У меня дача в Ваганово. Это начало Дороги Жизни , которая существовала во время блокады Ленинграда.
Эта Дорога спасла жизнь моим родственникам...
Самым тяжелым периодом блокады была первая зима.
День и ночь шли с "Большой земли" автомашины с продовольствием, снаряжением и боеприпасами. Обратными рейсами эти же машины везли в тыл раненых и больных.
Первую остановку шоферы делали в деревне Ваганово, вблизи которой находилась эвакогруппа, состоявшая из двух госпиталей и автосанитарной роты. Здесь раненые и больные ожидали отправки через Ладожское озеро.
Персонала в госпиталях не хватало. Медсестрам и дружинницам, которые сопровождали раненых, приходилось особенно трудно. Раненых одевали в шинели или ватники, в шапки – ушанки, по возможности, в валенки, накрывали тулупами и ватными одеялами.
Перевязочного материала не хватало, поэтому приходилось использовать старые бинты – отмачивать и стирать, стерилизовать, а новый материал беречь для операций. Госпиталь иногда переезжал с места на место. От сестер и дружинниц, помимо выполнения их прямых обязанностей, требовалось умение быстро сворачивать и разворачивать палаточные городки.
Шинели и сапоги быстро становились жесткими, совсем не защищали от холода. Когда привозили раненых, городок становился похожим на муравейник. Чтобы разместить всех, нужно было потесниться личному составу. Сестры спали по очереди или по двое на носилках.
Одной из необходимых служб на Дороге Жизни была – служба регулирования. Регулировщики занимались рассредоточением транспортных колонн и контролем за соблюдением установленных дистанций между машинами. Это было особенно важно потому, что торможение автомашин на льду при отсутствии снега было почти невозможно, и езда машин на близких расстояниях друг от друга грозила провалом одновременно нескольких машин.
Регулировщики стояли через каждый километр, а на отдельных опасных участках и чаще. В ночное время дополнительно на каждые 450 -500 м устанавливались фонари с синими стеклами. Такая система регулирования давала возможность предупреждать провалы и отклонения автомашин от трассы, однако не полностью обеспечивала нормальную работу транспорта, так как лед был еще непрочный, и трассу нужно было часто менять, иногда даже после прохождения всего 5- 6 машин.
Для безопасности движения дистанцию между автомобилями установили в 200 метров. Дверцы кабины были открыты для того, чтобы при необходимости водители могли бы выскочить из машины.
В течение 5 месяцев днем и ночью, под постоянным артобстрелом и бомбежкой врага, непрерывным потоком двигались машины с грузами, а на восточный берег перевозили эвакуированных ленинградцев, оборудование заводов и другие материальные ценности.
Отец рассказывал, что машина, которая ехала за той, в которой его и других детей вывозили из блокадного города, ушла под лед. Шофер только прибавил ходу...Никто не стал спасать тех , кто тонул.. Спешили спасти других.