Наткнулась на версию о мухоморах.
...местный "самогон" у коренных народов севера, и в частности, манси часто бывает "фирменный". Рецепт такого "самогона" заимствован у шаманов. Ребята, действительно в той глухомани, очутившись среди оседлого населения, а так оно и было, были в лесных поселках и могли не только прослышать о таком напитке, о его чудодейственных эйфоричных бодрящих свойствах, но даже попробовать, а попробовав под наблюдением "знатоков", могли взять его про запас на маршрут.
В расследовании случившейся трагедии есть упоминание гипотезы с возможном отравлении участников группы метиловым спиртом и даже наркотиками, но клиника метилового отравления, да и тех медицинских наркотиков той поры не укладывалась в картину массового галлюциногенного психоза, что, судя по всему, был у всех участников группы. По странному стечению обстоятельств нет никакого упоминания об исследовании желудочного содержимого, крови и тканей погибших на присутствие наркотических, токсических веществ, так же, как остатков напитков в кружках, сообщается, что была найдена одна нетронутая не то фляга, не то фляжка со спиртом, которую опустошили сами поисковики. В доступных материалах нет описания вещей в палатке и вокруг нее, емкостей - фляжек, бутылок полных, пустых и, тем более, даже упоминания о результатах лабораторных исследований остатков содержимого. Хотя токсилогические исследования на присутствие алкоголя, грибных токсинов в то время были обычным явлением, и проводились даже в районных СЭС. Создается впечатление, что что-то умышленно замалчивалось.
Здесь придется еще раз вернуться к ранее упомянутому местному "самогону", который готовится на основе гриба мухомора.
Не все ядовитые грибы, однако, являются абсолютно смертельными. Так, например, красный мухомор имеет токсины, обладающие сильным галлюциногенным действием. Его с незапамятных времен до появления спиртных напитков народы северо-восточной Сибири, использовали для изготовления опьяняющих напитков, и пили их в праздничные дни ритуальных торжеств.
Отравление мухомором проявляется сильным головокружением, состоянием опьянения, фантастическими видениями, бредом, желанием петь и плясать, стремлением к движениям с неудержимой потребностью все ломать и разрушать. Это все сродни действиям ЛСД, когда находясь в недружелюбной обстановке и внутренне не подготовленный к возможным чрезвычайно мощным искажениям восприятия и мыслительных процессов, субъект будет воспринимать эффекты ЛСД, скорее всего, как весьма неприятные, в отличие от ситуации, когда находится в комфортных условиях, настроен на хорошее, не напрягается и внутренне открыт к восприятию необычного. Вот только переход из одного состояния в другое может происходить очень легко под воздействием внешних раздражителей.
Если принять во внимание версию "местного самогона", то тогда, причиной пускового "помутнения" разума мог послужить прием "коктейля шаманов". Причем непосредственной приной коллективного нарушения сознания могло быть много внешних причин.
Принимали "напиток" после трудного дневного перехода во время ужина, усталые, голодные, в сочетании со спиртом. (у двух членов группы накануне были дни рождения). Сколько-то выпили спирта, чуток добавили, разомлели, разговорились, потом кто-то вспомнил о "местном "самогоне", извлекли, налили "по чуть-чуть", осушили, и, может быть, еще повторили. Вот только они забыли, а может быть их и не предупредили, об особенностях этого напитка, как и сколько пить. И напиток подействовал, все улеглись, вскоре их сморил сон.
А спустя время кто-то,вылез из палатки по нужде, небо чистое, поземка, и, увидев, к примеру, огненные шары в небе, обомлел, и, заглянув палатку, заорал что-то несусветное, привидевшееся в его помраченном шаманским напитком мозгу, все восприняли это соответственно - галлюцинации - одни страшнее других, и в чем были в панике кинулись к выходу, закупорив его, кто-то, спасаясь, выхватил нож и начал лихорадочно полосовать брезент палатки, и дальше все, уже вне палатки, не осознавая окружающей реальной обстановки, под влиянием пугающих видений, повинуясь стадному инстинкту, ринулись по склону вниз, куда легче всего было бежать.
Добравшись, наконец, казалось бы до спасительного леса у подножья склона, беглецы начали выходить из галлюциногенного состояния и осознавать реальность трагизма происодящего, попытались бороться с цепенеющим холодом, кто как мог, но было уже слишком поздно.
Многие исследователи случившуюся трагедию объясняют сходом снежной лавиной, вернее, оползнем, или подвижкой. Может быть, это и было, так же как и во время других туристских походов в зимнее время в горных районах, когда в снежных лавинах гибли члены туристских групп. Вот только ни в одном случае туристы, не захваченные снежными лавинами, не бежали обезумев с места трагедии, а оставались у погребенных палаток, пытались откопать засыпанных. А а тут, коллективное безумство, бегство в ночь раздетыми, забыв даже фонарь на палатке...