День четвертый. Каджурахо.
Утром после завтрака мы отправились аэропорт Варанаси.
Это было что-то. Как только мы вышли из машины к нам тут же подбежал носильщик с тележкой и погрузил наши чемоданы, ладно уж, вези. Носильщик был просто великолепен, жаль фотик был упакован, буйная растительность из ушей и девственно лысая голова... В аэропорт пускают, только проверив билеты и паспорта, об этом уже много раз писали, но повторюсь, очередь, в принципе небольшая и проходит довольно быстро. А вот дальше новая очередь на сканнер и там, о ужас, организованная группа европейцев с огромным количеством чемоданов. Стояли долго. Дальше сдача багажа и опять эта же группа, благо, открылась новая стойка и одинокие туристы переметнулись туда. Но это еще не все, впереди еще один сканнер для ручной клади и самих туристов, мальчикам отдельно, девочкам в зашторенной кабинке отдельно. Зажигалки и спички забирают, а вот антибактериальный спрей летал со мной по всей Индии без проблем.
Прилетели в Каджурахо. Аэропорт больше похож на вокзал в провинциальном городе. Понравились багажные ленты, та их часть, куда складывают багаж грузчики, находилась прямо на улице под навесом рядом со входом в аэропорт.
Храмовый ансамбль Каджурахо был построен в 950-1050 годах правителями династии Чандела, которые по легенде являются потомками связи бога Луны с земной женщиной. По другой версии правители династии Чандела были последователями тантризма, в котором удовлетворение земных желаний считается шагом к достижению нирваны. Первоначально здесь насчитывалось 85 храмов, сегодня их осталось 22.
Заброшенные много столетий назад и скрытые долгое время джунглями, эти храмы были обнаружены лишь несколько десятилетий назад. За многие годы под действием воды, ветра и обычного человеческого вандализма древние постройки во многом утратили свое былое великолепие. Здесь до сих пор ведутся реставрационные работы.
Стены, окна, колонны и даже потолки храмов покрыты выразительными, мастерски исполненными рельефами с изображениями мифологических и исторических сцен, в которых явно преобладают образы женщин. Многие из рельефов имеют вполне невинное содержание — они изображают женщину во всех ее настроениях и во всех жизненных ситуациях — причесывающейся, подводящей глаза, пишущей письмо, танцующей, играющей с ребенком, вынимающей занозу из ноги — сюжетам нет числа, как нет числа и рельефам, покрывающим стены храмов. Другой доминирующей темой является плотская любовь. Корни этих сюжетов уходят в догматы индуизма, который рассматривает сексуальную любовь как форму передачи энергии. Еще одна группа скульптур и рельефов изображает повседневную жизнь и занятия жителей средневековой Индии — сельскохозяйственные работы, ловлю рыбы, битвы и т.д. Сюда же относятся многочисленные изображения реальных и мифических животных. Залы святилищ украшают образы богов индуистского пантеона — Брахмы, Шивы, Сурьи, Вишну и других.Нас встретил гид Ashish (Асис? Мы его Азизом называли), из касты брахманов, тоже студент Делийского университета, родом из старой деревни Каджурахо, в которую он нас позже и отвез. Забегая вперед скажу, что позже я взяла у него адрес и пообещала выслать книгу по русской грамматике, как только попаду на просторы СНГ, потому что русский у него действительно был слабее всех, он посетовал, что был бы у него хороший учебник он занимался бы дома дополнительно. Азиз - очень хороший мальчик, по программе у нас были только храмы, но он показал нам намного больше. Но об этом позже. Еще он сказал, что невесту будет искать себе сам, а не по выбору родителей, но только из своей касты, интеллигентную и красивую, хотя сам он, с его слов, некрасивый, потому что девушкам не нравится. По мне так симпатичный, добрый и простой мальчик.
Заселились в отель ,,Usha Bundela,, неплохой, но ничего особенного, впрочем 3 звезды заслуживает, по фото мы ожидали худшего. Есть открытый бассейн посреди зеленой лужайки. Интернет там платный, но в Каджурахо была такая насыщенная программа, что мы им ни разу не воспользовались. На завтраке ассортимент средний, меньше чем в Варанаси, на следующий день мы не попали туда из-за ранней программы и когда пришли завтракать в последний день перед отъездом, то официант (или администратор) спросил где же мы были вчера, он, дескать, нам и в комнаты звонил, искал. Вот такой милый провинциальный подход.
Немного отдохнув мы поехали смотреть достопримечательности. Сначала Азиз отвез нас в старую деревню и даже сводил в гости к брахману.