Битлис - 100% - ная Турция

Все о городах, расположенных на Востоке и Юго-Востоке Турции: Адыяман, Диярбакыр, Шанлыурфа, Газиантеп, Мардин, Эрзурум, Ван, Муш и др.
Расположение

Битлис расположен примерно в 20 км к юго-западу от озера Ван, к югу от перевала Зорапаак (арм. Զորապահակ), в месте слияния горных рек Авеху (Амегаджур, арм. Համեղաջուր), Хосров (Амидол) и др., образующих реку Битлис — один из притоков Тигра. Город простилается на долине, куда стекают эти реки,[1] и на окрестных крутых склонах, образуя огромный амфитеатр. Дома на склонах располагаются рядами друг над другом, летом утопают в зелени садов.[2]
Город находится на высоте 1600 м над уровнем моря. Климат континентальный: жаркое лето и очень холодная долгая (до 5 месяцев) зима. Воздух чистый и здоровый, обилие пресных вод. Город и его окрестности хорошо растут декоративные ивы и тополя, из фруктовых деревьев и других культур: груши, яблони, сливы, абрикоса, гранаты, черешни, фиговые деревья, виноград и др.[2]

История

Основание Битлиса легендой приписывается Александру Македонскому (IV век до н.э.)[1]: якобы город был построен по его поручению генералом Лисом, чьим именем и был назван «Злой Лис» или «Петлис». Раньше именем Александра называли один из источников, бьющих в центральной части города.[2]
В древности Битлис — древний армянский город, известный как Багеш (арм. Բաղեշ), Багагеш (арм. Բաղաղեշ) и под другими именами. В армянской литературе город упоминается Себеосом (VII век). Некоторые историки считают, что Битлис был главным городом гавара Салмадзор Агдзника, а другие причисляют к гавару Бзнуник Туруберана.[2]
Его местоположение почти во все времена было удобным с точки зрения торговли и военной стратегии, что способствовало росту города. С древних времен по долине реки Битлис проходила одна из крупнейших дорог, связывающая Трабзон, а также крупные города центральной Армении — Арташат, Двин, Ани, Карс, Карин (Эрзрум), — с Месопотамией.[1] При Арташесидах здесь проходила знаменитая дорога Аркуни, соединявшая Арташат и Тигранакерт.[2]
Битлис несколько раз завоевывался: в VII веке им владели арабские завоеватели, в X веке короткое время — византийцы. В конце того же века власть в городе перешла к курдским племенам, образовавшим здесь ханство (или эмират). Курды сохраняли в той или иной степени власть вплоть до середины XIX века, за исключением нескольких десятилетий завоевания сельджуками (XII век) и Кара-Коюнлу (XV век).[2]

В ХVI веке Битлисом овладели турки-османы, однако, справившись с рядом турецких нападений, битлисцы вынудили их принять свою внутреннюю автономию во главе с курдскими лидерами.[2] В ХVII—ХVIII вв. значительно пострадал в результате постоянных столкновений между курдскими племенами. Вытеснялось коренное население города Битлиса и десятков армянских сел. Автономия была ликвидирована турецким правительством в 1849 году после разграбления Битлиса турецкими войсками: на бывшей территории ханства был основан Битлисский вилайет, не пользовавшийся никакой автономией.[2] В конце XIX века и в начале XX века площадь вилайета составляла более 27 тысяч квадратных километров.
Большинство населения города [Бидлиса] составляют армяне.
Шараф-хан ибн Шамсаддин Бидлиси, XVI век[3]

В 1878-79. население вилайета составляло около 400 тысяч человек, из которых 250 000 были армянами. В конце века населения было 382 000, из которых 180 тысяч армян.[2] Однако в городе Битлисе тогда уже превалировало мусульманское население (в основном — курды). По данным Константинопольского армянского патриаршества, в 1880 году в городе Битлисе проживало 10724 человека армянской национальности. Согласно официальным турецким данным, в начале ХХ века армянское население составляло здесь 14—15 тыс. (из 40 тыс.).

В 1894—96 во всех армянских населенных пунктах Битлиса были учинены погромы и грабежи. В г. Битлисе было вырезано около 1000 армян. Многие были насильственно обращены в магометанство. Тем не менее, вплоть до 1915 армяне оставались в вилайете самой многочисленной этнической группой. Во время геноцида армянское население города Битлисе было полностью истреблено. Только в Битлисской казе было уничтожено 15 тыс. армян. Погромы осуществляли части регулярной турецкой армии под непосредственным руководством губернатора Вана — Джевдеда. Избежавшая гибели немногочисленная часть армянского населения нашла прибежище в Восточной Армении.
Аватара пользователя
ElenaTruva
Türk gezgin
 
Сообщения: 3702
Фото: 1395
Регистрация: 05 авг 2008
Откуда: Москва

Еще один взгляд на историю Битлиса

Древние курдские роды: Рошкан

Древние курдские роды: Рошкан Древние курдские роды: Рошкан Древние курдские роды: Рошкан Древние курдские роды: Рошкан

Среди курдских племен одним из наиболеемногочисленных является племя рошкан. Под этим общим названием известны курды Муша, Битлиса и Сасуна в северной (турецкой части) Курдистана[1]. Ш. Х.
Бидлиси упоминает о племени рошкан в Хасанкейфе (близ Зрзерума,)[2],рашки в Джезире[3]. П. Лерх писал о курдских племленах ришеван, живущих недалеко от города Арабкира[4],решевенд на гранце Ирана и Азербайджана в районе Тарона[5],решну (или решневи) в Луристане[6].

В одном армянском источнике XIX века рассказывается о курдском племени езидского толка: “рышкан в округе Ардшис, наводящийся между округами Адылджевазом, Малазгирдом, Алашкертом, Баязетом и Бергри, с востока же
граничившие с озером Ван с окружным городом Аканц” (историческая Акэ-Л.М.)[7]. О курдском племени езидского толка рушкан источники упоминают и в бывшем Александропольском уезде (ныне Гюмри - бывший Ленинакан в Республике Армении) Эриванской губернии[8]. В настоящее время на территорий Республик Армении и Грузии живет некоторая часть племени под названием “рашан” езидского толка. С притоком в зону традиционного проживания курдских племен тюрков, последние название многих курдских племен переделали на свой лад, которые стали звучать на тюркском языке причудливо и в такой же форме нашли свое отражение в различных источниках, а это, в свою очередь, внеслоопределенную путаницу в этнографию и историю изучения курдов. В нашем случае,живущие в Закавказье курдские племена чух-раш, часть которого были мусульмане,а часть езиды, в переводе на тюркский стали называться “карапапахи” и “карачерли (или же карачелли). Ныне в Республике Армения живут часть курдского племени чух-раш езидского толка. Эти племена оставили свое название и на топонимии ареала своего проживания и например, гора Решко (4168м) в Ванской области Курдистана, или же название села Рушан в Горанбойском районе Республики Азербайджан. Горанбой (горан - на­звание курдского племени; бой - по тюркски означает род, племя) раньше входил террито­риально в курдское государство Шедцадидов; в 19 веке в Горанбое, который вхо­дил в Карабахское ханство, где правили курдская династия Панахидов, находились несколько селений курдского историка XIX в. — автора “Карабагнаме” Адыгезал-Бек Горани. Азербаджанские ученые названия селения “Рушан” также считают “этноиранским” и пытаются с фарси переводить как “Руш” — горный проход, при этом ссылаясь на “Полный арабско -персидский - русский словарь”[9].
В Авестийском пантеоне Рашну (среднеперсидская Рашн) был сыном Ахура-Мазды и Армайти, брат Аши, Митры, Сраоша и олицетворял с собой дух праведности (Яшт. XVII.16). Вместе с Митрой и Сраошей он был судьей над душами умерших на мосту Чинват. Ему были доверены весы для нелицеприятного взвешивания благих и злых деяний. Он постоянный спутник Митры, вездесущ и всеведущ, часто упоминается в связи с мировой рекой Рангхой как местом его обитания, на вершине мировой горы (Яшт. XII,25). Возможно, имя родоначальника Рошкеан (Рыштуни) восходил к имени этого древнекурдского божества, так как многие рода племенные названия были тотемными или же были по собственным именам родоначальников.
Среди курдов очень мноного мужских собственных имен типа Рошан (Ровшан),Рошен, Рошер, Рошиван, Ружан, Рушан, Рушер, Решен, Решан, Решер, Рашин, Расин, Распер, Расти, Растин, Расун, Расто(Росто), Рустерк; и женских имен - Растэ, Расти, Растин, Растинэ, Растру, Рашин, Решан, Рашэ, Решеван, Руша, Русев, Рушан, Рушин. Настоящее имя курдского народного героя Кер-огли был Ровшан (Роушан). И это далеко не все имена. Многие из этих имен ласкательно, в соответствии с фонетикой курдского языка, видеоизменяется путем сокращения и произносится как Решо, Рашо, Русо и т.д. В корне этих слов такие курдские слова, как ро, рож — “день”, “солнце”, “день”; ре- “дорога”, “путь”; раш – “черный”; ру – “лицо” и т.п., которые и образовали собственных имен курдских. И все эти имена переводятся и понятны каждому курду. Таким образом, в основе названия рода Рыштуни, племен Рошкан, Этуинского царя Рашу страны Руишиани лежит именно курдская этимология и с курдского на переводится как: ro – “солнце,
день”, ru- “лицо” и sha
(шабун) — “счастье, счастливый, быть счастливым” и означает “Солнцеподобный”,
“Счастливец” (“Избранник”), “Святослав”.
По признанию самого академик Г.Капанцяна — “имя племени “рос” напоминает мне внешне “Русь”, но историчнее было бы связать его с курдским племенем “рош-ка” и с именем Этуинского царя Ращу страны Руишиани в одной надписи урартского царя Сардури II[10].
Академик О.Вильчевский таже называет среди курдских племен обитавших по верхнему и среднему течению реки Большой Заб, то есть в районе, “который является одним из исконных курдских районов” и племя Рашки[11]. В надписях Сардури II — сына Аргишти, упоминается страна Руишиани царя Рашуни[12]. Среди 23-х “стран”, захваченных царем Урарту Руса I (730-714гг.до н.э.) сына Сардури, в районе озера Севан также упоминается страна Ришуани. Эта последная надпись высечена на скале у юго-западного берега Севанского озера, ок­оло села с бывшим характерным курдским названиен “Келагран”, ныне переиме­нованное в армянское
Цовинар. Из курдского названия села (“Великая крепость”, «Цитадель») видна, что здесь когда-то был мощный крепость, о чем свидетельствует остатки крепости, видимо того самого, названного в надписи “Город бога Тейшеба”[13]. Характерно, что армянское название крепости отсутствует, что также указывает на позднее прибытие на этот регион армянских поселенцев.
В своем походе на Урарту в 714 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II сообщает о поселении “рода Урсы” (буквально “дома отца”) в Арбе в области Армариали (восточнее озера Ван)[14].Здесь речь уже идет о племени Рошкан.

Битлис расположен между 42° 4' восточного и 38° 23' северней широты, на юго –западе озера Ван, 50 км.от Запада г. Сиирта и 40 км. на юге Ахлата.Существует различные мнения о дате основания города Битлиса и его первых насельниках. Стратегическое значение города, расположенного на дорогах,объединяющих бассейн озера Ван с Месопотамией, - между горными областями на севере и равниной на юге, проходящий через Битлис соединяющих их дорог указывает на древнюю историю этого города. По мнению некоторых исследователей, г. Битлис, как шпионский центр на границе с Урарту, был основан Саргоном II (721 – 705 гг. до н. э.) в 714 г. до н.э. под названием Uaiais на месте нынешнего Битлиса. Позже Uaiais стала произноситься как Wajajes, потом как – Balales[15]. А другие, согласно существующей легенде, основание крепости Битлис связывают с именем Bedlis — полководца Александра Македонского, по приказу которого и основавший этот город. В действительности, к основанию города Uaiais Саргон II не имеет никакое отношение. Согласно надписи Саргона II, во время своего похода на Урарту в 714 г. до н.э. он отправился из Айаду (южный берег Ванского озера), перешел реки Аллуриа, Калланиа и Иннайа и прибыл в Уайаис, опорную область царя Урарту, конец пределов Урарту, что рядом с На'ири. Уайаис, его укрепленный город, большая крепость, сильнейшая из всех его крепостей, красивая строением, - поселены были в ней его храбрые воины, лазутчики, посылаемые, чтобы проникнуть в замыслы окружающих стран. Туда же он поставил своих военначальников с их полками, крепкой стеною окружил бойцов[16]. В надписи Саргона, кроме области,города и крепости Уайаис, есть упиминание и о поселении Старый Уайаис на южном берегу озера Ван, в области Айаду с 30 укрепленными городами (крепостями), расставленными “по берегу волнующегося моря”, на остриях больших гор. Сильными крепостями были Аргиштиуна и Калланиа, которые были построены “наверху гор Арциду и Махунниа”, которые были высоте 120 локтей”. Крепости защищали “прящники и копьеносцы, надежда его страны”[17]. У Ксенофонта есть упоминание о многих найденных в домах кардухов свинцовых слитках для изготовления ядра для прящей и о вооруженных копьями (дротиками) кардухах. Название реки Каллания и одноименной крепости Каллания указывает на то. Что Старый Уайаис в Айаду и Уайаис были расположены в соседстве и отдалены друг от друга рекой Калланиа. А река Инная, возможно, носящая имя богины Инанны – Иштар. И есть нынешняя река Битлис. Судья по надписи Саргона, Уайаис был имя существительное, то есть собственное мужское имя. Только так следует понимать рассказ Саргона 2 о том, что “Страны Уайаис вместе с 30 поселениями страны Уайаис я завоевал и сжег в огне”[18]. Видимо, Уайаис – город-крепость было основано некто Уайаис или его родом. Во время своего похода Саргон II ткже сообщает о захвате им поселения “рода (буквально “дома отца”) Урсы[19]. Мы перед собой видим уже род племени рузакии рошкан, которые обитали в области Армарили (восточнее озера Ван), возможно, в Тоспе. Видимо, усилившись, род Русы установили свой контрол и над Уайаис.
Потому что, уже в 640 г., во время арабского завоевания Битлис был в руках представителя этого древнего рода Теодороса Рштуни (Теодороса из дома Ршо/Рушы -Русы). Вед не зря под общимназванием Рошкан были известны курды Муша, Битлиса и Сасуна[20].В эту конфедерацию входит и курды рузаки – исторические продолжателти рода
Русы. Мулла махмуд Баязди из всех курдских родов выделяет три древних рода –Рузаки, Бохтан и Хаккари. В “Истории” Иоанна Эфесского есть напоминание о персидском марзбане Адармахун,который с большим войском перешел в ромейские области и достиг области Теллы и Решайны, которых “разрушил и сжег"(VI,17), а в “Хронике” Захария Ритора упоминается некто монах Иоханан из Рейшайна, находившегося в монастыре
БЕТ-АЙСХАКУНИ, у Амида (XII,7). Таким образом, мы видим, что в разное историческое время в разных местах существовали и ныне существую местности, отражающие название курдского племени Рошкан, и без сомнения, в основе топонимии этих местностей лежит название одной и той же этнической группы.
Ш.Х. Бидлиси утверждает,что Бидлис принадлежал его предкам в течении 760 лет. Из 18 известных Шараф –хану правителей Бидлиса за 500 лет вплоть до конца ХV века лишь дважды на короткое время теряли свою власть: при сельджуах с 1139/40 по 1180/81 гг. и при султанах Ак – коюнлу с 1466/67 по 1194/95 гг.
Принимая во внимание, что Ш.Х. Бидлиси свое всемирно известный труд “Шараф –наме” завершил в 1597 г.,то можно предположить, что его род Битлисом правил, как минимум, с 837 года. Если принимать во внимание и то, что предки Ш.Х. Бидлиси дважды теряли контроль над Битлисом (на 40 лет при селджуках и 28 лет при Ак-коюнлу, общей продолжительностью 68 лет: 837 – 68 = 769 лет), то началом правления Битлисом предками Ш.Х. Битлиси мржно взять 769 год, то есть со второй половины 8 века. О том, что когда курды появились в Битлисе, сообщения в источниках отсутствуют. Армянский историк Чамчян утверждает, что в 1375г. Эрджис, Малазгирт, Хелат, Битлис, Сиирт, Джезире, Амед (Диярбакыр) в 931-1096 гг. были объединены в составе курдского государства династии Мерванидов. Хорошо известно, что ставленника селджуков - Сукмана, бывшего раба, резиденцией который был Хелат (Ахлат), правившей и Битлисом (1139/40 – 1180/81гг.) в 1180/81 гг. отстранил от власти правитель Сирии и Египта султан Салахаддин (1171 – 1193гг.) из династии эйюбидов и отдал в правление своему племяннику Малик ал–Ашрафу. Эюбиды Битлисом правили до 1245 года. Таким образом, курдское правление и соответственно, присутствие курдов в Битлисе разниться почти на 130 лет с указанным Чамчяном сроком.
Общеизвестно, что конфедерацию рузаки (рожаки) образовали 24 курдских племен, которые обитали на северо – западе Битлиса в местности Койт[21].О насельниах Койта у историка IX в.Тома Арцруни содержится лбюопытные факты. Согласно Ф. Арцруни, здесь обитали поселенцы из Ассирии, которые себя называли Sanasnai. В начале арабского нашествия в 640 г. Битлис был в руках племени Рошкан, а крепость Битлис— у Теодороса Рштуни.
Во время своего очередного похода в зону Битлиса, арабы зиму 851/52 г. проводили в Муше. Весной 852 г. жители горной области Койта внезапно напав, разгромили арабов. Основным питанием этого народа был ячменный хлеб. В снежную зиму они на ноги надевали плетенные доски и свободно, как по земле, продвигались на снегу. Вильгельм Кохлер считает, что смотря на то, как эти горцы упорно защищали свои места обитания, мы можем сказать, что они и есть вышедшие спустя 500 лет на историческую арену племя рузаки[22]. Передвижение на лыжах (на курдском языке lekan – ликан[23]) курдами рузаки сообщает и Ш.Х. Бидлиси: В середине зимы 922(1516) года в Мушской области Шараф хан с отрядом численностью около полутара тысяч молодцов (племени) рузаки надели лыжи(ликан) и внезапно напали на другие курдское племя пазуки, где Руста м бек с двумья сыновьями и 400 отборными молодцами племени пазуки были убиты[24].
О спсобе передвижения на снегу, со своей кладью, лежа на шкурах и скользя по льду так же как это делается в атропатской Мидии и на горе Масий (Тур-Абдин в Джезире Ботан —Л. М.) сообщает Страбон, согласно которому, в отличие от албанов и иберийцев (кольхов),которые поднимались летом на покрытые снегом и льдом вершины гор с помощью подвязанных к ногам утыканные шипами широкие куски сыромятной бычьей кожи по форме литавров, (“подкладывают под подошвы сапог утыканные шипами деревянные колесики») (Страбон ХI, V, 6). Подобная обувь до сих пор в быту среди курдов, шитый кустарным способом для передвижения по снегу.
Разгром арабов в Мушской долине в 850 г. оуществлялся под командованием царя Армении Ашута[25] I (умер в 950 г.). Остатки арабских войск бежали в Битлис и попросили приюта у матери Ашута I Rhiph'e[26].
Сасун и Хойт были феодальными владениями Баграта (род который также ирано-курдского происхождения). Во время арабского нашествия сыновья Баграта Ашот и Давит[27] именно здесь сумели закрепится и вместе с “Йунан ибн Турник” (Йакуби. 2,89) из рода Баграта организовать сопротивление против арабов. Именно с помощью воинственных горцев Сасуна и Хойта им удалось на Мушской долине разбить на голову арабов. Йунан ибн Турник – курдское искаженное мужское имя : Yımana,
Yımano[28]
и Taro, Taronı, Tirok[29].
Армянские источники пишут, что “по грубым нравам и наречию, Хойт отличалься от Тарона и других частей Армении, и составляли самостоятельный округ[30]. Другой армянский источник сообщает, что “у армян Сасуна “xort” или “xorth ”значит “герой”, а у армян города Муша и окрестностей это же слова значит“отрок, молодчик”. Если исходить из первичности значения “герой”, то это южно–армянское xort(h) легко может связаться с хурритским huradi(id) и аккадским hurati(id)[31].Тонкое замечание армянского академика больше, чем справедливое. Тоько вот смущает эти говорящие на курдском языке “армяне” Сасуна и Хойта. Дело в том,что согласно Армянско – Русскому словарю (издательство АН Арм.ССР, Ереван, 1985 г.) на армянском языке слово “хорт” означает “отчим, мачеха”. И наоборот, на всех диалектах курдского языка, в том числе и “сасунско – хойтского”, xort (xorth) точь в точь дает смысль «перевода с армянского» Г.Капанцяна и кроме того означает “юноша”. Также на курдском языке xurt означает «сильный, мощный; крепкий; xurtı – «сила, мощь»[32].
Сасун в средние века составлял наследственным уделом на юге Мушского округа с резиденцией в г. Хазо, расположенного в оконечности горного хребта, окаймляющего Арзанскую долину с реками Хазо, Арзан и Ридван[33]. Коренным районом тех районов составляли курдские племена ширави, бабуси (бусы Геродота), сусани (древние сасиашайцы[34], передавшие свое родовое название области Сасун) и тамуки[35].
В ХIХ веке здесь также обитали курдские племена musi, sarmi, sasun, belki (balki)[36]. И в настоящее время племя sasun продолжает жить в этих краях, а часть проживаетна территории между Вазной, Сардаштом и горной цепью Кандил в Иранском Курдистане. Среди 24 племен в конфедерации Рузаки есть курдские племена подназваниями Baligi и Bela kurdi. Возможно, на каком то этапе, одна из этих двухплемен закрепилась в г. Уайаис, и название этого рода в арамейских писменных источниках нашло свое отражение в форме Bit Baligi – (Дом Балеки) или Bit Bela – Дом Бела, которые и со временем, трансформировались в Балеш – Бидлис(Битлис).
А перевод названия г. Битлиса в армянских источниках Багеш – “Осел сдох”вообще не выдерживает никакой критики.
По данным источника в 1890 году в Битлисе в 8300 домах жил 38.886 человек. Из них 20.000 были мусульманские курды, 16.086 григорянских армян, 200 протестант армян, 1800 якобиты. В городе были 15 джами, 25 мечет, 4 текке и 4 церкви, принадлежащие григорянским армянам[37].И за всю историю данного региона, армяне на этих территориях никогда несоставляли большинство населения, а ведущим по численности этносом были курды.
В «Истории Армении М. Хоренского (Ш ,15) есть сведения о “... Зоре, родоначальнике Рштуни, назначенного на место Маничахра[38], главнокомандующим южной армянской армией”. Далее сообщается, что «Зора был схвачен армянским царем, который истребляет его и весь его род и завладеваетего крепостью Ахтамаром».Судья по имени «родоначальника» Зоры – оно по происхождению иранской этимологии. Вспомним только имя пророка Зороастра, где Зоро –“сын”, и “астр – “небо”, то есть “Сын Неба” или “Сын Поднебесья”, причем, точный перевод имени зороастрийского пророка возможен среди других иранских языков только с курдского. Рыштуни - от корня слов существительного “Рышо, Рашо, Решо” и среднеперсидского (которую некоторые ученые не без основания называют еще и "мидийским”) thauma –“дом”, то есть, “Дом Решо (Рышо)” и отсюда очевидность того, что она ни как не можеть обозначать имя собственное. Этоговорить о том, что соста­вители “Истории Армении” недостаточно, а если сказатьпо правде, вообще не знали род (племя) Рыштуни, иначе они назвали бы имена отдельных представителей этого рода, а не ее название. Предыдущий до Зорыкомандующий исторически не существующей “южной армянской армии” Маничахр, судя по имени, также был “иранцем”, но никак армянином.
Не соответствует действительности и полное истребление рода Рыштуни «армянским царем». Вот как выглядит диалог героя роман “Искра” Раффи Мурада с знатным курдским дворянином:
«Мурад: — ты какого племени, криво?из племени Врышик, — ответил курд с гордостью. Врышик? — повторил Мурад, словно сделав важное открытие. — А ты знаешь, криво, что твои предки были армяне?Я этого не знаю, — ответил курд обиженно, — а знаю, что мои предки были владетелями этой крепости.Как раз владетелями этой крепости и были армяне. Курд опять не поверил, он указал на находившиеся вдали роскошные надгробные памятники и промолвил:
Вот гробница моих предков.Твои предки — армяне жили задолго до этих гробниц, — настаивал на своем Мурад, — они назывались Рштуни, а этот край — страной Рштуни. От нахараров Рштуни произошла курдское племя Врышик, точно так же, как от Мамгунян нахараров — племя Мамыкани. Есть и другие курдские племена армянского происхождения»[39].
Вызывает и удивление, если эти «окурдевшие армяне» в действительности раньше были армянами, то почему и их материальная «армянская» культура также сменилось «курдской»? Тот же Раффи пишет, что «ныне, после былого величия Востана, после многотысячных его обитателей — армян, остались лишь несколько курдских землянок. Из дымовых отверстий подымался дым, на лай собак стали выползать через узкие двери дети, женщины, девушки и с земляных кровель глазеть на нас»[40]. Как раз знатный курд, собеседник Мурада был обитателем одной из этих землянок. «Абсорбированные» курдами армяне почему должны были переселиться из «армянских хромов» в жалкие «курдские землянки»?. Всем известно, что курды и армяне различаются даже по своему физическому типу.
Абсурдность этого «исторического» опуса очевиден. Все объясняется иначе. На данных территориях курды зафиксированы раньше армян, и это подтверждается многочисленными признаками материальной культуры курдов, топонимией местности. Эти территории (в составеУрарту) еще в 595 г. до н. вошли в состав Мидийской империи. Позже эти территории находились под властью курдских династий Аршакидов и Сасанидов. Армянские источники однозначно под этнонимом «мар», «мед» подразумевали курдов, а Мидией – поздний Курдистан (Чамчян, Гевонд и др.)[41]. Еще в V веке в период Сасанидского владычества территория обитания племени Рузаки (Erсish, Xelat, Mush, Bidlis, Malazgirt, Xinis) был известен как Welate Beranan (в средневековых арабских источниках — Darul Beran)[42] — за их непобедимость и храбрость. И по сей день под конфедерацией Rojikan курды имеют в виду обитающие в Малазгирте, Эрджише,
Халате (Ахлат) и Хнысе курдские племена, а под Mamori — курдские племена Бидлиса, Хизан, Мотикан и Хезо, которые известны и как Mamikoyan (Мамыкан)[43]. Исторически в военно-политической жизни данного региона всегда ведущую роль играли Рошкан, Мамыкан и другие курдские племена. Поэтому, политическую активность армян в данном регионе можно «обнаружить», лишь выдавая курдских родов за армян, чем и занимаются армянские историки.
Наследственные владения этого рода были расположена на юге озера Ван между озером и областью Мокс и позже был назван Гявашем. В названный период (V в.) Рыштуния – родовое владение Рыштуниев охватывала, с резиденцией город Востан,- юго-восточное побережье Ванского озера. В VII веке этот род настолько усилился, что власть в подвластной Персии Армении был сконцен­трирован в руках Теодороса Рштуни,который выбрал себе резиденцией находящийся в его владении расположенный в озере Ван остров Ахтамар. Этот род также владел Тоспом, с городом Ван. В 641 году власть Т. Рыштуни был официально признан и императором Византии Константином II. Позже Т.Рыштуни умер в арабском плену в Сирии и спустя годы,его тело была перевезе­на и похоронена в его родовом владении.

отсюда
Аватара пользователя
ElenaTruva
Türk gezgin
 
Сообщения: 3702
Фото: 1395
Регистрация: 05 авг 2008
Откуда: Москва

БИТЛИС

Добраться можно из Вана на прямом автобусе в 9.00. Долмуши туда не ходят. Вернуться в Ван можно тоже прямым автобусом.

В принципе, если после Вана у вас в планах Диярбакыр, но вы собираетесь посетить Битлис, то лучше переехать в Татван, там заночевать и с утра посетить Ахлат (я туда , к сожалению не успела) и Битлис. А из Татвана в час ночи идет автобус до Диярбакыра (5,5 часов).

Я так не поступила, т.к. понятия не имела на тот момент, что из себя представляет Татван, и что я буду делать там до часа ночи. И уж тем более не знала о возможности прямого попадания из Битлиса в Дияр. Поэтому вернулась в Ван. Оказалось, всё не так печально. Гостиницы в Татване есть. А вечер можно скоротать в торговом центре, где есть боулинг и кинотеатр (иностранные фильмы в Турции часто не дублируют, а идут с турецкими субтитрами, так что есть возможность сходить в кино, если владеете английским).

Можно переночевать и в Битлисе или приехать утром, а ночью уехать в Дияр. В LP сказано, что гостиниц в Битлисе нет. Видела 2 штуки. Но вот в Битлисе вечером заняться будет нечем стопудово.

Дорога из Вана довольно живописная, проходит по побережью озера, можно будет наблюдать в хорошую погоду остров Ахтамар ( о нем будет рассказ позже) издалека. Часть пути идет среди гор.

И через 2,5 часа вот он, Битлис – стопроцентная, непоказушнотуристическая Турция. Когда попадаешь сюда из современного Вана, кажется, что ты попадаешь в другую страну. Самая реальная турецкая провинция. Когда-то здесь было смешанное армяно-курдское население. Сейчас курдское.

99 % находящихся на улице - мужчины, в большинстве своем разодетые в костюмы, или хотя бы в пиджаках. Они неспешно прогуливаются, обмениваясь репликами со встречными, сидят в чайных или стоят кучками, болтая о том, о сем. Их много, как и полагается в центре города. Даже не понятно, работает ли в этом городе кто-то вообще, не смотря на будний день. Попадаются редко женщины, конечно же в компании не меньше двух. А если уж , редчайший случай, идет одна, то с таким видом, что мадам топает разруливать назревающую Третью мировую войну, и от нее всё только зависит. Хотя на самом деле идет она или в магазин, или к подружке. Третьего варианта просто нет.

Праздно шатающихся мадамов, не скрывающих своих намерений в этом городе, была только я . Чем и привлекала внимание местного населения по полной программе. Но носило это вполне приветливый характер, больше из интереса, типа , чё за птица такая в нашем курятнике объявилась? Раз 20 меня спросили:
- Ты из Измира?
- Нет.
- Тогда ты из Стамбула, - уже звучало как утверждение.
Когда же отвечала, что я ябанджи (иностранка) из России , на меня смотрели, как на инопланетянина, типа каким х..ем тебя сюда ваще занесло?.

Что представляет из себя Битлис? Город находится в ущелье с расползшимися базальтовыми домиками по его склонам. Вдобавок ко всему, там протекает еще 2 реки. Осмотр города я начала с конца, противоположного въезду в город со стороны Вана.

Битлис горный


Изображение

Изображение


Изображение

Сельджукская мечеть с кладбищем Khaja Hasan Zaviye, находящаяся на склоне ущелья.

Изображение

Изображение


Узкие ступенчатые улицы Битлиса.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Взмах ноги – и улица перекрыта

Изображение

Дома Битлиса


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Население часто пользуется общим водопроводом

Изображение



Люди вполне приветливые, приглашают в гости


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Битлис нижний. Теперь спускаюсь и иду по дну ущелья, т.е центральным улицам Битлиса.

Изображение

Изображение

Мечеть Alemdar (1783)

Изображение

Изображение

Мечеть Memi Dede (1572)

Изображение

В медресе Hatibiye располагается туристическая информация. Но не ищите вывеску «Tourist information”. Она на турецком. На иностранцев это место явно не рассчитано. Да и на турок не особо. 4 раза в разное время пыталась я туда попасть, все 4 раза было закрыто наглухо.

Изображение

Изображение


Кроме лестниц в городе куча старых мостов.

Изображение

Изображение


Кое-где реки протекают прямо под домами через подвал, и дома выглядят, как навесные.

Изображение


После того, как я сфотографировала надпись на этом мосте, сразу собралось несколько человек, и они долго рассматривали и обсуждали, что же я там такое фотографировала. Похоже, что они эту надпись заметили впервые

Изображение

Изображение

Мечеть Serafiye.(935 г.) с украшенным минаретом

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Внутри она уютна (не смотря на обшарпанность) и проста по-деревенски, и отапливается буржуйкой.

Изображение

Изображение

Здесь же находятся гробницы.

Изображение

Мечеть Meydan

Изображение

Изображение

Изображение


Мечеть Kale Altı (1800 г.)

Изображение

Изображение

Изображение

Крепость Битлиса , находящаяся в центре города прямо на крутом склоне горы, была построена в 312-ом году до н.э. по приказу Александра Македоского одним из его командующих Лейс Бедлисом.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Битлис с крепости


Изображение

На улицах Битлиса


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


В общем, город произвел на меня очень хорошее впечатление своей провинциальностью и какой-то детской наивностью. Я так там разленилась, что решила задвинуть Ахлат, запланированный на вторую часть дня. Было очень приятно бесцельно шататься по его лесенкам-улицам , пить чай с местными жителями, сидеть в какой-нить уличной забегаловке и бесконечно глазеть на сонное движение этой турецкой глубинки. Н-да, то, от чего год с небольшим я сбежала сама, теперь притягивает меня и вызывает ностальгию. Хотя, сама же говорила: «приехать в национальный колорит туристом и жить в нем – вещи несопоставимые» . Так что, останусь-ка я лучше туристом.

Ну, а на закусь - целая булочная офигительного хлеба из Битлиса

Изображение

Пы.Сы. Как говорила выше, в Ахлат я не поехала, хотя наверное, напрасно. Вот тут можно посмотреть несколько видео и фото
/forum/go/85c8c311a1e5fbd694422d7ee4d1bdb0
/forum/go/6700ac60952eb87a7edf87439758efd0
Мне кажется, место достойно посещения. Недалеко от Ахлата находится гора Немрут. Не путать с другим Немрутом, находящимся около Кяхты (где большие головы). Этот Немрут знаменит кратерным озером.
Аватара пользователя
ElenaTruva
Türk gezgin
 
Сообщения: 3702
Фото: 1395
Регистрация: 05 авг 2008
Откуда: Москва

Битлис, правда в 19 веке. Других карт на просторах интернета обнаружить не удалось.Чего-то уже не существует, но описанные мой места на своем месте

Изображение
Аватара пользователя
ElenaTruva
Türk gezgin
 
Сообщения: 3702
Фото: 1395
Регистрация: 05 авг 2008
Откуда: Москва

женщин вообще нет на улицах:)
Azy gum garum gerum, gazy gumga... Azy gum garum gerum, gazy gumga
Аватара пользователя
Irochka
Sonnige Paradys
 
Сообщения: 23945
Фото: 205
Регистрация: 25 окт 2005
Откуда: Africa

Могу догадываться, что в районе Татвана-Битлиса обстановочка еще та. Была там в начале мая - снег в горах еще лежал. А дорога проходит как раз через них.На перегоне Ван-Догубайязыт были реальные сугробы местами
adil
Аватара пользователя
compac
 
Сообщения: 1
Регистрация: 21 дек 2014

Битлис – это нечто. Такое ощущение, когда я там была, что я оказалась в другом совершенно мире. Такой он первобытный слегка. Было очень интересно
Аватара пользователя
RUdkovskYA
 
Сообщения: 10
Регистрация: 25 сен 2015

по описанию и фото что то не впечатлило
Аватара пользователя
oleg7820
 
Сообщения: 2
Регистрация: 09 май 2019
Откуда: Киев

Модератор

Diadora17

Фильтры

Навигация

Вернуться в Восток и Юго-Восток Турции

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1