Суфийское вращение - одна из самых древних техник, одна из самых мощных. Она на столько глубока, что единовременный опыт может сделать вас совсем иным. Кружитесь с открытыми глазами , как это делают маленькие дети, как будто ваша внутренняя сущность стала центром, а все ваше тело стало колесом, движущимся гончарным кругом.
Cуфийские танцы -танцы дервишей ( в Египте известен, как танец "танура")
Увидеть настоящие пляски суфийских дервишей можно раз в году в городе Конья (Турция), с 9 по 13 декабря. Дервиши съезжаются на могилу основателя ордена, поэта Джалаледдина Руми, где и происходит церемония.
Сначала участники в белых кафтанах и красных фесках по одному проходят мимо шейха, который дает им тайные указания, а потом вступают барабаны и флейты, и дервиши начинают кружиться на месте, все быстрее и быстрее. Поднятая правая рука танцующего дервиша получает благословение небес, через опущенную левую руку это благословение передается земле, в чем и состоит смысл ритуала.
Дервиши – вечные странники, аскеты, монахи, главное достояние которых – их открытая душа. Вечные скитания, долгие дороги, разные города – вот добровольный удел дервишей. Это отшельники, ищущие лишь духовное совершенство.
Дервиши – последователи суфийских идей, идей оппозиционного мистицмзма, отвергающие роскошь и лицемерие знати, отказавшиеся от земных радостей, богатства.
Недаром первые суфии носили грубые простые одежды из овечьей шерсти «хирки», «суфи» - видимо, именно отсюда и произошло название всего течения. Сшитые вручную одежды, домашней выпечки хлеб, глинобитные стены домов, самодельная утварь – вот незамысловатый быт современных дервишей.
Одним из самых загадочных и поистине завораживающих ритуалов дервишей является сэма – танец вращения, вводящий их в глубокий транс.
В обществе дервиши занимали занимали тоже положение , что и христианские монахи.
Аскеты наставляли своих учеников на путь праведный, учили их приводить в порядок разум и сердце, видеть бога во всех жизненных проявлениях. Кстати , встречались дервиши во всех слоях мусульманского общества – от бедняков до знати.
Наиболее широкое распространение суфизм получил в Х1 веке. Позже свой вклад в суфизм внесли многие восточные философы и поэты.
Ведущую роль в развитии гуманистических идей этого течения сыграл великий азербайджанский поэт 13 века НИЗАМИ ГЯНДЖАВИ. , создавший свои произведения на фарси, узбекском, турецком языках. Но , пожалуй, наиболее известным суфием был один из величайших поэтов 13 века ДЖАЛАЛЕДДИН РУМИ, происходивший из города Балха, древнейшего «города поэтов».
Суфии проповедовали: недостаток высшего совершенства порождается духовной нищетой – факром. Поэтому и зовется факиром тот, кто стремится к совершенству. Формы проявления суфийского мировоззрения многообразны. Каждое направление – это отдельный «орден», основанный в прошлые времена выдающимся поэтом, мыслителем или философом. Высказывания этих мудрецов передаются из поколения в поколение и завораживают красотой образов и метафор.
Бесчисленные притчи о Хадже Насредине или сказки «Тысяча и одна ночь» - типичные образы суфийского фольклора. Концепция бессознательного и анализ сновидений – методы, применяемые суфиями задолго до Фрейда.
Суфизм – главный вклад турков в ислам.
На суфийские ритуалы оказала влияние такая доисламская шаманская практика, как танцы и музыка, вызывавшая мощные вспышки экстаза у участников мистических церемоний «айин». Ортодоксальные мусульмане такие обряды считали проявлением ереси. Во времена Османской империи у суфийских сект были свои обители, «текке», аналог христианских монастырей. Каждый дервишевский орден возглавлялся шейхом, религиозным наставником.
Два важных суфийских ордена , которые появились на раннем этапе турецкой истории и существуют до сих пор – это Мевлеви и Бекташи. Члены общества крутящихся дервишей Мевлеви являются последователями великого персоязычного поэта Мевляны, или Джалаледдина Руми. Орден располагался в Центральной Турции, В городе Конья, где и погребен его основатель. Последователи Мелеви ежегодно в декабре проводят фестиваль, посвященный памяти основателя ордена. На это зрелище съезжаются туристы со всего света.
Во время этой церемонии крутящиеся дервиши одеты в развевающиеся белые платья и конические шляпы. Они вертятся под ровный ритм барабанов и мистические звуки музыки, символизируя смерть и окончательное соединение Мевляны с Аллахом.
Магия танца этих людей, облаченные в свободные белые одежды и кружащихся по сцене, завораживает.
Ритуальный танец вводит дервишей в состояние религиозного экстаза , тем самым приближая их к Богу. Хор исполняет ритуальную песню, звучит флейта , символизирующая душу в поиске любви. И под эти не земные звуки дервиши исполняют свою сэму.
Правая рука танцующего поднята – через не дервиш получает благословение небес, а через опущенную левую руку это благословение передается земле. Вот смысл ритуала.
Музыка играет громче и громче, люди вращаются быстрее и быстрее.
Пляска продолжается несколько часов подряд.
В итоге наступает момент, когда танцующим начинает казаться , будто вращаются не они сами, а весь мир – вокруг них.
Это и есть измененное состояние сознания , мистический транс. Считается, что находясь в нем, можно путешествовать во времени , проникать в иные измерения и посещать далекие планеты.
Танец крутящихся дервишей – уникальное, колдовское зрелище.