Диплом юриста подтвердить можно, но пока не будет гражданства, работать юристом нельзя.
Турция относится к романо-германской правовой семье. В основу судебного кодекса Турции положены гражданский кодекс Швейцарии, уголовный кодекс Италии и коммерческий кодекс Германии.
Правовую систему Турции возглавляет Конституция, принятая на всенародном голосовании 7 ноября 1982 г. Следом ней идут законы и иные нормативно-правовые акты парламента, детально регулирующие общественные отношения в Турции и имеющие верховенство над постановлениями и распоряжениями других органов государственной власти.
Ратифицированные международные договоры и соглашения, приобретают силу закона и имеют приоритет по отношению к актам национального законодательства.
Судебные прецеденты - "унификационные" решения Кассационного суда и Государственного совета, так же являются источниками турецкого права.
Правительство принимает постановления нормативного характера во исполнение законов. Постановления правительства практически обладают силой закона, однако не могут касаться основных и политических прав и обязанностей граждан, кроме постановлений принятых во время осадного или чрезвычайного положения. Подзаконные нормативные акты могут издавать министерства и ведомства.
Обычай в качестве источника права Турции, в настоящее время, используется достаточно редко.
Органы судебной власти.
Судебная система в Турции состоит из уголовно-гражданских судов правосудия, административных и специальных судов. По организационно-функциональным признакам суды подразделяются на ряд категорий и звеньев.
Согласно Конституции, судьи независимы при исполнении своих обязанностей. Судьи и прокуроры не могут быть уволены со своей должности, не могут быть принудительно отправлены в отставку ранее установленного в конституции возраста. Никакие власти, органы, инстанции или лица не могут давать судам и судьям предписания по вопросам осуществления ими судопроизводства. Депутаты парламента не могут направлять письменные запросы или делать заявления по поводу находящегося в судопроизводстве дела. Органы законодательной, исполнительной власти и управления обязаны считаться с решением суда.
В системе турецких судебных органов существует Высший совет судей и прокуроров, являющийся правительственным учреждением, соподчиненным Министерству юстиции. Состав Высшего совета судей и прокуроров формируется следующим образом: из числа кандидатов, рекомендуемых пленумами Кассационного суда и Государственного совета, президент отбирает пять основных и пять резервных членов совета сроком на четыре года. Председателем является министр юстиции, а советник министра — членом совета по должности. В компетенцию Высшего совета входит: зачисление в разряд профессиональных судей и прокуроров лиц с высшим юридическим образованием, распределение и назначение судей на должности, отстранение судей и прокуроров от занимаемой должности, принятие решения по предложению Министерства юстиции об учреждении или упразднении того или иного суда и т.д. По всем этим вопросам решения Высшего совета не могут оспариваться в судебном порядке.
Прокуратура в Турции полностью зависит от исполнительной власти, так как все прокуроры назначаются президентом по рекомендации Высшего совета судей и прокуроров.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
В соответствии с УК Турции уголовно-наказуемые деяния делятся на проступки и преступления. За определённые преступления уголовная ответственность наступает с 11 лет.
Парламент Турции 2 августа 2002 г. принял решение об отмене смертной казни. Однако было сделано исключение на случаи войны или угрозы войны, во время которых, смертная казнь может быть применена.
Высшей мерой наказания в Турции является пожизненное заключение.
Другими уголовными наказаниями являются - строгое заключение, обычное заключение, штрафы. Строгое заключение в Турции подразумевает каторжные работы и может быть назначено на срок от года до пожизненного срока. Обычное заключение также сопряжено с принудительными работами и может быть назначено на срок до 20 лет.
В Турции применяются и другие меры уголовного наказания, такие как штрафы (как правило, крупные).
Дела в турецких судах рассматриваются коллегиально, за исключением мелких. Не смотря на то, что Конституция Турции закрепляет демократические принципы уголовного судопроизводства, состязательность сторон во время судебного разбирательства реально не обеспечивается, защита находится в ущемлённом состоянии. В Турции не существует Суда присяжных.
В 1992 г. турецким Парламентом законодательно установлено, что обвиняемый, не может быть задержан полицией без санкции судьи на срок более 4 суток. Обвиняемому принадлежит право на неконтролируемое общение с адвокатом. Максимальный срок содержания под стражей в ходе предварительного расследования ограничен 6 месяцами. По делам, которые переданы в суд, максимальный срок содержания под стражей, в том числе предварительное расследование, не может превышать 2 лет.
ГРАЖДАНСКОЕ И ТОГОВОЕ ПРАВО
В прошлом веке Турция начала модернизацию гражданского законодательства. Курс на западноевропейские образцы правовых актов продолжается и в начале текущего столетия, так 27 ноября 2001 г. парламент Турции принял новый Гражданский кодекс, включающий 1030 статей. Среди нововведений стоит отметить полное уравнивание в правах супругов, повышение минимального брачного возраста до 18 лет, устранение юридической дискриминации внебрачных детей, расширение свободы завещания и т. д.
Основным источником торгового права Турции является Торговый кодекс 1956 г., который вступил в силу с 1 января 1957 г. Кодекс, включает в себя введение, 5 частей и заключительные положения. В первой части содержатся определение предпринимателя, положения о торговом регистре, торговом имени, недобросовестной конкуренции, ведении торговых книг, коммерческом представительстве и др. Вторая часть состоит из норм регулирующих деятельность торговых компаний, а третья часть устанавливает правила о коммерческих документах (векселя, чеки, товарораспорядительные документы и т.д.). Общественные отношения в сфере торгового мореплавания регулируются нормами четвёртой части кодекса, а отношения в сфере страхования - пятой.
В 1982 г. Турецкий парламент принял Закон о международном частном праве и процессе.
Общественные отношения в области использования торговых марок регулируются Законом 1965 г., а общественные отношения в области авторских прав - Законом 1951 г. «Об авторском праве», в который в 1995 г. были внесены поправки, существенно усилившие защиту литературных произведений, аудио- и видеозаписей, а так же компьютерных программ. Положения об издательских договорах содержатся в части XII Обязательственного кодекса. Необходимо отметить, что Турция участница основных конвенций об интеллектуальной собственности.
В последние десятилетия Турция проводит либеральную экономическую политику, которая ориентирована на внешний рынок. Создаётся благоприятный климат для иностранных инвестиций. Так, 1995 г. был значительно переработан закон «О поощрении иностранных капитальных инвестиций» 1954 г. в результате чего круг прав и свобод иностранных инвесторов расширился. В 1995 г. был принят и закон «О свободных экономических зонах». С начала 1990-х гг. Турция проводит унификацию своего экономического законодательства с законодательством Европейского союза. Так, в 1994 г. было принято турецкое антимонопольное законодательство, учитывающее политику ЕС в сфере конкуренции. А, в 1995 г. к международным стандартам было приведено и законодательство Турции об интеллектуальной собственности. В 1995 г. принят «Патентный закон». В том же году приняты новые законы «О торговых марках», «О наименованиях мест происхождения товаров», «О промышленных образцах».
Гражданский процессуальный кодекс Турции основывается на положениях ГПК швейцарского кантона Neuchatel. После принятия в кодекс постоянно дорабатывался и пополнялся. Закон «Об исполнительном производстве и банкротстве» принятый в 1932 г. практически копировал одноимённый швейцарский федеральный закон.
В последние десятилетия Трудовое право Турции, так же постоянно подвергалось модернизации. Сильное влияние на турецкое трудовое право оказали соответствующие нормативно-правовые акты Европы.
К 1998 г. Турцией были ратифицированы 36 конвенций МОТ (международной организации труда). В качестве источников трудового права можно выделить индивидуальный и коллективный трудовые договоры.
Особенностью трудового права Турции является государственная монополия по трудовому посредничеству, запрет негосударственных бирж труда. Стоит отметить, что несмотря на сильное влияние европейского права на турецкое трудовое право, уровень юридических гарантий условий и охраны труда в Турции значительно ниже чем в Европе.