Верите ли вы в то, что мир справедлив?

Обсуждение всех вопросов, которые не подходят ни под одну из прописанных тем. Также место для выяснения отношений и простого общения тех, кому нечего сказать по теме ;)
Azy gum garum gerum, gazy gumga... Azy gum garum gerum, gazy gumga
Аватара пользователя
Irochka
Sonnige Paradys
 
Сообщения: 23955
Фото: 205
Регистрация: 25 окт 2005
Откуда: Africa

Феномен “веры в справедливый мир” был открыт в 60-е годы ХХ столетия канадским
социальным психологом Мэлвином Лернером (1966), который и описал его в своей теории
справедливого мира. Согласно Лернеру, вера в справедливый мир является выражением
общественного мировоззренческого, даже философского взгляда на устройство мира. Но вера эта не
только и даже не столько мыслительная конструкция, сколько психическая потребность, т. е.
необходимость и желание верить в то, что мир справедлив. Лернер полагает, что относительное
благополучие одних (большинства) на фоне неблагополучия других (меньшинства) требует каких-то
объяснений и оправданий. Вера в “справедливый мир” как раз и позволяет человеку, достигшему
определенного уровня достатка и комфорта, считать, что он свое благополучие заработал и заслужил.
В то же время и другие также имеют то, что заслужили и заработали. А в конечном итоге каждый
получает то, чего он достоин: ведь мир — справедлив! Так что участь каждого — это справедливое
воздаяние или возмездие “по делам его”.

В повседневной жизни вера в справедливый мир сплошь и рядом оборачивается тем, что
жертвы обманов, ограблений, избиений, изнасилований и т. д. вместо сочувствия и поддержки со
стороны окружающих слышат осуждения и обвинения в свой адрес. Именно на них возлагается вина
и ответственность за случившееся. Первое, что слышит, например, обманутый человек даже от самых
близких: “Нельзя же быть таким наивным и доверчивым!”, “Ну почему ты такой ротозей?”, “Зачем
ты поверил?”. По сути, все это означает — “сам виноват”. В правоохранительных органах
ограбленного человека обязательно станут спрашивать: “Почему в вечернее время вы ходите в такой
дорогой одежде?”, “Зачем вы носите с собой столько денег?”, “Почему у вас такие слабые замки в
дверях?”. За всеми этими вопросами кроется откровенное осуждение: ведь если бы ты шел днем и не
в шубе, а в ватнике и без копейки денег с собой, то разве бы кто тебя стал грабить? Следовательно,
сам виноват!

Довольно типичными и распространенными являются обвинения в адрес изнасилованных
женщин. Вину за случившееся, как правило, возлагают на саму жертву. Причем чаще эти обвинения
следуют от мужчин, чем от женщин. Вероятно, это связано с тем, что женщинам в большей мере
самим угрожает опасность разделить участь жертвы. Осознание этой опасности служит
сдерживающим фактором против обвинений женщин со стороны женщин.

В целом те, кому приходилось оказываться в положении жертв различных несчастий, или те,
кто опасается попасть в такое положение, проявляют больше осмотрительности и милосердия к
жертвам, они менее склонны столь рьяно отстаивать веру в “справедливый мир”.

Вспомните, как часто вам доводилось вслед за сообщением о террористическом акте против
политического или общественного деятеля, об убийстве журналиста или предпринимателя слышать
от окружающих констатацию, высказанную торжествующе или удовлетворенно: “Допрыгался!”,
“Довыступался!”, “Доборолся за правду!” и т. д. В этих заявлениях много чего психо- и
социопатического. Но кроме всего прочего они являются еще и выражением веры в “справедливый
мир”. Так, например, в апреле 1968 года сразу после убийства известного американского
общественного деятеля, проповедника расового мира и терпимости Мартина Лютера Кинга был
проведен опрос по репрезентативной выборке 1337 взрослых американцев по поводу покушения на
доктора Кинга. На вопрос “Когда вы услышали о терракте, то какие чувства и мысли возобладали у
вас: гнев, грусть, стыд, страх, "сам виноват"?” около одной трети респондентов (426 человек)
выбрали последний вариант ответа — “сам виноват” (Rokeach М., 1970).

Заявления “допрыгался” или “сам виноват” имплицитно содержат следующее нехитрое
рассуждение: если бы он сидел тихо и не высовывался, как я, то никто бы его не тронул! Ведь никому же, слава Богу,
не приходит в голову убивать меня. Я веду себя умно, а он нет, вот и допрыгался. Каждый получает то, что заслужил,
и добивается того, чего хочет.

Таким образом, люди испытывают потребность верить в справедливое основание мира. Эта
вера дает им опору в жизни, ощущение надежности и стабильности, избавляет от ненужных тревог и
мучительных раздумий и сомнений. Чтобы сохранить и поддержать эту веру, можно просто
закрывать глаза на все случаи несправедливости. Сообщения об убийствах и погромах можно
воспринимать как известия об актах справедливости (Гозман Л., Шестопал Е., 1996). В результате
такого восприятия информации получается, что жертвы несчастий сами виноваты в своих бедах.

Правда, полагает Лернер, если какое-то событие не встраивается в нашу концепцию
“справедливого мира” и воспринимается как явная несправедливость, то оно может побудить нас к
каким-то реальным действиям, чтобы эту несправедливость устранить. Мы можем начать оказывать
помощь жертвам несправедливости, можем даже постараться искоренить источник зла и
несправедливости. И уже в том случае, когда мы оказываемся не в состоянии победить зло и
несправедливость, вновь прибегаем к спасительной вере в “справедливый мир”, пытаемся просто
убедить себя, что ничего несправедливого вообще не бывает. Это удобно еще и в том отношении, что
позволяет избавиться от страха самим оказаться жертвами несправедливости.
Azy gum garum gerum, gazy gumga... Azy gum garum gerum, gazy gumga
Аватара пользователя
Irochka
Sonnige Paradys
 
Сообщения: 23955
Фото: 205
Регистрация: 25 окт 2005
Откуда: Africa

и от Радуловой немножко на эту же тему:

Наталья Радулова

Ее изнасиловали? Она сама виновата!


Почему люди так часто обвиняют в преступлении не самого преступника, а его жертву? И не только обвиняют, но и оскорбляют, топчатся на репутации, выискивают неприглядные факты биографии, буквально добивая жертву. Ведь как коментируют, к примеру, изнасилование в ЖЖ, на любом другом интернет-форуме или на скамеечке у подъезда? Светку изнасиловали? Да она сама хотела, она с ними пошла!.. Что? Лежит в больнице вся зашитая и со сломанной челюстью? Ну, все равно сама виновата - нечего короткие юбки носить... Юбка была длинной? А нечего по темным переулкам шастать... Шла днем по своей улице? А глаз-то горел, горел глаз, небось, как у проститутки! Да у нее на морде написано, что она не пай-девочка! Она еще в девятом классе с мальчикам за школой курила. Вот и получила по заслугам. Была бы приличной, ничего бы подобного не произошло.

"Несмотря на то, что изнасилование является очень распространенным преступлением в современном обществе, - пишет Джули Боллмер, - в большинстве случаев об изнасиловании не сообщается властям. Во многом это объясняется таким явлением как «обвинение жертвы», которое является повсеместным в нашем обществе. Его суть в том, что люди, которые становятся жертвами ужасных событий, обычно осуждаются сторонними наблюдателями, которые считают, что те, так или иначе, ответственны за случившееся.

Исследования показали, что феномен обвинения жертв изнасилований связан с верой в справедливый мир. Люди, у которых сильна вера в справедливый мир, то есть в мир, в котором каждому воздается «по заслугам», не могут вынести идеи о том, что можно случайно стать жертвой несчастий. Человек хочет верить, что мир – это безопасное, справедливое место, в котором люди получают то, что заслужили. Даже когда факты говорят об обратном, человек не хочет соглашаться с реальностью того, что мир совсем не справедлив.

Исследования Клейнке и Майера показали, что, сталкиваясь с доказательствами обратного, люди с высоким уровнем веры в справедливый мир делают одно из двух: они либо стараются облегчить страдания пострадавших, либо начинают оскорблять пострадавших и доказывать, что те заслужили свою судьбу. Поскольку отменить произошедшее изнасилование уже невозможно, они начинают оскорблять жертву этого изнасилования. Таким образом, для людей, которые верят в справедливый мир, нет невинно страдающего человека, а есть просто женщина, которая заслужила случившееся.

Такой человек обвиняет жертву, используя любые возможности – не та одежда (открытая блузка, короткая юбка), не то поведение (употребление алкоголя, флирт), не та личность (она лжет, хочет привлечь внимание). Все эти возможности соответствуют культурным мифам об изнасилованиях, которые позволяют принимать и одобрять изнасилования в нашем обществе. Используя эти мифы, человек сохраняет свою веру в справедливый мир.

Нужно отметить, тем не менее, что вера в справедливый мир не всегда проявляется в оскорблении и обвинении жертвы. Лернер и Миллер предложили три фактора, которые должны присутствовать, чтобы сторонний наблюдатель начал принижать жертву. Во-первых, жертва изначально должна быть невинной, иначе нет никакой необходимости принижать ее. С другой стороны, именно невинная жертва, которую не так уж легко обвинить в ее судьбе, нарушает веру в справедливый мир и легко может стать объектом оскорблений.

Эти же авторы считают вторым необходимым фактором привлекательность и статус жертвы. Их исследование показывает, что меньше всего обвиняют привлекательных жертв или тех, кто занимает высокий социальный статус, скорее обвинят непривлекательную жертву, или жертву низкого социального статуса. Возможное объяснение состоит в том, что в последнем случае они испытывают меньше сострадания к жертве. Если социальное положение или внешность жертвы привлекательны, то сторонний наблюдатель скорее фокусируется на внешних факторах, приведших к случившемуся, а не на характеристиках жертвы. В этом случае нет необходимости оскорблять или обвинять жертву.

Наконец, вера в справедливый мир не может привести к принижению жертвы, если сторонний наблюдатель идентифицирует себя с жертвой. Например, Клейнке и Майер обнаружили, что женщины, независимо от веры в справедливый мир, гораздо реже обвиняют жертв изнасилований. С другой стороны, у мужчин наблюдалось явное соответствие между обвинением жертв изнасилований и верой в справедливый мир. Возможное объяснение такого различия в том, что женщины ассоциируют себя с жертвой изнасилований, просто потому, что они тоже женщины. В этом случае женщины концентрируются на внешних обстоятельствах, которые привели к изнасилованию, потому что те же обстоятельства могут привести к изнасилованию сторонних наблюдателей-женщин. Мужчины, с другой стороны, не ставят себя на место жертвы, и в результате не испытывают сострадания. В результате, вера мужчин в справедливый мир позволяет предсказать, будут ли они обвинять жертву изнасилования или нет.

В заключение надо подчеркнуть, что гипотеза справедливого мира настаивает на том, что мир – это безопасное и справедливое место, в котором люди получают то, что заслуживают, и заслуживают то, что получают. Невинные жертвы, которые не заслужили своей судьбы, угрожают этой вере. Оскорбление и принижение жертвы позволяет восстановить эту веру в справедливый мир. Обвинение жертвы позволяет создать иллюзию, что жертвы получают то, что заслуживают, и что, в конце концов, мир справедлив."
Azy gum garum gerum, gazy gumga... Azy gum garum gerum, gazy gumga
Аватара пользователя
Irochka
Sonnige Paradys
 
Сообщения: 23955
Фото: 205
Регистрация: 25 окт 2005
Откуда: Africa

мир может быть несправедлив в определенное время,но,по ходу жизни любое недобор-перебор восстанавливается..
про хрень-мунь,ой,инь-янь
"Седина - признак старости,а не мудрости"(с)
"евро"-пословица
Аватара пользователя
Venture
Брюл(Clubber)
 
Сообщения: 43214
Фото: 970
Регистрация: 12 дек 2003
Откуда: Город-герой Белград

мир может быть несправедлив в определенное время,но,по ходу жизни любое недобор-перебор восстанавливается..


А какое это время - определенное? Кто определяет и как?
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37049
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

мир может быть несправедлив в определенное время,но,по ходу жизни любое недобор-перебор восстанавливается..
про хрень-мунь,ой,инь-янь


ну то есть ты ответил "ДА"? потому что практически согласен с этим утверждением:

А в конечном итоге каждый
получает то, чего он достоин: ведь мир — справедлив! Так что участь каждого — это справедливое
воздаяние или возмездие “по делам его”.
Azy gum garum gerum, gazy gumga... Azy gum garum gerum, gazy gumga
Аватара пользователя
Irochka
Sonnige Paradys
 
Сообщения: 23955
Фото: 205
Регистрация: 25 окт 2005
Откуда: Africa

Удивительно. Число тех, кто считает, что мир несправедлив, превышает число тех, кто считает наоборот.
Ответила "Да".
Аватара пользователя
KVITKA
Золотая Рыбка
 
Сообщения: 12380
Фото: 30
Регистрация: 31 окт 2006
Откуда: из артишоковой касты

такая утопическая картинка "справедливого мира" предполагает, что все изначально располагают равными возможностями, это не так, и так быть не может. поэтому ответила "нет".
Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем сильнее он почитает Бога. А. Эйнштейн
Аватара пользователя
the_piece_of_ice
жду лето
 
Сообщения: 1549
Регистрация: 04 дек 2009
Откуда: Сибирь

Ответила "Да".
Лучше синицей по руке,чем журавлем по морде.
Аватара пользователя
Снежана
Василиса-Микулишна
 
Сообщения: 11879
Фото: 2
Регистрация: 25 июн 2007
Откуда: Москвы

Да. По большому счету согласна, хотя интерпретирую эту справедливость для себя несколько иначе.
И возможно где-то в глубине души, где-то очень глубоко, понимаю, что все-таки это в какой-то степени еще и инстинкт самосохранения, когда склоняешся к гармонии с самим собой и окружающим миром, а не к роли борца с ветряными мельницами (всемирной несправедливостью то бишь) или постоянного пассивного завистника.
Аватара пользователя
tilkisan
Рыжая Бесстыжая
 
Сообщения: 5223
Фото: 4
Регистрация: 26 окт 2008

Да. По большому счету согласна, хотя интерпретирую эту справедливость для себя несколько иначе.
И возможно где-то в глубине души, где-то очень глубоко, понимаю, что все-таки это в какой-то степени еще и инстинкт самосохранения, когда склоняешся к гармонии с самим собой и окружающим миром, а не к роли борца с ветряными мельницами (всемирной несправедливостью то бишь) или постоянного пассивного завистника.


+
Аватара пользователя
KVITKA
Золотая Рыбка
 
Сообщения: 12380
Фото: 30
Регистрация: 31 окт 2006
Откуда: из артишоковой касты

Да. По большому счету согласна, хотя интерпретирую эту справедливость для себя несколько иначе.
И возможно где-то в глубине души, где-то очень глубоко, понимаю, что все-таки это в какой-то степени еще и инстинкт самосохранения, когда склоняешся к гармонии с самим собой и окружающим миром, а не к роли борца с ветряными мельницами (всемирной несправедливостью то бишь) или постоянного пассивного завистника.


почему иначе? ваша мысль совершенно совпадает с этой:

Таким образом, люди испытывают потребность верить в справедливое основание мира. Эта
вера дает им опору в жизни, ощущение надежности и стабильности, избавляет от ненужных тревог и
мучительных раздумий и сомнений. Чтобы сохранить и поддержать эту веру, можно просто
закрывать глаза на все случаи несправедливости. Сообщения об убийствах и погромах можно
воспринимать как известия об актах справедливости. В результате
такого восприятия информации получается, что жертвы несчастий сами виноваты в своих бедах.
Azy gum garum gerum, gazy gumga... Azy gum garum gerum, gazy gumga
Аватара пользователя
Irochka
Sonnige Paradys
 
Сообщения: 23955
Фото: 205
Регистрация: 25 окт 2005
Откуда: Africa

такая утопическая картинка "справедливого мира" предполагает, что все изначально располагают равными возможностями, это не так, и так быть не может. поэтому ответила "нет".



присоединяюсь.
мой ответ нет.
Мысли задним числом - всегда самые наилучшие...
Аватара пользователя
timurhan
просто так...
 
Сообщения: 7528
Фото: 1
Регистрация: 28 фев 2011
Откуда: Турция.Стамбул.

Ответила - Да.
Время, проведенное с женщиной нельзя считать потерянным!
Аватара пользователя
Gemma
Джем
 
Сообщения: 12016
Фото: 1
Регистрация: 21 мар 2010
Откуда: Istanbul..

я ответила нет. никакого особого высшего закона справедливости нет. хотя многое в жизни человека зависит от него самого. но это скорее вопреки, а не благодаря. чтобы верить в справедливость мира, наверное, нужно верить в реинкарнацию, переселение душ и все такое. я в это не верю. поэтому не вижу ничего справедливого в том, что кто-то рождается в афганистане, кого-то загоняют в газовую камеру из-за национальности, кто-то пухнет с голоду в африке, а кто-то погибает в авиакатострофе.
Кто ищет, тот всегда найдет
Аватара пользователя
zavar4ik
Дюймовочка
 
Сообщения: 9337
Фото: 123
Регистрация: 05 апр 2009
Откуда: Кайсери

Не совсем совпадает.
Я не считаю это актом справедливости, или что жертвы заслужили насилия над ними. Но все же с кем-то это случается, а с кем-то нет. И тут не только банальная провакация короткой юбкой или броским макияжем, тут более тонкая грань между "случилось" и "могло бы не случиться, если...". Халатность, беспечность, невнимательность в каким-то предупреждающим деталям...
Я не отрицаю наличия преступности и не оправдываю преступность. Просто я не считаю, что с добытым преступным путем им живется счасливо и замечательно, как бы не казалось со стороны завистникам или страдающим от ощущения несправедливости ситуации. Моя интерпретация справедливости заключается в том, что совершившие насилие так или иначе будут наказаны. Нажившиеся обманным путем ущерблены в чем-то другом, укравшие потеряют что-то другое, не менее ценное для них и не обязательно материальное.

Если точнее, то не называла бы свое ощущение окружающего мира пафосно справедливым, скорее сбаллансированным. Возможно это что-то из упомянутого выше инь-янь, хотя не углублялась в эту философию.
Аватара пользователя
tilkisan
Рыжая Бесстыжая
 
Сообщения: 5223
Фото: 4
Регистрация: 26 окт 2008

мир может быть несправедлив в определенное время,но,по ходу жизни любое недобор-перебор восстанавливается..
про хрень-мунь,ой,инь-янь


ну то есть ты ответил "ДА"? потому что практически согласен с этим утверждением:

А в конечном итоге каждый
получает то, чего он достоин: ведь мир — справедлив! Так что участь каждого — это справедливое
воздаяние или возмездие “по делам его”.

нет,я ответил "НЕТ",мир может быть несправедлив по-отношению ко-мне,тогда он справедлив к кому-то...и наоборот..все относительно.
"Седина - признак старости,а не мудрости"(с)
"евро"-пословица
Аватара пользователя
Venture
Брюл(Clubber)
 
Сообщения: 43214
Фото: 970
Регистрация: 12 дек 2003
Откуда: Город-герой Белград

Ответила "НЕТ"


Все ждала, когда кто-нибудь напишет про преждевременные смерти детей, про войны, про стихийные бедствия. Потому что никогда я не пойму, за что детям выпадают такие наказания, за что на целые города обрушиваются бедствия...

А для меня, лично для меня- мир справедлив- ага
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь"
Аватара пользователя
tanya
Keklik (Clubber)
 
Сообщения: 6157
Фото: 163
Регистрация: 27 ноя 2003
Откуда: Москва-любовь моя

Моя интерпретация справедливости заключается в том, что совершившие насилие так или иначе будут наказаны. Нажившиеся обманным путем ущерблены в чем-то другом, укравшие потеряют что-то другое, не менее ценное для них и не обязательно материальное.


а как быть с невинными детьми, которые погибают? неважно - от болезни или от чьего-то насилия. они за что получили свою порцию "справедливости"? за что они наказаны, если не успели еще ничего совершить?
Azy gum garum gerum, gazy gumga... Azy gum garum gerum, gazy gumga
Аватара пользователя
Irochka
Sonnige Paradys
 
Сообщения: 23955
Фото: 205
Регистрация: 25 окт 2005
Откуда: Africa

многие считают, что за грехи родителей. например, христианство придерживается такой точки зрения. по-моему, это очень злой бог, который наказывает виновных через невинных
Кто ищет, тот всегда найдет
Аватара пользователя
zavar4ik
Дюймовочка
 
Сообщения: 9337
Фото: 123
Регистрация: 05 апр 2009
Откуда: Кайсери

Модераторы

Рыжая, Безумие

Фильтры

След.

Навигация

Вернуться в Базар - Haydi konuşalım!

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9