Мораль и религия развиваются параллельно, более того, мораль предшествует религии и является одним из оснований зарождения человеческой культуры. Моральные принципы могут сделать человека свободным в рамках определенного тела культуры, но эта культура не обязательно основывается на религиозных принципах. Поэтому, если человек соблюдает все принципы культуры (господствующей) - он высокоморален в рамках данного типа культуры, и при этом он может быть совершенно не религиозен.
Мораль и религия взаимозависимы, но эта взаимозависимость такого рода (согласна с Наташей Хафизовой!) - религии вне морали существовать не может, чего нельзя сказать о морали. Любое религиозное деяние так или иначе связано с моральными установками. Мораль же как таковая, не производна от религии, и, в известной степени, от нее не зависит. Она может быть самодавлеющей и существовать вполне полноценно.
Безрелигиозная нравственность действительно автономна, потому что она прежде всего зависит от самого человека. Религиозная мораль навязывает нормы, они приобретают характер постулатов, аксиом, которым необходимо следовать неуклонно и человек только тогда морален, когда следует этим нормам, причем в том контексте, который предлагает ему та или иная религия, конфессия. Человек, нравственность которого не подчинена индивидуальным религиозным убеждениям имеет возможность реализовать свою свободу выбора. Религия этого выбора не дает. Она ограничивает этот выбор религиозными догматами которые и являются теми границами, в рамках которых только и разрешен выбор. Но за это выбор человек несет ответственность которая уже чуть ли не заранее расписана.
Вывод: мораль может быть религиозной и так же может быть автономной от религии. Религия же не существует без морали и одновременно может быть аморальной (в некоторых своих проявлениях). Поскольку лишает человека свободы, навязывает определенные нравственные нормы, которые вступают в противоречие с современными реалиями (отношение к семье, браку например и т.д.). Проявляется это также в том, что современные конфессии так или иначе отходят от своих основополагающих идей стремясь подстроиться под изменяющиеся условия современного общества. Религия основывается на Священном писании, св. текстах, и всякий отход от этих основ или вариации с ними означает скрытую (принятую или непринятую) форму ереси. Если основания подвергаются сомнению самой религией - она является аморальной по отношению к самой себе и по отношению к обществу.
...
Если рассматривать религию и мораль как относительно самостоятельные феномены духовной культуры, вопрос о том что чему предшествует – религия морали или наоборот, правомерно рассматривать не во временном, а только в логическом отношении т.е. в плане доминирования одной из них над другой и то, только в рамках определенных типов культур.
Например, в средневековой культуре господствующей выступает религиозная форма общественного сознания, в силу этого она подчиняет и приводит нравственные нормы в полное соответствие с догматами веры. А начиная с эпохи Просвещения, и особенно, начиная с кон. Х!Х ст., когда происходит освобождение феноменов духовной культуры в т.ч. и морали, от беспрекословного подчинения этим догматам, уже религия вынуждена приспосабливаться к изменившимся реалиям и, следовательно, сама приводит в соответствие свои догматы с нравственными нормами гражданского, светского общества.)
Боронникова В.