Irochka писал(а):
Немного о первоисточниках.
Византийская одежда, которая сформировалась на основе позднеримского, окончательно определилась к VIII веку. От античного костюма она отличалась принципиально другим отношением к одежде. Тесно связан с господствующей христианской религиозной идеологией, византийский костюм должен был скрыть естественные формы "греховного" человеческого тела. Драпирующая одежда, которая очерчивала фигуру мягкими скульптурными складками, изменилась свичающим, неприталенным, плотным глухим нарядом, под которым фигуры совсем не видно. Это придавало осанке определенной скованности, статической, монументальности - черт, свойственных византийскому искусству. Не допускалось никакого обнажения тела. Вся фигура прикрывалась тканью с головы до ног, и даже руки прикрывались до самой кисти.
В костюмах феодальной знати Византии одежда постепенно становился все длиннее, спускаясь уже, как правило у мужчин, почти до пола. Следовательно, тенденции формирования будущего средневекового костюма, что определилась еще в позднем римском костюме, приобретали в Византии свое полное и законченное проявление. Отличие византийской одежды от позднего римского костюма связаны в первую очередь с изменением техники текстильного производства, с применением для одежды новых материалов. Уже в VI веке Византия стала большим центром развитого ткацкого ремесла, где изготовлялись самые разнообразные шелковые, шерстяные, льняные, а с X века и хлопковые ткани.
Особенно характерным было производство известных во всем мире плотных шелкових и шерстяных тканей, покрытых тканым или вышитым узором, среди которых немалую роль играли знаменитые золотые и ткани: золото-узорчатая парча и золотой алтабас, что напоминал тонкий металлический лист. Такие ткани шли не только на нашивки, бордюры, наплечники, другую отделку и украшения, а и на пошив роскошных костюмов верхушки византийского общества. Очень плотные, тяжелые и жесткие, часто даже отяжелевшие за счет дошитых на них жемчугов и драгоценных камней, они в значительной мере обусловили замену драпирующей одежды бесформенным, свисающим нарядам. Тонкие и полупрозрачные ткани, которые также изготовлялись в Византии, шли только на женские вуали и покрывала на голову.
Византийский костюм знати отмечался чрезвычайной роскошью, великолепием, пестростью, свойственной Востоку. Цвета тканей - очень разнообразные, яркие, насыщенные. Особенно распространены были красный, синий, фиолетовый и зеленый окрас различных оттенков. Высоко ценился пурпур, разные темно-красные оттенки какого считался сугубо императорским цветом. Для узоров применяли красочные сочетания с введением дополнительно желтого, коричневого, белого и черного цветов.
Ткани с большими узорами имели большой спрос. Бытовали также полностью серые и кремовые ткани.
Преобладали изображения животных (львов, слонов, быков), птиц (орлов, уток, павлинов) и фантастических существ (грифонов, пегасов, фениксов), вписанных в круги, иногоугольники и ромбы. Эти изображения соединяли в сплошной узор промежуточными розетками или растительными завитками. Часто фигуры животных располагали парами, лицом друг к другу. Размер рисунков на ткани нередко достигал 30-40 см в диаметре.
Позже появились узоры религиозного содержания: кресты, монограммы Христа (на щите), изображения ангелов, святых, богоматери, сцены из святого письма, а также условные фигуры бубновых, червовых, трефовых карт. Для бордюров на одежде широко использовали геометрический и стилизованний растительный орнамент с мотивами пальм, акантовых листьев и других растительных форм.
Распространение узорчатых тканей также вызывало необходимость перехода к обычной гладкой одежде, которая не образовывала бы глубокие складки и изгибы. Кроме сплошного узора, через все поле ткани накосили орнаментальные полосы, размещённые горизонтально (вокруг рукавов около запястья и выше локтя) и вертикально вдоль разрезов одежды - внизу и спереди по центру), а также орнаментальные пятна в виде разнообразных нашивок на плечах и груди. Среди последних особенное место занимал так называемый таблион - украшенная нашивка прямоугольной формы, расположенная почти в центре краев передней и задней полы плаща, который скалывался на плечах. Таблион был знаком отличия императора и высших придворных чинов.
С такой роскошью, красочностью, пышностью византийского костюма соединялась простота кроя одежды и очень ограниченное разнообразие его видов. Почти весь наряд был унаследованная от позднего римского периода, причем женский костюм мало чем отличался от мужского. За исключением заимствованных у "варваров" штанов, которые стали обязятельным элементом мужского костюма, и мужчины и женщины носили почти одинаковые туники, далматики и плащи. У мужчин, как и у женщин, преобладала длинная одежда. Византийские феодалы, в отличие от западноевропейских, не должны были обычно носить оружие.
Классовая дифференциация костюмов Византии проявлялась четко, но не разницей типов и форм одежды, а стоимостью, богатством или наличием знаков различения трудовой принадлежности – различные нашивки (как, например, таблион) и соответствующих элементов и отделок костюмов (наплечники, перевязи, шарфы и тому подобное). Для обычного народа такой костюм был недоступен, и они должны были довольствоваться простой одеждой дешевых материалов, к тому же, как правило (особенно у мужчин), значительно короче, чем у знати.
/forum/go/328fed92d79b9a041cc5005c3dd7aa19