облегчить страдания пострадавших, либо начинают оскорблять пострадавших и доказывать, что те заслужили свою судьбу. Поскольку отменить произошедшее изнасилование уже невозможно, они начинают оскорблять жертву этого изнасилования. Таким образом, для людей, которые верят в справедливый мир, нет невинно страдающего человека, а есть просто женщина, которая заслужила случившееся.

Такой человек обвиняет жертву, используя любые возможности – не та одежда (открытая блузка, короткая юбка), не то поведение (употребление алкоголя, флирт), не та личность (она лжет, хочет привлечь внимание). Все эти возможности соответствуют культурным мифам об изнасилованиях, которые позволяют принимать и одобрять изнасилования в нашем обществе. Используя эти мифы, человек сохраняет свою веру в справедливый мир.

Нужно отметить, тем не менее, что вера в справедливый мир не всегда проявляется в оскорблении и обвинении жертвы. Лернер и Миллер предложили три фактора, которые должны присутствовать, чтобы сторонний наблюдатель начал принижать жертву. Во-первых, жертва изначально должна быть невинной, иначе нет никакой необходимости принижать ее. С другой стороны, именно невинная жертва, которую не так уж легко обвинить в ее судьбе, нарушает веру в справедливый мир и легко может стать объектом оскорблений.

Эти же авторы считают вторым необходимым фактором привлекательность и статус жертвы. Их исследование показывает, что меньше всего обвиняют привлекательных жертв или тех, кто занимает высокий социальный статус, скорее обвинят непривлекательную жертву, или жертву низкого социального статуса. Возможное объяснение состоит в том, что в последнем случае они испытывают меньше сострадания к жертве. Если социальное положение или внешность жертвы привлекательны, то сторонний наблюдатель скорее фокусируется на внешних факторах, приведших к случившемуся, а не на характеристиках жертвы. В этом случае нет необходимости оскорблять или обвинять жертву.

Наконец, вера в справедливый мир не может привести к принижению жертвы, если сторонний наблюдатель идентифицирует себя с жертвой. Например, Клейнке и Майер обнаружили, что женщины, независимо от веры в справедливый мир, гораздо реже обвиняют жертв изнасилований. С другой стороны, у мужчин наблюдалось явное соответствие между обвинением жертв изнасилований и верой в справедливый мир. Возможное объяснение такого различия в том, что женщины ассоциируют себя с жертвой изнасилований, просто потому, что они тоже женщины. В этом случае женщины концентрируются на внешних обстоятельствах, которые привели к изнасилованию, потому что те же обстоятельства могут привести к изнасилованию сторонних наблюдателей-женщин. Мужчины, с другой стороны, не ставят себя на место жертвы, и в результате не испытывают сострадания. В результате, вера мужчин в справедливый мир позволяет предсказать, будут ли они обвинять жертву изнасилования или нет.

В заключение надо подчеркнуть, что гипотеза справедливого мира настаивает на том, что мир – это безопасное и справедливое место, в котором люди получают то, что заслуживают, и заслуживают то, что получают. Невинные жертвы, которые не заслужили своей судьбы, угрожают этой вере. Оскорбление и принижение жертвы позволяет восстановить эту веру в справедливый мир. Обвинение жертвы позволяет создать иллюзию, что жертвы получают то, что заслуживают, и что, в конце концов, мир справедлив."

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 10:15
Venture
мир может быть несправедлив в определенное время,но,по ходу жизни любое недобор-перебор восстанавливается..
про хрень-мунь,ой,инь-янь

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 10:36
ole
мир может быть несправедлив в определенное время,но,по ходу жизни любое недобор-перебор восстанавливается..


А какое это время - определенное? Кто определяет и как?

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 10:40
Irochka
мир может быть несправедлив в определенное время,но,по ходу жизни любое недобор-перебор восстанавливается..
про хрень-мунь,ой,инь-янь


ну то есть ты ответил "ДА"? потому что практически согласен с этим утверждением:

А в конечном итоге каждый
получает то, чего он достоин: ведь мир — справедлив! Так что участь каждого — это справедливое
воздаяние или возмездие “по делам его”.

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 10:47
KVITKA
Удивительно. Число тех, кто считает, что мир несправедлив, превышает число тех, кто считает наоборот.
Ответила "Да".

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 10:54
the_piece_of_ice
такая утопическая картинка "справедливого мира" предполагает, что все изначально располагают равными возможностями, это не так, и так быть не может. поэтому ответила "нет".

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 11:06
Снежана
Ответила "Да".

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 11:08
tilkisan
Да. По большому счету согласна, хотя интерпретирую эту справедливость для себя несколько иначе.
И возможно где-то в глубине души, где-то очень глубоко, понимаю, что все-таки это в какой-то степени еще и инстинкт самосохранения, когда склоняешся к гармонии с самим собой и окружающим миром, а не к роли борца с ветряными мельницами (всемирной несправедливостью то бишь) или постоянного пассивного завистника.

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 11:15
KVITKA
Да. По большому счету согласна, хотя интерпретирую эту справедливость для себя несколько иначе.
И возможно где-то в глубине души, где-то очень глубоко, понимаю, что все-таки это в какой-то степени еще и инстинкт самосохранения, когда склоняешся к гармонии с самим собой и окружающим миром, а не к роли борца с ветряными мельницами (всемирной несправедливостью то бишь) или постоянного пассивного завистника.


+

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 11:25
Irochka
Да. По большому счету согласна, хотя интерпретирую эту справедливость для себя несколько иначе.
И возможно где-то в глубине души, где-то очень глубоко, понимаю, что все-таки это в какой-то степени еще и инстинкт самосохранения, когда склоняешся к гармонии с самим собой и окружающим миром, а не к роли борца с ветряными мельницами (всемирной несправедливостью то бишь) или постоянного пассивного завистника.


почему иначе? ваша мысль совершенно совпадает с этой:

Таким образом, люди испытывают потребность верить в справедливое основание мира. Эта
вера дает им опору в жизни, ощущение надежности и стабильности, избавляет от ненужных тревог и
мучительных раздумий и сомнений. Чтобы сохранить и поддержать эту веру, можно просто
закрывать глаза на все случаи несправедливости. Сообщения об убийствах и погромах можно
воспринимать как известия об актах справедливости. В результате
такого восприятия информации получается, что жертвы несчастий сами виноваты в своих бедах.

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 11:28
timurhan
такая утопическая картинка "справедливого мира" предполагает, что все изначально располагают равными возможностями, это не так, и так быть не может. поэтому ответила "нет".



присоединяюсь.
мой ответ нет.

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 11:38
Gemma
Ответила - Да.

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 11:46
zavar4ik
я ответила нет. никакого особого высшего закона справедливости нет. хотя многое в жизни человека зависит от него самого. но это скорее вопреки, а не благодаря. чтобы верить в справедливость мира, наверное, нужно верить в реинкарнацию, переселение душ и все такое. я в это не верю. поэтому не вижу ничего справедливого в том, что кто-то рождается в афганистане, кого-то загоняют в газовую камеру из-за национальности, кто-то пухнет с голоду в африке, а кто-то погибает в авиакатострофе.

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 11:47
tilkisan
Не совсем совпадает.
Я не считаю это актом справедливости, или что жертвы заслужили насилия над ними. Но все же с кем-то это случается, а с кем-то нет. И тут не только банальная провакация короткой юбкой или броским макияжем, тут более тонкая грань между "случилось" и "могло бы не случиться, если...". Халатность, беспечность, невнимательность в каким-то предупреждающим деталям...
Я не отрицаю наличия преступности и не оправдываю преступность. Просто я не считаю, что с добытым преступным путем им живется счасливо и замечательно, как бы не казалось со стороны завистникам или страдающим от ощущения несправедливости ситуации. Моя интерпретация справедливости заключается в том, что совершившие насилие так или иначе будут наказаны. Нажившиеся обманным путем ущерблены в чем-то другом, укравшие потеряют что-то другое, не менее ценное для них и не обязательно материальное.

Если точнее, то не называла бы свое ощущение окружающего мира пафосно справедливым, скорее сбаллансированным. Возможно это что-то из упомянутого выше инь-янь, хотя не углублялась в эту философию.

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 11:51
Venture
мир может быть несправедлив в определенное время,но,по ходу жизни любое недобор-перебор восстанавливается..
про хрень-мунь,ой,инь-янь


ну то есть ты ответил "ДА"? потому что практически согласен с этим утверждением:

А в конечном итоге каждый
получает то, чего он достоин: ведь мир — справедлив! Так что участь каждого — это справедливое
воздаяние или возмездие “по делам его”.

нет,я ответил "НЕТ",мир может быть несправедлив по-отношению ко-мне,тогда он справедлив к кому-то...и наоборот..все относительно.

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 11:59
tanya
Ответила "НЕТ"


Все ждала, когда кто-нибудь напишет про преждевременные смерти детей, про войны, про стихийные бедствия. Потому что никогда я не пойму, за что детям выпадают такие наказания, за что на целые города обрушиваются бедствия...

А для меня, лично для меня- мир справедлив- ага

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 11:59
Irochka
Моя интерпретация справедливости заключается в том, что совершившие насилие так или иначе будут наказаны. Нажившиеся обманным путем ущерблены в чем-то другом, укравшие потеряют что-то другое, не менее ценное для них и не обязательно материальное.


а как быть с невинными детьми, которые погибают? неважно - от болезни или от чьего-то насилия. они за что получили свою порцию "справедливости"? за что они наказаны, если не успели еще ничего совершить?

Re: Верите ли вы в то, что мир справедлив?

СообщениеДобавлено: 2012/08/06 12:03
zavar4ik
многие считают, что за грехи родителей. например, христианство придерживается такой точки зрения. по-моему, это очень злой бог, который наказывает виновных через невинных