Соловки - мечта детства

Сообщайте кто, куда, когда, с кем и зачем ;) собрался поехать! А также кто, где и когда уже был. Рассказы форумчан об их путешествиях по миру.
На Б. Заяцком острове более 4000 курганов.

Вопрос : как это могло сохраниться до наших дней и не зарости кустарниками, травой?

Ответ : в технологии их сооружения.

Сначала выбиралось соответствующее возвышенное место с галечником, затем почва выжигалась на корню, а уже после этого строилось капище.

Особенность местного климата такова, что однажды снятый и вызженный грунт не восстанавливается тысячелетиями.
Неолитические памятники острова Б.Заяцкий датируются примерно 2-1-ым тысячелетиями до нашей эры.
(Вообще не представить))))

Если прсмотреться, то видны кучки камней, пирамидками стоят. Это - места погребения древних жителей.

[ URL ]

На острове ежегодно проводятся поисковые, археологические экспедиции, проведены первые медико-биологических исследования, результаты которых вызвали интерес у специалистов. Планируется их дальнейшее проведение с привлечением специалистов различного профиля.

Потому как с людьми разные изменения в этих местах происходят)


Назначение же курганов понятно и давно обьяснено наукой. Это языческий племенной могильник.
Когда-то умершего или погибшего члена племени хоронили именно здесь, а в последствии насыпали курган. Некоторые из курганов содержат в себе древние человеческие останки, некоторые содержат останки животных, некоторые вообще ничего не содержат.


Изображение

Считается, что курган также насыпали и в том случае, если член племени пропадал без вести -- погибал ли в море, или при других обстоятельствах.
Так как считалось, что погибший и не погребенный по правилам он может принести беду.

Изображение
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Заяцкий остров необычен не только сооружениями протосаамов.

Здесь находится и первая в России каменная пристань и церковь Андрея Первозванного.


Изображение

[ URL ]


Петр I распорядился о строительстве деревянной церкви в честь своего небесного покровителя, покровителя России и морского флота.

Церковь завезена была в готовом, но разобранном виде и освящена 1-го сентября 1702 года.
Бревна ее остова до сих пор хранят тепло рук Петра I, который по свидетельствам очевидцев участвовал в сборке Андреевской церкви.

По преданиям, в ней был освящен один из Андреевских флагов – флаг первого Северного Военно-Морского флота России, состоящего из 13 кораблей.

Именно с этого места царь-реформатор начал проведение военной операции, которая вошла в анналы под названием «Государева дорога» и закончилась захватом Нотебурга (крепость Орешек), Ниеншанца (крепость Кранец) и основанием «крепости Санкт-Петербург» весной 1703 года.

Сейчас в церкви проводятся службы. Для этого на паломнических кораблях сюда приплывают верующие и священник.
И потом, после службы, отправляются обратно.

Изображение


В честь посещения острова Петром на острове установлен памятный крест.

Изображение

Крестов по всему Белому морю множество. Это не могилы)
Сотни обетных деревянных крестов, воздвигались поморами в благодарность после благополучного возвращения из дальних плаваний.

Изображение

Во время существования лагерей на Соловецких островах Андреевский скит использовался как изолятор для заключенных.
Имущество церкви было вывезено или уничтожено.
После закрытия Соловецких лагерей церковь использовалась для хозяйственно-складских нужд.

В 80-е гг. ХХ в. на Андреевской церкви провели ремонтные работы.


Изображение

( Обратите внимание на пакетик в руках женщины - Стамбульсткий дьюти-фрии)))
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Секирная гора.

К ней я шла в последний день. Вот не хотелось уезжать, не посмотрев))
Все куда-то далеко предыдущие дни ездила-плавала, казалось, что то, что рядом - успею и так.
В 5 вечера отплытие, а я еще на Секирной не была... )))

В одну сторону идти около 10 км. Можно, если повезет, поймать попутку, но шансов мало.
Монахи ходят на поклонение туда пешком. Туристы - на автобусах "свистят" мимо. Да и Бог с ними))


Изображение

Изображение

Вышла в 8 утра, пасмурно. Дорога ужасная. Сначала - нормально)
Приходилось обходить дорогу лесом, по кочкам, по кусточкам. А в лесочке - догадайтесь, что растет...
Грибыыыыы)))
Не оставлять же, вдруг после меня кто найдет?)


Изображение


Изображение


Так и пришла на Секирную с полным пакетом красных грибов.

Секирная гора , по преданию, то самое место, куда высадились основатели Соловецкого монастыря Савватий с Германом.

Я знаю три версии происхождения названия горы.

Первая : На Секирной горе, в полутора километрах от Савватьевской пустыни, согласно легенде, была высечена ангелами жена рыбака, собиравшегося поселиться на острове.

Однажды преподобный Савватий вышел из кельи покадить крест, воздвигнутый по прибытии на остров, и услышал плач. Преподобный Герман, выйдя вслед за ним, нашел у подножия горы жену рыбака, которая рассказала о том, что "два светлые юноши" секли ее прутьями, говоря: "уходите с этого места, вам нельзя здесь жить. Устроится тут жилище иноческому чину и соберется множество монахов во имя Божие".
Это чудесное событие заставило мирских людей отказаться от намерений поселиться на Соловецких островах. Гора получила наименование Секирная.

Вторая, немного похожая : Здесь, на «Секирке», ангелы высекли злобствовавшую бабу-поморку, научив ее не творить неправды первым подвижникам Герману и Савватию.

Третья, более правдоподобная : Скорее всего, имя горы "Секирная" означает "Лесосечная", "Лесорубочная" или на современный манер - "Лесозаготовительная". Гора изначально называлась Секирной потому, что там Герман и Савватий, святые Соловецкие чудотворцы, секирами (топорами, по-старому) рубили лес для строительных работ.

Это догадка хорошо вписывается и в традиции Соловецкого монашества давать имена местам в Соловках по промыслам или подельникам.


Долгое время гора не привлекала внимания братии. Лишь в 1857 году, в период строительного подъема, связанного с увековечением исторических подвигов обители, монахи обращаются с просьбой о строительстве на горе Вознесенской церкви.

Построили не просто церковь, а церковь-маяк.
Лампа, встроенная в барабан главки храма на Секирной горе, была выписана из Франции, но сама идея использовать храм для спасения мореходов во всех смыслах принадлежит русским инокам.

Это единственный в мире храм-маяк.

[ URL ]

Изображение


Во времена концлагеря здесь, в храме, располагалось IV отделение СЛОН - штрафной изолятор.

В 30-е годы бытовала пословица: «вся Россия боится Соловков, а все Соловки боятся Секирной горы!». Сюда высылали не отбывать наказание, а умирать.

Сажали за побеги и подготовку к ним, за самоувечья (некоторые из заключенных играли в карты на отрезание пальцев), за отказ от работ и «контрреволюционную агитацию в лагере».

Два неотапливаемых этажа, окна, забитые щитами, каменный пол вместо нар, отхожее место в алтарной части.

Трудились на лесозаготовке. Норма – 8-10 деревьев: срубить, очистить от веток и сучьев, приготовить к отправке.

Питание: утром – кружка кипятка на троих, по фунту хлеба, пшенный отвар, цинготникам – вобла на двоих и по ложке тюленьего жира (использовавшегося ранее монахами только для чистки сапог).

Спали в храме. На ночь одежду отбирали.

Чтобы как-то отогреться на заиндевевшем полу заключенные придумали спать «в штабелях». Люди ложились друг на друга, слоями: первый - вдоль, второй – поперек, третий – опять вдоль.

Больше 4 слоев разместить было невозможно: «низы» не выдерживали. Время от времени менялись местами. Часто задавленные или задушенные с нижних ярусов умирали.

Сохранился рассказ об «утешительном попе», отце Никодиме, который попал сюда уже в очень преклонном возрасте: ему было за 70.
Лежа в штабелях, он рассказывал собратьям по несчастью притчи из Евангелия, или, как их называли узники, «священные сказки».
Большей популярностью пользовалась притча о блудном сыне.
Заключенные с интересом обсуждали, как бы они поступили на месте отца. Кто-то соглашался принять сына, кто-то спорил. В одну из ночей отец Никодим задохнулся.

Жили здесь недолго.

Людей наказывали за малейшее неповиновение или невыполнение трудовой нормы. Нередко прибегали к пыткам: отправляли на «комарики» - оставляя заключенного нагим в лесу, привязанного к дереву.
Мало кто переживал ночь.
Зимой провинившегося, раздев, обливали холодной водой или заставляли переливать воду из одной проруби в другую. Руками, то есть ладонями. Пригоршнями переносить воду...
Иногда - просто расстреливали.

Могли послать на «лесенку»: привязать к бревну и столкнуть с крутого склона по просеке рядом с высокой лестницей, спускающейся от Вознесенского скита к подножию горы.

Два года назад «лестницу мучеников» восстановили на деньги норвежских туристов. Внизу – поклонный крест в память о тех, кто скончался на этом месте.


Изображение

Трупы свозились в определенное место, однако не было доподлинно известно, где располагалось «кладбище».

В 2005 году обнаружили первое захоронение, теперь открыто около 10 братских могил. Ведутся раскопки, определяется количество людей, на месте захоронения водружается крест. Установить личности нет никакой возможности. Один Господь ведает имена страдальцев.

Экспозиция в скиту на Секирной горе включает фотографии о прибытии на остров Максима Горького.

Приезд писателя был обусловлен успешным побегом нескольких заключенных с Соловков. Они добрались до Канады ( побег в Финляндию четырех заключенных под командованием капитана Юрия Безсонова. Побег произошел в 1926 году. Позднее вышли книги Ю.Безсонова во Франции и второго участника побега - Созерко Мальсагова в США) и придали общественной огласке ужасы СЛОНа.

Мировое сообщество осудило страну Советов, отказавшись закупать лес, заготовленный в регионе. Удар по казне молодого государства оказался слишком ощутим. Решено был организовать приезд Максима Горького, имевшего в ту пору немалый авторитет в Европе.

По приезде писатель посетил штрафной изолятор.

Заключенные должны были инсценировать чтение газет и намеренно держали их вверх ногами.

Горький подошел к одному и перевернул, дав понять, что осознает происходящее.

Был он и в «детском бараке». (На Соловках дети-беспризорники, собираемые по поездам, содержались изначально среди заключенных. В силу их физической немощи им не давали места, они спали под нарами. «Вшивки» - именно так их называли. Позже было построено отдельное детское жилище.)

К приезду писателя готовились: на пути к бараку понатыкали срезанные елочки. Говорят, одному мальчишке удалось прорваться к писателю и что-то рассказать. Говорят, Горький плакал.

Однако в «книге отзывов» засвидетельствовал, что «не стыдно ему впасть в шаблонные похвалы изумительной энергии людей, которые, являясь зоркими и неутомимыми стражами революции, умеют, вместе с этим, быть замечательно смелыми творцами культуры»...



[ URL ]

На Анзере нам рассказывали тоже об ужасах жизни узников на этом острове.. Если это можно назвать жизнью, конечно.
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Оле, большое спасибо! Очень интересно читать и смотреть!
Аватара пользователя
Blau_Stern
странствующий суфий
 
Сообщения: 36
Регистрация: 02 авг 2011
Откуда: Россия

Спасибо большое!

Я продолжу, пока есть время и желание)...



Самое главное и сложное путешествие в смысле организации - остров Анзер.

Самая труднодостижимая достопримечательность Соловков . Многие приезжают на Соловки по нескольку раз с единственным желанием попасть туда. Экскурсии организуется не всегда, раз в неделю, продолжаются целый день и все пешком. Мне просто повезло).
На улице разговорилась с человеком, он сказал, что вынужден завтра уехать, не попадает на Анзер запланированный. Вместо него туда отправилась я...

Остров представляет интерес своей первозданностью. Он отличается от Большого Соловецкого острова, так же, как Соловки отличаются от Москвы.

Здесь царят спокойствие и уединение, мысли текут медленно и неторопливо. Просто рай для жителей мегаполисов.

Анзер - второй по величине остров Соловецкого архипелага и расположен в 5 километрах к северо-востоку от Большого Соловецкого острова. На вепсском языке название острова означает "очень вытянутый остров". Еще слово «Анзер» может быть переведено с греческого как «подвижник», «воздержник», «труженик».


Протяженность с запада на воcток - около 25 км, с севера на юг - от 5 до 1 км.


Изображение


Постоянного гражданского населения нет. В двух скитах - Раcпятский на горе Голгофе и Троицкий на Троицкой губе – проживало в 2008 году 4 монаха и несколько послушников.

Зимой добраться до Анзера практически невозможно: течения взламывают лед, световой день очень короток. Единственное верное средство - вертолет, но это слишком дорого. Навигация открывается только после того, как море освободится ото льда, обычно в начале лета, и продолжается до ледостава (ноябрь-декабрь).


Анзер - заповедная территория, для осмотра которой установлены определенные правила:

-Индивидуальное посещение острова запрещено.

-Группы паломников организуются только по благословению наместника Спасо-Преображенского монастыря (или лица, его замещающего).

-Здесь запрещается ставить палатки, разводить костры, курить в лесу, захламлять территорию острова мусором.

-Паломников просят без благословения не увозить с Анзера каких-либо сувениров, а также не совершать одиночных прогулок - на острове легко заблудиться.

-Осмотр Анзера производится в течение одного дня без ночевок.

Остров почти девственно чист. Нет ни электричества, ни дорог. Корабли остаются на рейде (нет пристани), паломники высаживаются в лодках. Нет магазина, нет почты, школы, нет семей или детей. Гражданского населения просто нет.
Здесь - монастырь. И заповедник, заповедная земля.

Итак, в путь. Сначала пешком по разбитой с огромными лужами (по краям дороги растет черника, морошка: красота!) несколько километров на другой берег острова к причалу, откуда отправится катер.

[ URL ]

Около причала находятся остатки часовни святой великомученицы Варвары, которой паломники молятся о благополучном путешествии.

Изображение

Погружаемся на катер. Он как-то не внушает доверия… Малнький и весь шевелится....
Почему-то всем становится весело.).
Достаем все свои теплые одежды, готовимся к ветрам и июльским холодам)

Отчалили. Поплыли. Туман. Мысли в голове - разные.


Изображение

Плывем. Туман рассеялся!

Вращаю головой, ищу лежбища нерпы на берегах, которые, как я вычитала, тут должны быть. Вижу!!! Но далеко. На фотографии не получилось… Просто пятно на камнях, сплошная масса. Увы.

Проплываем удивительное место, где видим как бы «закипающее» море.

Изображение

В этих краях очень сильные приливы и отливы, из-за которых возникают течения, которые могут менять направление. Получаются завихрения на поверхности, создающие впечатление «закипания» воды.

Катер тут будто бы стоит на одном месте, безрезультатно борясь с приливной волной, которая затягивает нас обратно в бухту.

Каким образом мореходы проходили здесь на лодке, которую легко может выбросить на каменные отмели, остается загадкой.

Плывем. Туман снова. Сгущается.. Густой туман!

Наконец, катер бросает якорь около западного мыса заветного острова. Мыс Кеньга.

Сам катер не может подойти близко к берегу, и поэтому нас перевозят на берег в обычной весельной лодке.


Изображение

Ну, конечно, памятный крест.

Изображение

От берега, совсем похожего на тундру, мы движемся вглубь острова. Грибы….))

Изображение

Пейзаж начинает меняться. Мы попадаем в настоящий лес. Идем по дороге, размякшей от дождей.
Откуда-то навстречу по своим делам торопится лошадь... Умная, однако! И очень вежливая. Ждет, пока мы пройдем.

До Свято-Троицкого скита , первого на этом острове , три километра. Комары нас ,явно, давно ждали с большой любовью ….

Среди достопримечательностей острова стоит отметить несколько лабиринтов, куда мы почему-то решили не ходить, а на восточной оконечности каменные сооружения дохристианского времени.

Но для паломников , основных посетителей острова, гораздо важнее Анзерские скиты.

Троицкий скит - первый на Анзере - был основан соловецким монахом святым Елеазаром.
Монах Елеазар прибыл на остров в самом начале XVII века, чтобы подвизаться в уединенной жизни, своими руками построил келью. Но про него узнали и стали прибывать из Соловецкой обители монахи, желающие такой же подвижнической жизни. Для них и был учрежден скит. Сначала построили деревянную церковь, а впоследствии и каменную с братским корпусом.

Изображение

Изображение

На следующей фотографии : валеночки стоят.. в июле. Не убрали до зимы, чтобы не пылились. Значит, пользуются! Прохладно тут летом по утрам и вечерам, надо так понимать.

Изображение

Изображение

Сейчас все находится в полуразрушенном состоянии, монахов, желающих столь строгой жизни, немного. Поэтому восстановление идет не быстро, но и торопиться здесь некуда, молитва - главный труд.

Изображение

Храм стоит рядом с кельей преподобного Иова, в схимничестве - Иисуса.

Монахи надеются, что со временем доступ женщин на Анзер будет закрыт. Пока женщины могут посетить святой остров в составе паломнических групп или по благословению на работы (например, ягоды собирать монахам на зимовку).

От Свято-Вознесенского скита мимо места, где была келья преподобного Елеазара, идем мимо болот, озер еще четыре километра до следующей Анзерской святыни.

Изображение

Голгофский скит, второй по времени возникновения, отличается строгостью устава, установленного еще основателем скита святым Иовом.
На вершине Голгофы бывший духовник Петра I Иов, сосланный на Соловки, в 1712 году основал небольшой скит с чудовищно строгим уставом.

[ URL ]

По легенде, когда преподобный размышлял о том, как назвать это место, ему явилась Пречистая Дева и повелела назвать Голгофой. «Придет время», - сказала Она преподобному, - «верующие на этой горе будут падать от страданий, как мухи».
Ослушаться Божьей Матери он не посмел, исполнил в точности Ее заповедь.
Само место, на котором построен скит, напоминает по расположению своих храмов Иерусалимскую Голгофу.
Это было за двести лет до лагерных времен.



Остров может похвастаться многими святыми и просто известными историческими лицами, когда-то проживавшими в скитах. Пожалуй, самым известным был пришедший сюда из средней России священник Никита. На Анзере, в 1634 году, он принял монашество под именем Никон и, впоследствии стал патриархом, сыгравшим такую заметную роль в политической и духовной истории русского государства.


При большевиках Анзер был преобразован в подразделение тюрьмы и лагеря. Во времена лагеря на этом острове располагался стационар медчасти, так называемая больничка, в которой умерли тысячи заключенных. В СЛОНе не подразумевалось возможности телесного исцеления, по сути, это был морг. Когда в лагере началась эпидемия тифа, сюда свозили больных узников умирать.

Служитель стационара свидетельствовал:
«Картина, которую я застал по приезде своем на Голгофу, бы¬ла ужасна, название Голгофы вполне оправдалось. В тесных помещениях, битком набитых людьми, стоял такой спертый воздух, что само пребывание в нем более продолжительное время казалось смертельным.

Большая часть людей, несмотря на мороз, была совершенно раздета, голые в полном смысле слова, на остальных - жалкие лохмотья. Истощенные люди, лишенные подкожного жирового слоя, скелеты, обтянутые кожей, голыми выбегали шатаясь из часовни к проруби, чтобы зачерпнуть воды в банку из-под консервов. Были случаи, когда, наклонившись, они умирали...»

Изображение


Один из Соловецких новомучеников, особо почитаемых ныне братией, - святитель Петр, архиепископ Воронежский, окончил свой жизненный путь на Анзере.

Он был сослан сюда за то, что крестил в водах Святого озера эстонку, что возбранялось лагерным начальством.

Авторитет владыки был столь высок среди заключенного духовенства, что оно избрало его своим главой.
Уголовники и охрана лагеря уступали ему дорогу, если видели его идущим навстречу.

Сначала он был в лагерной командировке в доме спасательной станции на Троицком мысу острова, потом в Свято-Вознесенском скиту, в котором было заключено преимущественно духовенство.

Когда он заболел тифом, то был переведен в Голгофо-Распятский скит. В испытаниях владыка был спокоен и как-то сказал: «Как бы я хотел открыть свое сердце и показать вам, как страдания очищают сердце».
Изначально он воспринял на себя все тяготы тюремного быта. Даже будучи больным тифом, он до самого последнего момента ухаживал за своими собратьями. Умер в конце января 1929 года.


Видите эту березку в виде креста?


Изображение

Разные вырастают на земле деревья...

На том месте, где она растет, в двадцатые годы хоронили монахов, расстрелянных большевиками или умерших на каторге. Крестов, конечно, не ставили. А те ,что вдруг появлялись на могилах , тут же сносили. Вот тогда сама природа поставила здесь этот крест.

Изображение


Мы высадились на западе острова в районе мыса Кеньга и прогулялись по острову пешком почти 9 километров к Капорской бухте, где нас позже ждал тот же катер.

Для верующих по духовному значению и состоянию Анзер - затерянный в Арктике собрат Афона и Иерусалима. Сила его огромна. Здесь стоит крест Раcпятия, здесь есть гора Голгофа.
Сама Богородица указала это место и назвала гору голгофской.

Кто знает, не здесь ли будет сходить благодатный огонь в будущем?
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

вроде Солженицын на Соловках "отдыхал" или что путаю?


Нет.. Он туда не доехал. Он находился в похожих местах и написал свой "Архипелаг ГУЛАГ", основываясь на личном опыте пребывания в похожих местах, на воспоминаниях тех, кто там был в разные годы. Но сам - не был.

Его жена писала : " Александр Исаевич очень хотел сюда попасть. Он шел сюда пешком в 60-е годы, но не дошел - развернула погранслужба где-то уже совсем недалеко.

Но он многих знал, кто здесь сидел. Например, академика Лихачева. А после возвращения из эмиграции Александр Исаевич был уже болен. Сюда он не смог добраться, чтобы подарить монастырю, в котором в годы сталинских репрессий была самая страшная тюрьма главный труд своей жизни - "Архипелаг ГУЛАГ".

А "сидел" Солженицын в Московской области... И в лагерях Казахстана.

Родился он в 1918 году, до войны рос и учился.

"Начинается война.
18 октября 1941 года Солженицына мобилизовали и послали в офицерскую школу в Костроме. Осенью же 1942 года Солженицын закончил ускоренный военный курс и получил звание лейтенанта. В конце 1942 года Александр попал на фронт.

Его переписка с другом Виткевичем попала под надзор военной контрразведки. В письмах они писали о своих «политических негодованиях», обозначая Ленина уменьшительным «Вовка», а Сталина — кличкой «Пахан». Следствие проходило в Москве, в Лубянской тюрьме, описанной позднее в «Круге первом». Затем Солженицына перевели в Бутырскую тюрьму. 27 июля 1945 года он был осужден на восемь лет исправительно-трудовых лагерей.

Его первый лагерь был в Новом Иерусалиме, рядом с Москвой, второй — в самой Москве (стройка у Калужской заставы). Этот первый гулаговский опыт отражен в пьесе «Олень и шалашовка».
В июне 1947 года Солженицына перевели в Марфинскую «шарашку», или «спецтюрьму № 16», в северном пригороде Москвы.

В мае 1950 года Солженицына этапировали в лагерь «на общие работы» — в Экибастуз, к северу от Караганды.
Через год Солженицына освободили из лагеря и определили на «вечное ссыльнопоселение» в ауле Кок-Терек (Зеленый Тополь) Джамбульской области, на границе пустыни.

Он снял угол в глинобитной хатке, потом купил собственный домишко. Глубокая сердечная дружба связывала его с супругами Зубовыми, врачами, такими же ссыльными, как он сам. Под именем Кадминых они выведены в «Раковом корпусе», а подлинная их история рассказана в «Архипелаге». Он писал и прятал мелко исписанные листы в бутылку из-под шампанского.


В июне 1956 года после реабилитации Верховного Суда СССР Солженицын уехал в Ростов, где получил назначение в сельскую школу учителем физики.

Огромный архив Солженицына, его личные воспоминания, записи и дневники легли в основу художественного исследования «Архипелаг ГУЛАГ».

«Архипелаг ГУЛАГ» представляет собой попытку собрать воедино все, что известно о системе тюрем и лагерей, созданной после прихода к власти большевиков в 1917 году.
,,В круге первом,, есть на турецком языке, может чьим-то мужьям интересно, мой муж сейчас читает как раз. называется ,,Ilk çember,, я не знаю есть ли в продаже она в книжных магазинах сейчас, муж случайно нашел в магазинчике эту книгу, старую с пожелтевшими листами.
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13328
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны


Мне очень понравилось жить за 150 р. в сутки в домашних условиях, с посиделками-разговорами вечерними о житье-бытье на Соловках с хозяйкой и ее гостями,с их воспоминаниями о былом, хихиканьем, с шанежками и чаем, с полной свободой передвижения и вообще существования)

Так что, без тура горазо дешевле мне все обошлось)
ааа, мне прям снова туда захотелось. а вы не знаете - кто местные жители, в смысле чьи потомки? может разговаривали об этом с хозяйкой? знаю, что население Б.С.о. около 1000. а вот кто они...
но я имела в виду, что с туром дешевле, если останавливаться в отелях.
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13328
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

а вы не знаете - кто местные жители, в смысле чьи потомки? может разговаривали об этом с хозяйкой? знаю, что население Б.С.о. около 1000. а вот кто они...
но я имела в виду, что с туром дешевле, если останавливаться в отелях.


Сначала на острове жили только монахи. Потом к ним стали приезжать помощники-послушники. И так называемые трудники.
Для своих бытовых-житейских нужд они строили разные ремесленные мастерские,построили кузню, делали шлюпки, лодки. Работал кожевенный завод, Павел Флоренский открыл там производство переработки водорослей..
Народ приезжал верующий, монахам помогать.

Жили при монастыре все.


С появлением регулярного пароходного сообщения между Соловецким монастырем и материком число трудников и наемных рабочих в конце 19 — нач. 20 в. увеличилось до тысячи человек .
Специально для них к востоку от Никольских ворот монастыря было возведено несколько жилых корпусов.


В 1917 г. начались гонения на Церковь. В 1920 г. было принято решение о национализации Соловецкого монастыря. Руководство монастыря было арестовано, а большинство иноков и трудников эвакуировано на материк. На острове от монастырской братии остались около ста человек.


Потом, в 1920-х, на Соловках были организованы трудовой лагерь «Для заключенных военнопленных гражданской войны и лиц, осужденных на принудительные работы» и совхоз «Соловки». Согласно проведенной переписи, количество людей составляло 320 мужчин и 5 женщин.

Через несколько лет появились советские организации: орган власти — Управление островами, милиция, лечебный пункт, клуб им. Карла Маркса, две школы — для детей сотрудников совхоза и для бывших беспризорников, содержащихся в соловецкой детской колонии.

С 13 октября 1923 г. новым единоличным хозяином архипелага стал УСЛОН — Управление Соловецких лагерей особого назначения.

В этот трагический период жизни Соловков на архипелаге единовременно находилось до 4–5 тысяч (в некоторые годы — до 20 тысяч) заключенных.

Кроме того, в военном городке проживала охрана лагеря и вольнонаемные.

Несмотря на то, что в «жилфонд» были превращены все постройки монастыря, включая культовые сооружения, помещений все равно не хватало.

Во время эпидемии тифа был построен карантинный городок, состоявший из 4 бараков общей вместимостью 800 человек. Часть бараков карантинного поселка, располагавшегося в районе валунной бани, сохранилась до сих пор .

В этих аварийных зданиях и сегодня ютятся жители поселка. Я фотографии выше показывала, помнишь?

До сих пор под жилье используются и лагерные бараки так называемого «рабочего поселка», построенного к югу от монастыря для обслуживавшего персонала СЛОНа (на ул. Заозерной). В одном из бараков работает магазин Районного Потребительского Общества, в другом находится кафе «Кают-компания».


Изображение



Изображение


Я жила как раз на Заозерной, в доме обслуживающего персонала.


[ URL ]


В 1939 на острове был размещен Учебный отряд Северного флота.

Командному составу отряда и их семьям было предоставлено несколько жилых 10-квартирных домов с высокими потолками и ванными, которых прежде на Соловках не бывало.

Одним из таких домов был дом в северной части поселка у нынешнего Тамариного причала (к слову сказать, грузовой причал Соловков так назвал именем своей жены прораб, руководивший его строительством в 1980-е гг.).

Построили больницу, школу,детский сад...

В годы Великой Отечественной войны численность населения поселка была очень велика.

По воспоминаниям старожилов на архипелаге проживало более 10 тысяч человек — учащиеся Учебного отряда и школы юнг, семьи военнослужащих и вольнонаемные.
Жили в монастырских кельях и лагерных бараках, в отстроенных на скорую руку домах и землянках. Во время войны капитальное строительство не велось, однако и разрушений от военных действий Соловки не испытали. Шесть бомб, упавших на Соловецкие острова (четыре — на поселок, две — на о. Песья Луда), убили одного человека и не повредили ни одного здания.


12 февраля 1944 г. на Соловках был создан Совет депутатов трудящихся. Именно с этой датой принято связывать официальное юридическое рождение гражданского поселка на острове.

«Военно-морской» период жизни Соловков продолжался до вывода воинской части с острова в 1991 г.

Вечерком напишу еще, если интересно)
Побежала на работу...
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Очень интересно, пишите
Аватара пользователя
Амели
падишах
 
Сообщения: 879
Фото: 1
Регистрация: 07 дек 2010
Откуда: Russia

Есть недалеко от поселка, примерно в двух километрах от него, местечко - Филипповы садки.

Они названы в честь инициатора их устройства - игумена Филиппа Колычева.

Святитель Филипп сделал много как в духовном, так и в житейском материальном плане для обители.


Удавленный Малютой Скуратовым , он не только изобличал беззаконие Ивана Грозного, но и был настоятелем Соловецкого монастыря прежде посвящения в архиерейский сан, и внес значительный вклад в его строительство.
Он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги в местах прежде непроходимых, завел скотный двор, воздвиг два величественных собора – Успенский и Преображенский и другие храмы, устроил больницу, учредил скиты и пустыни для желающих безмолвия и сам по временам удалялся в одно уединенное место, известное в дореволюционное время под именем Филипповой пустыни.

Он написал для братии новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность.

В том числе придумал отгородить небольшие заливы, куда запускали выловленную рыбу в огромные садки - пруды.

Оттуда по мере необходимости свежая рыба быстро доставлялась в монастырь к столу.

Садки располагались по берегу моря и отделялись от него валунными дамбами, через которые происходила фильтрация морской воды. Вода могла проходить сквозь зазоры в камнях-валунах, а рыба - нет.

Идея их создания возникла потому, что погода не всегда благоприятствовала рыбной ловле и заставила монахов позаботиться о запасах рыбы впрок.

Использовались эти пруды , видимо, продолжительное время, так как на одной из карт начала 19 столетия они названы прудом для свежей трески.

Дамбы большого пруда состоят из нешироких (один-два метра), но длинных валунных перемычек.

Изображение


Наибольшая из них, длиной сто пятьдесят метров и высотой два с половиной метра, отделяет пруд от моря. По ней можно пройти на островок.

[ URL ]

Другая перемычка-дамба , гораздо ниже, перегораживает пруд посередине, отделяя более глубокую его часть от мелкой.

Говорят, пруды сейчас обмелели.

Строительство садков на Соловках - явление уникальное. Надо же было додуматься...)

Пока мы там ходили-бродили, наблюдали, как монашенки пришл к месту, где установлен памятный знак в честь Филиппа Колычева и стали молиться, встав на колени перед ним. Это Филиппова пустынь.


Изображение


А на одном из камушков в пруду долго-долго сидела птичка, как будто изучая нас, поглядывала то левым, то правым глазом в нашу сторону). И совершенно не испугалась, когда мы подощли по камушкам к ней довольно близко. Красотуня такая, кокетка-птичка))

Изображение

Изображение


Тишина, красота...безлюдье).


Изображение

И мого-много красных грибов )))


Изображение
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

воинскую часть вывели, значит остались вольнонаемные?
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13328
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

Да, остались те, кто не захотел уезжать. И их потомки разных времен)
Это и те, кто приехал помогать монахам и остался , и потомки заключенных, и некоторые военнослужащие бывшие, и другие категории людей . Кто-то просто приехал и решил жить на острове.

Например, руководитель паломнической службы, Марина Васильевна, физик по образованию,закончила Физтех, в 1985 году приехала с группой студентов восстанавливать храм в составе стройотряда МГУ.
Потом приехала еще раз, еще.. В результате - приняла веру и осталась жить на острове.

Сейчас встречает паломников, размещает их, руководит работами. Говорит, что раньше приезжали действительно люди, желающие помолиться и поработать. Сейчас, скорее , - религиозный туризм.
Например, приехали люди в пост, стали сало резать и мясо варить).
А устав монастырский на Соловках строгий. Сокрушается, что ходят женщины в брюках, с открытыми спинами...)
Говорит, что на Соловках спасаются либо молитвой, либо водкой. Это хорошо характеризует проблемы местного населения. «Остров сей назначен для иноческого жития». Благочестивых людей удерживает церковная жизнь. Люди неблагочестивые здесь пропадают.

Монастырь считает, что на Соловках должны остаться только монахи. Поселковое руководство иного мнения. Туризм приносит немалый доход. Разногласия идут давно)

.
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

,,В круге первом,, есть на турецком языке, может чьим-то мужьям интересно, мой муж сейчас читает как раз. называется ,,Ilk çember,, я не знаю есть ли в продаже она в книжных магазинах сейчас, муж случайно нашел в магазинчике эту книгу, старую с пожелтевшими листами.



Надо же! И на турецком есть Солженицын!
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

да и не только ,,в круге первом,, еще муж прочитал ,,один день Ивана Денисовича,,.
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13328
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

Монастырь считает, что на Соловках должны остаться только монахи. Поселковое руководство иного мнения. Туризм приносит немалый доход. Разногласия идут давно)

.
про население понятно. про разногласия - правы и те и те, каждый по-своему.
Изображение
Аватара пользователя
Juletta
 
Сообщения: 13328
Фото: 284
Регистрация: 14 май 2008
Откуда: Из волшебной страны

И что говорит после прочтения?
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Я вот думаю.. что держит там людей неверующих?...
Жить там трудно, почти невозможно. Блага - минимальные. Бытовые условия - мрачные.
Ради чего? Что можно там делать? Странно мне это...
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Изображение


Изображение

Изображение


Изображение
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Изображение



Изображение

Это кривые карельские березы и выложенный для туристов , которые не успевают посмотреть настоящие лабиринты, образец того, что можно увидеть на Большом Заяцком, например.

Море тут теплое, я купалась)

А это центр "Рабочего поселка"...

[ URL ]

Природа красивейшая. Места святые...

Изображение


Изображение
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

ole писал(а):Кузова...


Древние культовые сооружения свидетельствуют, что русский Север не был диким, варварским краем. Оказывается, острова в Белом море - колыбель древней культуры, основным содержанием которой было духовное прозрение аборигенов - религиозное и, что, видимо, одно и то же, космическое.

Гиперборея - страна известная из античных манускриптов. Местоположение - север Европы. Предполагается, что следы этой цивилизации найдены на Кольском полуострове.

"Гиперборейцы" означает - "те, кто живут за Бореем (Северным ветром)", или просто - "те, кто живут на Севере". О них сообщали многие античные авторы.



На первой страничке упоминала Гиперборею. Сейчас наткнулась на видеозапись конференции о подземных городах Гипербореи. Решила поделиться. Интересно)





Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Модератор

Diadora17

Фильтры

Пред.

Навигация

Вернуться в Путешествия

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6