и от Радуловой немножко на эту же тему:
Наталья Радулова
Ее изнасиловали? Она сама виновата!
Почему люди так часто обвиняют в преступлении не самого преступника, а его жертву? И не только обвиняют, но и оскорбляют, топчатся на репутации, выискивают неприглядные факты биографии, буквально добивая жертву. Ведь как коментируют, к примеру, изнасилование в ЖЖ, на любом другом интернет-форуме или на скамеечке у подъезда? Светку изнасиловали? Да она сама хотела, она с ними пошла!.. Что? Лежит в больнице вся зашитая и со сломанной челюстью? Ну, все равно сама виновата - нечего короткие юбки носить... Юбка была длинной? А нечего по темным переулкам шастать... Шла днем по своей улице? А глаз-то горел, горел глаз, небось, как у проститутки! Да у нее на морде написано, что она не пай-девочка! Она еще в девятом классе с мальчикам за школой курила. Вот и получила по заслугам. Была бы приличной, ничего бы подобного не произошло.
"Несмотря на то, что изнасилование является очень распространенным преступлением в современном обществе, - пишет Джули Боллмер, - в большинстве случаев об изнасиловании не сообщается властям. Во многом это объясняется таким явлением как «обвинение жертвы», которое является повсеместным в нашем обществе. Его суть в том, что люди, которые становятся жертвами ужасных событий, обычно осуждаются сторонними наблюдателями, которые считают, что те, так или иначе, ответственны за случившееся.
Исследования показали, что феномен обвинения жертв изнасилований связан с верой в справедливый мир. Люди, у которых сильна вера в справедливый мир, то есть в мир, в котором каждому воздается «по заслугам», не могут вынести идеи о том, что можно случайно стать жертвой несчастий. Человек хочет верить, что мир – это безопасное, справедливое место, в котором люди получают то, что заслужили. Даже когда факты говорят об обратном, человек не хочет соглашаться с реальностью того, что мир совсем не справедлив.
Исследования Клейнке и Майера показали, что, сталкиваясь с доказательствами обратного, люди с высоким уровнем веры в справедливый мир делают одно из двух: они либо стараются облегчить страдания пострадавших, либо начинают оскорблять пострадавших и доказывать, что те заслужили свою судьбу. Поскольку отменить произошедшее изнасилование уже невозможно, они начинают оскорблять жертву этого изнасилования. Таким образом, для людей, которые верят в справедливый мир, нет невинно страдающего человека, а есть просто женщина, которая заслужила случившееся.
Такой человек обвиняет жертву, используя любые возможности – не та одежда (открытая блузка, короткая юбка), не то поведение (употребление алкоголя, флирт), не та личность (она лжет, хочет привлечь внимание). Все эти возможности соответствуют культурным мифам об изнасилованиях, которые позволяют принимать и одобрять изнасилования в нашем обществе. Используя эти мифы, человек сохраняет свою веру в справедливый мир.
Нужно отметить, тем не менее, что вера в справедливый мир не всегда проявляется в оскорблении и обвинении жертвы. Лернер и Миллер предложили три фактора, которые должны присутствовать, чтобы сторонний наблюдатель начал принижать жертву. Во-первых, жертва изначально должна быть невинной, иначе нет никакой необходимости принижать ее. С другой стороны, именно невинная жертва, которую не так уж легко обвинить в ее судьбе, нарушает веру в справедливый мир и легко может стать объектом оскорблений.
Эти же авторы считают вторым необходимым фактором привлекательность и статус жертвы. Их исследование показывает, что меньше всего обвиняют привлекательных жертв или тех, кто занимает высокий социальный статус, скорее обвинят непривлекательную жертву, или жертву низкого социального статуса. Возможное объяснение состоит в том, что в последнем случае они испытывают меньше сострадания к жертве. Если социальное положение или внешность жертвы привлекательны, то сторонний наблюдатель скорее фокусируется на внешних факторах, приведших к случившемуся, а не на характеристиках жертвы. В этом случае нет необходимости оскорблять или обвинять жертву.
Наконец, вера в справедливый мир не может привести к принижению жертвы, если сторонний наблюдатель идентифицирует себя с жертвой. Например, Клейнке и Майер обнаружили, что женщины, независимо от веры в справедливый мир, гораздо реже обвиняют жертв изнасилований. С другой стороны, у мужчин наблюдалось явное соответствие между обвинением жертв изнасилований и верой в справедливый мир. Возможное объяснение такого различия в том, что женщины ассоциируют себя с жертвой изнасилований, просто потому, что они тоже женщины. В этом случае женщины концентрируются на внешних обстоятельствах, которые привели к изнасилованию, потому что те же обстоятельства могут привести к изнасилованию сторонних наблюдателей-женщин. Мужчины, с другой стороны, не ставят себя на место жертвы, и в результате не испытывают сострадания. В результате, вера мужчин в справедливый мир позволяет предсказать, будут ли они обвинять жертву изнасилования или нет.
В заключение надо подчеркнуть, что гипотеза справедливого мира настаивает на том, что мир – это безопасное и справедливое место, в котором люди получают то, что заслуживают, и заслуживают то, что получают. Невинные жертвы, которые не заслужили своей судьбы, угрожают этой вере. Оскорбление и принижение жертвы позволяет восстановить эту веру в справедливый мир. Обвинение жертвы позволяет создать иллюзию, что жертвы получают то, что заслуживают, и что, в конце концов, мир справедлив."
Azy gum garum gerum, gazy gumga... Azy gum garum gerum, gazy gumga