Мое путешествие на Северный Кипр было очень коротким.
Всего один день. В планах - Никосия-Лефкоша и Кирения - Гирне.
Северный Кипр...
Турецкая Республика Северный Кипр (ТРСК) — самопровозглашенное государство, занимающее северную треть острова Кипр. ТРСК отделена от остальной части Кипра буферной зоной.
Никосия - единственная на Земле столица, разделенная на два государства. Раньше был еще Берлин, но столицей он был только с восточной стороны.
Добраться можно на паромах, выходящих из Алании, Силифке (Ташуджу) и Мерсина.
/forum/go/8e13dea3a39baddcb8105dcf96b38ca4 -расписание движения паромов
/forum/go/8253d475e471dc9aab881926882e0105 - расписание
Или на самолете из Антальи, Стамбула. Из Антальи летает Пегасус, из Стамбула - Туркиши.
Я летела на самолете из Антальи.
Вылетела рано утром, в 06.40. В 07.25 я была в аэропорту Эрджан.
Аэропортик небольшой, но уютный и толковый. К аэровокзалу от самолета нужно идти пешком, там все рядом.
Прохождение паспортного контроля было омрачено тем, что я не успела подать листочек-вкладыш для проставления визы на него. Визу шлепнули в паспорт. Говорят, это может иметь неприятные последствия в дальнейшем, если я захочу полететь в Грецию или на южную часть Кипра. Правда, сведения, как я узнала, нигде не хранятся. И, если сменить паспорт, то все будет снова хорошо)
Около аэропорта, с левой стороны от выхода, есть автобусная станция, откуда автобусы ходят в Никосию, в Гирне и в Фамагусту.
[ URL ]
Расписание висит там же. Все города Северного Кипра имеют два названия - греческое и турецкое.
Ближайший автобус в Никосию был в 9.00 утра. Оставалось ждать где-то час.
/forum/go/162c31bc87699152ca48033163fe74ca
На станции есть зал ожидания. Маленький, но удобный. Есть питьевая вода, туалет, скамеечки внутри и снаружи. Я купила билет и стала ждать.
Пока ждала, ко мне подсела женщина . Колоритная личность. Коренастая, в широкой цветастой юбке, просторной цветастой кофте. Волосы закрыты платком, завязанным на затылке. Очень напоминала цыганку. Увидев, что я курю, попросила сигарету.
Стали разговаривать. Она ехала в Фамагусту. Рассказала мне, что она из Малатьи, курдянка. Промышляет торговлей, летает продавать сигареты на Кипр. Показала целую сумку блоков сигарет. Понимала я ее с трудом. Говорила она быстро и мне было далеко не все понятно. Например, вместо «чок» она говорила «чох». Приходилось напрягаться.)
За разговором и прошло время.)
Столица Республики Кипр Никосия (греки называют ее Лефкосия) расположена не у моря, как большинство крупных городов Кипра и Греции, а в центре острова.
Современная Никосия стоит на месте античного городка Ледра, образовавшегося в I тыс. до н.э. Долгое время он имел второстепенное значение из-за удаленности от моря.
В III в. до н.э. Левкос из династии Птолемеев основал на этом месте новый город, названный его именем Лефкон, а позднее - Лефкосия. И сегодня греки-киприоты называют свою столицу Лефкосией, а турки-киприоты - Лефкошей.
Значительно позже крестоносцы переименовали город в Никосию. Под этим названием его и знают сегодня иностранцы. Только в XI в. нашей эры Никосия стала столицей.
Во время правления Лузиньянов (1192-1489 гг.) был построен королевский дворец, множество церквей и зданий интересной архитектуры.
Венецианский период (XV-XVI вв.) ознаменовался строительством оборонительных сооружений.
Город был обнесен мощной крепостной стеной, для возведения которой было разрушено много красивых зданий. Ее остатки можно видеть и сегодня.
Однако эти стены не спасли город от напора турок. И в 1570 году они захватили Никосию и весь остров, установив более чем на 300 лет господство Османской империи.
Это, в свою очередь, отразилось на архитектуре города. Многие церкви были превращены в мечети. Но, несмотря на все притеснения, Кипрская православная церковь была сохранена и существовала на законных основаниях. Иногда даже позволялось строить новые храмы, например Собор Св. Иоанна Богослова. Правда, на стенах этого Собора есть изображения турок, - возможно, это было одним из условий строительства. ( собор сейчас на южной стороне).
Английская колонизация (1878-1960 гг.) повлияла не столько на архитектуру города, сколько на менталитет горожан.
В 1960 г. Кипр стал независимым государством, в котором проживало 77,1% греков-киприотов и 18,2% турок-киприотов. Различные внешние и внутренние причины привели к межобщинным вооруженным столкновениям. 29 декабря 1963 г. была создана так называемая "зеленая линия", разделяющая две общины. Эта линия, проведенная английским военным по карте зеленым карандашом, разделила Никосию на две части. Она прошла прямо по Старому городу. С 1964 г. до сегодняшнего дня линию охраняют миротворческие силы ООН.
В 1974 г. северную часть острова и северную часть Никосии оккупировали войска Турции. На северную территорию были переселены турки-киприоты, на южную - греки-киприоты. Между ними - буферная зона с разрушенными и оставленными домами, магазинами, кофейнями…
Фотографии будут дальше...
Никосия осталась последней в мире разделенной столицей. Единственное, что является общим для двух частей города - канализация. )
Для современных греков-киприотов "зеленая линия" - это напоминание о страшном конфликте, для туристов - еще одна достопримечательность.
Вот в таком месте - городе я оказалась.
Автобус выехал во-время, в нем были люди, направляющиеся в Лефкошу и в Гирне. Сначала автобус заходит в Лефкошу, потом везет людей дальше.
После первой сотни метров движения я поняла, что именно было не так с автобусом. Левостороннее движение !) Забавно)
Ехать из аэропорта до Никосии недолго, минут 20. Периодически водитель что-то покрикивал, я не обращала внимания. Потом оказалось, что он спрашивал, кого где высадить.)))
Я чуть не уехала в Гирне. Высадили меня уже на окраине города, в новых кварталах, когда я стала беспокоиться, что домики оказываются позади. Впрочем, Гирне-Кирения все равно была в моих планах на тот день, так что ничего страшного бы не было, если бы и туда уехала.)
Высадили меня у гостиницы, вот этой.
Недалеко - дерево-костер))
[ URL ]
Еще дома я распечатала план города, поэтому просто зашла в ближайшее кафе и раскрыла его, пытаясь сориентироваться. Заказала себе чай, сидела, соображала.
Определилась с маршрутом передвижения.
В кафе зашел мужчина, седой. Поговорил с хозяйкой, подсел ко мне. Разговорились. Он оказался мясником из соседнего магазина, забегал спросить – сколько и какого мяса принести в кафе. Выяснилось, что я могла легко разговаривать с хозяйкой по-русски ! Она его прекрасно знает (об этом мне сообщил собеседник).
Мария когда-то жила в СССР, в Молдавии. Вышла замуж, уже лет 15-20 тут живет. Когда все это обнаружилось, начался пир.)
Было очень сложно оторваться от этих гостеприимных людей, но у меня было очень мало времени, терять его не хотелось.
Вот такие деревца растут в новой части города. (Она,эта часть, мне понравилась больше - светлые дома, просторно, чисто)))
Дальше я пошла по улице, которая привела меня к переходному пункту у отеля Ледра.
Переходных пунктов на южную сторону в городе 5 или 6. Пропускают всех.
Официально - нужна виза : шенгенская или кипрская. Но на практике – пропускают всех и туда, и обратно. Так как южный Кипр считает северную сторону оккупированной , государство не признано, то, вроде бы, и границы никакой нет. Одно государство.
Проверяют вяло , как бы «через решето». Могут, конечно, и придраться, и остановить. Поэтому, не имея Кипрской визы, я решила не рисковать. Тем более, планы у меня были иными.
На фотографии слева -белые будочки паспортного контроля. За шлагбаумом дальше - уже южная часть.
Вдоль стены старой крепости дошла до Киренийских ворот. Там находится одна из остановок автобусов в Кирению. Но ходят оттуда автобусы редко и не уезжают, пока автобус не наполнится. Можно сидеть долго и ждать.