Транспорт в Стамбуле
Билеты.
Общественный транспорт в Стамбуле оплачивается самыми разными способами - жетонами (jeton), билетами (bilet) и, наконец, магнитными билетами (akbil).
Постичь эту систему сразу невозможно, но удобнее и выгоднее всего акбиль, к тому же он и обходится дешевле. Раздобыть акбиль можно в специальных киосках (akbil или akbil gişesi) у трамвайных остановок, на конечных линиях автобусных маршрутов и в других транспортных узлах. За депозит вам вручат веселенький пластиковый брелок с круглым магнитом. Дальше его необходимо зарядить - это делается в том же киоске или в специальном автомате akbil (их, впрочем, довольно мало). Сумму, которая кладется на счет, вы выбираете сами, прикинув, насколько активно вы собираетесь пользоваться общественным транспортом, но вносить меньше $4-5 смысла не имеет.
Входя в метро, на трамвайную остановку или на паромный причал, следует прижать магнит к специальному устройству на турникете - табло покажет, сколько снято с вашего счета и сколько осталось. Перед отъездом акбиль можно вернуть, получив обратно депозит.
Автобус (otobüs)
- самый распространенный, но и самый неудобный для приезжего вид городского транспорта. Обычно они переполнены, а в час пик езда с открытыми дверями и висящими на подножках людьми - обычное дело. Чтобы понять, куда и как идет автобус (о чем сообщают таблички на бортах.
Автобусы водятся двух видов: муниципальные (belediye otobüsü, I.E.T.T.) - красного или (реже) зеленого цвета, и частные (halk otobüsü) - голубые или (реже) оранжевые, более новые и комфортабельные. Стоят они одинаково, но платить надо по-разному.
В муниципальных автобусах нужны билеты, которые продаются на конечных пунктах в киосках с надписью "Otobüs bilet" или "Bilet gişeçi" - по одному или книжечками по десять штук (надо только иметь в виду, что киоски закрываются в 20.00). Если киоска поблизости нет, билеты можно купить у уличных торговцев (дороже на 30%). Вход в автобус - через переднюю дверь; билет следует бросить в кассу рядом с водителем. Денег водитель не возьмет.
В частных автобусах билеты не годятся, а платить следует сидящему слева от передней двери кондуктору. Впрочем, акбилем можно воспользоваться и в том и в другом случае.
Остановка обозначается буквой D (durak). Чтобы нужный вам автобус остановился, следует махнуть водителю рукой. Маршрутное такси (dolmuş) удобнее, чем автобус, и дешевле, чем такси.
Название "долмуш" означает "полный.
Оплата - в зависимости от расстояния (цены фиксированные, и уточнить их можно у водителя; акбиль в долмуше не годится).
Ходят маршрутки с 6.00 до 23.00.
Метро и трамвай удачно дополняют друг друга. В Стамбуле действуют три линии подземки, причем, что характерно, не связанные между собой.
Прежде всего - Тюнель (Tünel) в Бейоглу, старинная (открытая в 1875 году) карликовая линия всего с двумя станциями; в сущности, это подземный фуникулер, единственный вагончик которого поднимается от набережной Золотого Рога к площади Тюнель. Работает подземка с 6.00 до 21.00, ходит с интервалом от 3, 5 минут.
На площади Таксим находится конечная станция суперсовременного метрополитена (metro), открытого в 2000 году. Им удобно пользоваться, если нужно попасть в новые деловые районы на севере города.
Еще одна ветка - так называемое "легкое метро" (hafif metro) - идет от площади Aксарай в западные предместья .
Станции опознаются по букве "М" в синем круге с красной стрелой. Линия годится для поездок к городским стенам, а также (с пересадкой на электричку) в курортные пригороды на Мраморном море.
Наконец, в Старом городе оперирует весьма удобный скоростной трамвай (modern tram, или tram), который, в отличие от периферийного "легкого метро" (с которым пересекается аж дважды), добирается до самого туристического центра, железнодорожного вокзала Сиркеджи и паромных причалов у площади Эминеню. На вид трамвай почти не отличается от "легкого метро" - такие же футуристические серебряные вагоны, и даже посадка туда очень "метрополитеновая": вход на остановку-платформу отмечен надписью "Giriş" и турникетом, в который следует опустить жетон.
Такси (taxi)
- самый удобный (а по ночам - вообще единственный) из сухопутных видов транспорта, и при этом, в отличие от большинства европейских столиц, - сравнительно дешевый. Ярко-желтые машинки пасутся по всему городу и огромными стадами спят на многочисленных стоянках. Единой диспетчерской службы нет, но такси вам вызовут по телефону из любого отеля, ресторана и т.д. (ждать приходится обычно буквально пару минут). В крайнем случае можно поймать машину, просто махнув рукой, как в России. Впрочем, ловить такси в Стамбуле не приходится - обычно во время пешей прогулки возникает прямо противоположная проблема: каждый таксист считает своим долгом вопросительно посигналить, чтобы уточнить, действительно ли вы и дальше собираетесь идти пешком, а потом еще некоторое время едет рядом с таким душераздирающим выражением лица, что спасти вас может только непреклонная твердость.
У шоферов есть несколько невинных уловок - не дайте себя провести. Первое правило: такси снабжено счетчиком, и обязательно нужно проследить, чтобы он был включен при посадке. Услышав, что счетчик неисправен, следует сделать движение на выход - прибор тут же чудесным образом починится. Впрочем, можно (как и в России) договориться о цене заранее, безо всякого счетчика. Второе: существует два тарифа - дневной (gündüz) и ночной (geçe); последний на 50% выше и действует с 0.00 до 6.00. Оба они обозначены на счетчике, и надо обратить внимание, чтобы лампочка ночного тарифа не была "случайно" включена днем. Третье: утверждения типа "в воскресенье - дороже", "на Босфор - другой тариф" и "втроем - другая цена" во внимание не принимаются - это чистое вранье.
Но мосты через Босфор действительно платные, и платит действительно пассажир, а не водитель. Стоимость посадки и каждого километра по дневному тарифу - около $0, 80. Давать чаевые таксистам не принято.
Электрички (banliyo treni).
Существуют две линии пригородных поездов - европейская и азиатская. Те, что идут с европейского вокзала Сиркеджи, удобны для поездок к городской стене, замку Едикуле и далее - в пригороды на Мраморном море. Азиатская линия (с вокзала Хайдарпаша) обслуживает спальные районы. Жетоны на электричку продаются в кассах вокзала. Поезда бывают двух моделей - старые и новые. Двери в новых открываются автоматически, в старых - надо толкать руками. Остановки не объявляются, но над каждой дверью есть схема линии. Электрички ходят с 7.00 до 23.00, интервал - 15 мин., с вокзала Хайдарпаша - 1 час.
Автомобиль(otomobil).
Худшее средство передвижения в Стамбуле - не столько даже из-за чудовищных пробок, сколько из-за особенностей национальной манеры вождения. Турецкий водитель теоретически знаком с правилами, однако склонен к авантюре, полагается на интуицию и подвержен внезапным и необъяснимым душевным порывам. Скорость движения в Стамбуле (как и во всех населенных пунктах Турции) ограничена 50 км в час, но смотреть на спидометр никому и в голову не приходит.
Пешеходов иногда пропускают, но чаще азартно играют с ними в кошки-мышки. Все без исключения участники дорожного движения страшно кричат и угрожающе жестикулируют (впрочем, совершенно беззлобно). Непрерывное гудение и мигание фарами не обязательно предупреждает об опасности, а свидетельствует лишь о радости жизни, которая переполняет человека за баранкой. Результат всего этого веселья - абсолютный рекорд Европы по количеству ДТП: ежегодное число жертв в 14 раз больше, чем в Великобритании. Единственное удобство: паркуясь на какой-нибудь забитой автостоянке в старом городе, можно совершенно не беспокоиться о том, как бы не запереть чужую машину, - вас просто попросят оставить в замке ключи, чтобы в случае чего передвинуть ваш автомобиль.
отсюда