В 2001 году Центр маркетинга и социологических исследований под руководством директора Армянской социологической ассоциации, директора института философии права Национальной академии наук Армении, доктора социологических наук Геворка Погосяна и турецкий аналитический центр Тesev, осуществляющий социологические, экономические и политические исследования под руководством профессора Ферханда Кента провели в Армении и Турции социологическое исследование на предмет изучения характера отношений между двумя обществами.

В частности, по словам Геворка Погосяна, были подняты три вопроса - осведомленность людей о двух народах, отношения и возможные развития. Для исследований были отобраны 34 города из 68 турецких виллаетов (областей) и 21 город из 11 марзов (областей) Армении. В общей сложности, в опросе приняли участие 1219 жителей Турции и 1000 жителей Армении.

Как свидетельствуют результаты опроса, армяне обладают более полными и объемными познаниями о Турции и турках, нежели турки об армянах. Познания турок, в основном, построены на общении с местной армянской общиной. Познания армян же построены на сведениях, полученных из исторических источников, воспоминаний, личных впечатлений, поскольку многие из них в то или иное время посещали Турцию. По словам Погосяна, большое удивление вызывал тот факт, что, по мнению большинства турков, Армения - большая страна с многомиллионным населением. К примеру, 25% турков считают, что население Армении составляет 8 млн. человек, большая часть считает, что Армения омывается Каспийским, Черным и Средиземным морями. По мнению опрошенных турков, половина населения Армении исповедует христианство, 21% турков-респондентов придерживаются мнения, что армяне - иудеи, армян также сравнивали с евреями, не ставя разницы между двумя народами.

На вопрос, можете ли вы назвать имена известных армян, турки называли имя известного певца Шарля Азнавура, некоторые - имя певицы и актрисы Шер, однако многие называли имена, как в последствии выяснилось, евреев. "Сравнение с евреями было для нас очень удивительным. Многие из турков называли имя известной националистической организации АСАЛА. Было отмечено и имя госпожи Матильд Манукян, которая, в свое время, в Стамбуле руководила самым большим публичным домом", - отметил Погосян.

Стараясь назвать известных представителей турецкой нации, армяне приводили более 60-70 имен, начиная от Абдул Гамида, Энвера, Талеата и заканчивая Демирелем, Тансу Чиллером, футболистом Гасаном Шашем, певцом Тарканом и т.д.

При этом сами турки были очень удивлены познаниями армян, в частности, о певце Таркане. Таким образом, по словам Геворка Погосяна, познания армян о Турции более глубокие и исторические, нежели представления турков об Армении, которые в большей степени обобщены и носят поверхностный характер.

Между тем, подавляющее большинство армян выступили против факта непосредственного соседства с турками. К примеру, 98% опрошенных армян заявили, что не позволят своим детям жениться или выйти замуж за турка. И, наоборот, почти все турки-респонденты положительно смотрят на возможность совместного с армянами сосуществования. Как отметил Погосян, в этом есть свои объяснения. Во-первых, армяне жили и живут в Турции, и турки не видели до сих пор ничего отрицательного от армян. Во-вторых, это не армяне осуществили по отношению к туркам Геноцид, а наоборот, "так что, у турков нет поводов для плохого отношения к армянам".

Что касается вопроса дальнейшего развития отношений, то каждый пятый турок отмечал, что Геноцид - основное препятствие между двумя странами. Таким образом, если не прямо, то косвенно они заявили, что большая часть населения осведомлена о том, что Геноцид армян имел место, и понимает, что когда-нибудь турецкое правительство должно примириться с этим фактом, отметил Погосян. "Психологически турецкая общественность готова к этому. Но сегодня Геноцид армян отрицает правительство. Понятно, что осуществляется определенная политика, в котором немаловажен и фактор Азербайджана", - заявил Погосян.

По его словам, основной вопрос, который сегодня больше всего волнует турецкое общество - это не признание или непризнание факта Геноцида, а то, что же потребуют армяне, после того как Турция примет Геноцид. "В данном контексте они ставят знак отличия между Арменией и армянской диаспорой, поскольку по их словам, диаспора более жестка в своих позициях, чем Армения", - проинформировал директор Армянской социологической ассоциации.

По мнению Погосяна, внешнее давление на Турцию в вопросе Геноцида огромное, и они пытаются дать какое-либо решение этому вопросу, найти легкий путь выхода из ситуации. "Груз Геноцида тяготеет не только на наших плечах (с позиции Армении, это морально-историческая точка зрения, восстановление исторической справедливости), но и на плечах турецкой стороны, поскольку для них признание или непризнание Геноцида - это вопрос будущего Турции, вопрос интеграции в европейскую семью", - считает армянский ученый.

ИА REGNUM