Как я ездила в Абхазию

Сообщайте кто, куда, когда, с кем и зачем ;) собрался поехать! А также кто, где и когда уже был. Рассказы форумчан об их путешествиях по миру.

Re: Новый Афон

Сообщение Calypso | 2008/10/29 03:19
Мне храм звездное небо напомнил, каким его на старинных картах рисовали.
С-под Пскова я, странница. Пришла собачку говорящую посмотреть (с)
***
Həm sədəfəm, həm inciyəm, həşru sirat ədinciyəm,
Bunca qumaşu rəxt ilə mən bu dükanə sığmazam.
Аватара пользователя
Calypso
А Я МАЛЕНЬКАЯ МЕРЗОСТЬ
 
Сообщения: 8341
Фото: 3632
Регистрация: 07 фев 2005
Откуда: 41º01’N 28º58’E

Мне храм звездное небо напомнил, каким его на старинных картах рисовали.

Ой,какой мотылек холошенький в подписи
Лучше синицей по руке,чем журавлем по морде.
Аватара пользователя
Снежана
Василиса-Микулишна
 
Сообщения: 11879
Фото: 2
Регистрация: 25 июн 2007
Откуда: Москвы

Еще о людях, о традициях..

Наш гид Алхас, абхазец, рассказывал нам, что в Абхазии традиции очень сильны.

Например, гостеприимство. Считается, что каждый входящий в дом (знакомый ли, незнакомый человек) приносит в дом семь радостей, счастье – в количестве семь штук.
Поэтому любого гостя надо обязательно хорошо встретить, накормить, напоить, уважить.
Правда, когда гость уходит, он забирает какое-то одно счастье из дома с собой.. Но разница все равно выигрышна).

Считается огромным грехом поссориться с соседями. Говорят так: если с тобой случится, кто поможет в первую очередь? Соседи. Родственники могут быть далеко. А соседи – всегда рядом.

Свято чтятся наследственные дары. По наследству, например, обязательно переходят два кинжала. От отцов, дедов, прадедов…Поэтому в каждом доме обязательно есть ,как минимум, два кинжала. Большой и маленький. Большой – для работ по дому. Что-то порезать, заколоть барашка для праздника, например.
И маленький. Для военных, так сказать, действий. Для поединков, защиты чести.

В Абхазии до сих пор действует закон кровной мести. Это меня поразило..
Убийства прекращаются, если молодые люди из враждующих семей полюбят друг друга и решат пожениться.

В каждой семье обязательно ведутся фамильные книги, куда записываются все события в семье – рождения детей, свадьбы, смерти, кто с кем поссорился, помирился, кто куда ездил…
Люди с одной и той же фамилией, родственники, объединены в бригады и кланы.

Бригада – это однофамильцы, проживающие в конкретной местности. Бригада выбирает бригадира и совет бригады, несколько человек. Обычно это старые, уважаемые люди, аксакалы. Они принимают все важные решения, касающиеся своих родствнников.
Они так же ведут свои книги, куда аккуратно записывается все – все.. Каждая семья ежегодно вносит определенную сумму денег в совет бригады на необходимые расходы. Как сказал Алхас, это обычно от 1500 руб. до 5000 в год, зависит от благосостояния, достатка семьи.
Если случается свадьба или похороны, бригадир созывает совет, который решает, как кому помочь. Определяется сумма денег, которая будет выделена семье.
Следовательно, любое монетоемкое событие не является катастрофой для людей, затраты минимальные.
Ну, например, свадьба.
До сих пор существует обычай красть невесту. Только кони теперь другие).
Жених с невестой обычно договариваются заранее, когда он украдет ее. Об этом сообщают одному-двум доверенным лицам из семьи невесты. Молодой человек заранее говорит своим родителям, что через неделю (например), он привезет в дом невесту. Начинают готовиться к приему.

Дальше события развиваются так: жених «крадет» невесту ( из дома, из университета, откуда угодно) и привозит в родительский дом.
Устраивают небольшую свадьбу в доме жениха силами этой семьи. Родители невесты на ней не присутствуют, они могут быть еще не в курсе событий..))
Вечером , когда девушка не возвращается домой, ее доверенное лицо сообщает ее родителям, что у них больше нет дочери, она вышла замуж. Родители собираются в гости..
Их приветствуют, но не сажают за стол. Невеста подтверждает свое желание остаться в доме жениха.
Возвратясь,в своем доме родители невесты тоже устраивают «свадьбу»,но без жениха и невесты. Собирают близких родственников и «пропивают» ее.

Через день или два родители жениха приезжают к отцу-матери невесты и они вместе уже договариваются о дне мероприятия и подробностях его проведения.

Об этом событии докладывается в совет бригады, которая уже дальше берет всю организацию свадьбы на себя. Обычно на свадьбах бывает не меньше 800-2000 человек.
Вот тут достаются бригадные книги и начинается исследование рода невесты и жениха. Выявляются все ссоры, если они были между семьями, кто на ком был женат, какие родственники у кого есть, принимается решение – кого приглашать на свадьбу, кто будет тамадой.
Выбирается место свадьбы. Обычно это большая поляна в предгорьях, которая способна вместить всех приглашенных. Строятся шатры, ставятся столы, скамьи, привозится посуда, делаются закупки продуктов, идет активное приготовление…

В день свадьбы молодые стоя у входа на поляну встречают гостей, принимают подарки.
Теперь представьте себе…Рядом с молодыми в это время стоит (или сидит за столом) человек, перед которым развернуты книги - фамильная, бригадная.
И это человек обязательно записывает в эту книгу, какой гость прибыл. Имя, фамилию, из какого рода. Записывает – что подарил, на какую сумму денег. Это нужно для того, чтобы знать потом, когда кто-то из этой семьи пойдет на свадьбу к родственникам того человека – на какую сумму нужно будет принести подарок туда. Можно на большую, но ни в коем случае не меньшую..
Все эти записи хранятся веками…

На каждом празднике есть определенный ритуал провозглашения тостов.
Сначала, первый тост, обязательно – за Господа Бога. Второй тост – за ангелов-хранителей. Третий – за погибших и умерших, за тех, кого нет рядом.. Четвертый – обязательно за Абхазию.
Дальше – по ситуации). Тостов во время празднования должно быть не менее 99. Тот, кто говорит тост, пьет из рога. Чаще всего это тамада…ему достается неслабо…)) Если вам предлагается выпить из рога, вы не имеете права отказаться... Чтобы люди не пьянели сильно, говится очень много еды, всегда присутствует жирная еда из баранины.
Празднуется свадьба от 4 до 7 дней.
Вот такой уклад жизни))

Все бригады объединены в кланы. Клан объединяет людей одной фамилии, живущих не только в Абхазии, но и за рубежом, по всему миру. Это просто «государства» в государстве)
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Святые места

Сообщение ole | 2008/11/02 18:38
Абхазия – одна из древнейших христианских стран. Еще в 1 веке здесь, согласно христианской традиции, проповедовали новую религию Апостолы Иисуса Христа – Андрей Первозванный и Симон Кананит.

К началу 1V века в Питиунте (современная Пицунда) было построено несколько церквей, остатки которых исследовались советскими археологами. СЧейчас раскопки законсервированы, ждут своего часа...

В первой половине V1 века абхазы приняли христианство как государственную религию , и с этого времени началось строительство многочисленных храмов. В современной Абхазии имеются чудом сохранившиеся церкви V1-X11 веков, которые пережили многочисленные войны, природные катаклизмы, столетия религиозных гонений.. Один из храмов находится в пос. Цандрыпш . Я хочу потом рассказать об этом поселке подробнее..

Еще одно христианское место связано с именем Симона Кананита.
Кто же такой - Симон Кананит?
Апостол Симон был из числа 12-ти Апостолов. Он третий мнимый брат Господа по плоти согласно евангелию от Матфея.
Есть предание, что на браке у Симона Кананита Иисус Христос сотворил первое чудо, претворив воду в вино . Узрев чудо, Симон так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, не смотря на то, что только что вступил в брак.
Имя Кананит, которое иногда ошибочно понимали как «из города Каны», на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово Зилот – «ревнитель». Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) - непримиримых борцов с римским владычеством.


Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину.По преданию, апостол был заживо распилен пилой. По другим данным – распят на кресте. Погребен в городе Никопсии ( теперь Новый Афон). Впоследствии (в XIX в.) на месте подвигов святого Апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Сохранилась пещера, в которой он жил.

Сначала,при подходе к пещере,- Храм святого Апостола Симона Кананита,построенный на мощах апостола в IX-X в.в. Какое-то время храм был усыпальницей высшего духовенства и центром Сухумской епархии. Он неоднократно реставрировался (последний раз в 1882 г.), но снаружи сохранил свой первоначальный облик. Внутри, под слоем поздней штукатурки, имеются небольшие фрагменты древней настенной росписи.

[ URL ]

Пещера - то место, которое меня особо впечатлило…


Во-первых, путь к пещере Симона Кананита – очень красивый. Ущелье, река Псырцха, «тропа грешников»…

[ URL ]

Это - железнодорожный вокзал Нового Афона, не работает сейчас, он находится на пути к пещере.

Дальше - очень красивый путь. Тропа - вдоль реки, высоченные деревья, прохлада... Какие-то деревья типа лиан, ветви висят, как веревочки.. Раскачиваются тихонечко)). И никого...Только мы втроем...

С одной стороны тропы - камень с отпечатком стопы Симона Кананита. Это чудо он показал римлянам, ведущим его на казнь..По некоторым данным, казнили его не римляне, а предки абхазцев, не желающих принять христианство.
Симон творил чудеса. Вместе с апостолом Иисуса Христа Андреем Первозванным (по одной из версий, скрываясь от римских легионеров) он отправился на Кавказ, избрав это место для проповедей. Андрей Первозванный не задержался в наших краях и отправился дальше, в Скифию, прародину России.

А Симон Кананит поселился в уединенном местечке Псырцха, в пещере . Предание говорит, что попадал он в свою пещеру-келью через узкое отверстие в своде.

[ URL ]

Было это в 55 году нашей эры. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство.

В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило.

Я была потрясена тем, что мой фотоаппарат, отказывавшийся достойно фотографировать красоты Новоафонской пещеры, вдруг решил в полнейшей темноте (!), так как пещера не освещена ничем, кроме пары свечек перед иконами, фотографировать четко, ясно ! Это при том, что я не переходила на режим фотографирования в темноте… Просто чудо!

[ URL ]
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Сочи

Сообщение ole | 2008/11/04 16:18
Из Абхазии очень легко совершать прогулки по Адлеру и Сочи). Можно утром уехать, а вечером приехать). Дорога занимает до железнодорожного вокзала в Адлере минут 15-10 на маршрутке. До Сочи - минут на 40 больше.
Естественно, я воспользовалась этой возможностью). В Сочи и Адлере была впервые. Вот так уж получилось, что в тех краях раньше не была))))
Перед поездкой часто слышала, что там сейчас - большая стройка. Так оно и есть.

Сочи... Город. Население чуть более 400 000 человек. Расположен вдоль черноморского побережья Кавказа. Россия! (не удивляйтесь ,многие считают, что Сочи на Украине, кто-то думает, что Сочи в Грузии). Время Московское. Протяженность города - 147 км.. Состоит из четырех административных районов: Адлерского, Хостинского, Центрального, Лазаревского.

Впервые топоним «Сочи» встречается в записях турецкого путешественника и государственного деятеля Эвлия Челеби, побывавшего на Черноморском побережье Кавказа в 1641 году. Однако автор приводит это название как наименование гор, а не населенного пункта.
На русской карте Черного моря 1723 года примерно на месте современного Сочи обозначена деревня Сучи. С учетом того, что названия местных населенных пунктов записывались на слух со слов толмача и при этом зачастую искажались, то «Сучи» можно считать идентичным «Сочи».
В 1833 году швейцарский путешественник Фредерик Дюбуа де Монперэ совершил путешествие на русском военном корабле вдоль Черноморского побережья Кавказа. В своих дневниках Монперэ отметил, что на берегах реки Соче находится селение того же названия.
Датой основания города Сочи является 19 июня (1 июля по настоящему стилю) 1833 года, когда де Монперэ впервые увидел и описал селение Соча.

Народу в Сочи мало. Мне , по крайней мере, так показалось) Не знаю, как обычно бывает. Пляжи пустые, центральная набережная - безлюдная.. Но зато - все ваше))) Все кафешки, развлечения - все работает.

[ URL ]

Зашла в кафе турецкое,назвается Султан-кафе, выпила чашечку турецкого кофе, с наслаждением откушала настоящей паклавы..)) . На стене - огромный ж.к. телевизор, идут программы турецкого ТВ, послушала турецкую речь, так приятно было) . Как будто в Турции побывала на пол-часа)

[ URL ]

Совсем недалеко от турецкого кафе находится ресторан "Калипсо"))). Вспоминала Наташу , форум.

Успела прогуляться вдоль моря от цирка до порта, покупаться, позагорать, поразвлекаться в парке Ривьера , отдохнула в Дендрарии.Это самый большой дендрологический парк в России. В нем собрано более 1800 видов и форм растений и кустарников со всех континентов планеты.Величественные эвкалипты, пальмы, конфетные и тюльпанные деревья, юкки и агавы, японская сакура...

Опять же - кусочек Турции) На Аллее мэров растет пальма, рядом с которой табличка:

[ URL ]


Территория парка разделена на две части – нижнюю и верхнюю, рассекаемые Курортным проспектом. Верхний и нижний дендропарки соединены между собой канатной дорогой, вагончики которой поднимают посетителей на смотровую площадку обзорной башни.

[ URL ]

В Дендрарии - страусы, павлины, павильоны, скульптура... Прохладненько, красота)))

Оставила "на потом":

Посещение комплекса «Ущелье реки Агура – гора Ахун – Орлиные скалы».
Говорят,
уникальное место. На вершине самой высокой в окрестностях Сочи горы Ахун в 1936 году была построена башня. Чтобы добраться до её верхней смотровой площадки, надо преодолеть спираль каменной лестницы. Уже много лет бытует мнение о том, что в ясную погоду с башни на горе Ахун можно увидеть далекий турецкий берег.


Спустившись по тропе с горы Ахун, можно попасть на другой, не менее популярный объект - Агурское ущелье. Каскад из трех водопадов, легендарные Орлиные скалы, где, по преданию, был прикован Прометей...


Воронцовские и Ахштырская пещеры:это одна из крупнейших на Кавказе (11 км) систем с перепадом высот в 240 метров. Многие из пещер были известны еще первобытным людям, основавшим здесь свои стоянки. Следы пребывания наших далеких предков найдены и в Ахштырской пещере.
Всего на территории Сочи известно более 400 вертикальных, горизонтальных, каскадных, лабиринтовых пещер.


Дольмены Сочи - загадочные сооружения . Они напоминают гигантские каменные скворечники или домики, построенные неизвестными зодчими из плит весом в несколько тонн. На вопрос, кто и зачем строил дольмены, ученые до сих пор ищут ответ... На Кавказе дольмены появились в ту же эпоху, что и пирамиды в Египте, Стоунхендж в Англии, каменные столбы во Франции. Всего же известно около 7 тысяч кавказских дольменов.


Комплекс «Змейковские водопады – Мацестинский водопад»
Сад- музей «Дерево дружбы».Очень было бы интересно посмотреть на это дерево, единственное в мире дерево, крона которого – это целый цитрусовый сад. Он создан руками сотен людей, приезжающих в Сочи со всех континентов. Началось все с научного эксперимента, задуманного сочинским садоводом Ф.М. Зориным. Он первым привил на дерево Дружбы сразу 45 видов и сортов цитрусов.
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Красная Поляна

Сообщение ole | 2008/11/08 23:49
Минут за сорок на маршрутке можно доехать из Адлера до Красной Поляны, которая уютно расположилась в 40 километрах от побережья на высоте 600 метров над уровнем моря, у самого подножья Главного Кавказского хребта.
Это как маленькая горная страна . Много отелей, пансионатов, красивейшие места.Есть где отдохнуть). Предлагаются колнные прогулки, пешие, путешествие на джипах по горам, много чего)). Уютные ресторанчики, большое количество сувенирных лавочек...

[ URL ]

На Красной поляне работают несколько горнолыжных комплексов. Один из них – «Альпика-сервис» - был открыт еще в 1993 году.Общая длина трасс - 25 км. На горе Аибга компанией построена канатно-кресельная дорога, которая обслуживает самый высокий в России перепад высот в 1698 метров. Она имеет 5 очередей и поднимает гостей с 540 метров до 2238 метров над уровнем моря.

[ URL ]

Слева на фотографии - снежная вершина действующего вулкана, это гора Северный Чугуш...

Билет на все ступени подъемника стоит 800 рублей и действителен в течение месяца. Можно подниматься хоть каждый день) . Это очень актуально для зимы, горнолыжного сезона.

Подъем – очень интересный. Четыре линии подъемников, нужно пересаживаться с одного на другой. Подъемники – старые, советские, скрипят… Жуть). Периодически движение прекращается, потому что не все люди на посадочных площадках могут на ходу запрыгнуть в кресла или спрыгнуть с них.
И тогда все зависают над горами, склонами и , раскачиваясь в жутко скрипящих креслах, как на качелях, ждут , когда снова начнется движение.

Общее время подъема – около часа, минут по 15-20 на каждом подъеме.
На промежуточных станциях есть кафе, там можно посидеть, выпить кофе или чего
погорячее, поесть шашлыка, перевести дух, полюбоваться видами.

[ URL ]

Самые смелые добираются по последней станции, до самого верха). Чем выше поднимаешься, тем холоднее становится. В босоножках и кофтюльках с коротким рукавом - там нечего делать.)
Можно превратиться в свежезамороженного синюшного цыпленка..

На самом верху , на площадке 4-го уровня, на высоте 2238 метров можно насладиться видами единственного на Кавказе полного высокогорного кругозора дальностью до 100 км. Там же – опять кафе, за определенную плату разрешают прогуляться полтора километра по склонам, пофотографировать Главный Кавказский хребет с разных сторон.
Самые красивые виды – конечно, оттуда. Открывается Гагринский хребет, которого не видно, если ты не добрался до высоты горы Аибги. Виден Адлер, море.

На этой же высоте находится метеостанция. Тут же, в районе горы Ачишхо, на высоте 2391 метров над уровнем моря, находится полюс влажности России, отличающийся обилием дождей и снежным покровом до семи метров.

[ URL ]

Сейчас строятся и уже открыты несколько новых современных горнолыжных комплексов .На хребте Псехако ОАО «Газпром» построил шесть канатных дорог, которые доступны всем желающим. Проектом предусмотрено строительство 20 подъемников гондольного, кресельного и бугельного типа. На склонах будут проложены горнолыжные трассы протяженностью более 70 км.

На северных хребтах горы Аибга планируется построить 15 подъемников и 40 лыжных трасс общей длиной около 60 км.. В 2014 году в Красной поляне пройдет самая удивительная в истории спорта Олимпиада..
XXII Олимпийские Ингры в Сочи(Красная Поляна) пройдут с 7 февраля по 23 февраля 2014 года. Там же состоятся XI Паралимпийские Игры:7 марта –16 марта .


Правительство РФ решило обеспечить субсидирование Оргкомитета «Сочи-2014» в размере четверти его расходного бюджета. Остальные 75% Оргкомитет должен заработать сам, реализуя мощный маркетинговый потенциал, который заложен в Олимпийских играх. Доходы от телетрансляций, маркетинговых партнеров, лицензирования и продажи билетов, будут гораздо выше цифр, заложенных в бюджете. 60% заработанных Оргкомитетом денег пойдет на развитие спорта в стране, 20% — на нужды Международного олимпийского комитета, и 20% — в Олимпийский комитет России.
Подготовка идет полным ходом.

В Адлере, в Имеретинской бухте, строятся корпуса для проживания спортсменов во время Олимпиады 2014. Потом эти корпуса станут гостиницами для туристов.

Железнодорожную линию, которая сейчас проходит вдоль моря от Туапсе до Адлера, планируется пенести выше в горы, чтобы освободить прибрежные места для новых гостиниц, людям не придется ходить к морю через дорогу и по подземным переходам. Но зато уже не будет видно море из окошек поездов…
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Любителям меда, советую ОБЯЗАТЕЛЬНО прикупить его у торговцев на "Красной поляне".
Есть там мед каштановый - это прелесть
Я давно такого не ела. Всегда привожу с собой, как можно больше
- Я обожаю рано вставать! Утром все спят, и мир кажется пустым и новым.
Аватара пользователя
FALLINLOVE
Свобода внутри меня
 
Сообщения: 4223
Фото: 9
Регистрация: 25 июн 2008

Там покупать мед - дороговато)).И не гарантия, что он качественный...
Лучше в Абхазии))
Каштановый мед - темный с горчинкой, очень вкусный.Особенно полезен диабетикам).
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Цандрыпшь

Сообщение ole | 2008/11/14 20:22
Цандрыпшь… Бывший Гантиади. Довольно крупный поселок, много домов, много сувенирных магазинчиков в центральной его части, здесь отдыхает больше народа, чем в Гячрыпше. Находится километрах в пяти от российско-абхазской границы, на маршрутке минут 10 ехать.

О древности Цандрыпша говорят обнаруженные здесь в 1917 году бронзовые топоры, имеющие давность около 3 тысяч лет.
Когда-то это было большое поселение и порт. Здесь проживало древнее абхазское племя ца-наа, от имени которого произошло название Цандрипш. В порт Абаза в позднее средневековье в летнее время прибывали суда из черноморских портов, в первую очередь из Константинополя, а также из Крыма и других мест Черноморского побережья с купцами-торговцами на борту для участия в ярмарках.

Есть другая версия названия - название взято от имени абхазского общества и княжеской синьории рода Цанба, и означает «селение Цандов». Поселение известно с античности. Оно являлось до VI века столицей княжества Санигии, после — исторической провинции Абхазии — Садзен..
До 1992 носил название Гантиади (груз. «рассвет»). Последнее название до сих пор бытует в неофициальном употреблении. Сейчас все грузинские названия сменились на абхазские.

В центре посёлка — развалины храма VI века н. э.,выложенного из грубоотесанного камня. Архитектура, а также превосходная акустика его говорят о высоком мастерстве зодчих того времени.

[ URL ]

Храм Цандрыпш - трёхапсидная базилика, неоднократно перестраивалась в VIII-X вв. В 1576 частично разрушена турками.
Руины базилики дошли до наших дней (отсутствуют лишь своды), в советское время их законсервировали реставраторы.

[ URL ]

Сейчас за этим храмом присматривает добровольно один абхазец, который принес туда несколько иконок и установил их в алтарной части развалин. Он постоянно покупает свечи – для приходящих туристов.
Вообще, говоря о религии, Абхазия – уникальная страна в этом смысле)).Официально в ней - 60 % в христиан, 16 % в мусульман, 5 % в язычников, 8 % в атеистов и неверующих, остальные - приверженцы других конфессий.Очень сильно до сих пор язычество.

Ряд этнографов считают, что по существу большинство абхазов в язычники, даже если формально считаются христианами или мусульманами . Далеко не все христиане в Абхазии признают Иисуса Христа как Сына Божия, посещают церкви, причащаются и соблюдают посты.

Мусульмане там едят свинину, пьют вино, не делают обрезания и не посещают Мекку. Редко кто читает Евангелие или Коран. Все религиозные праздники в христианские, мусульманские и языческие в отмечаются совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.

Мне рассказывали, что в Абхазии до сих пор поклоняются языческим богам, есть святилища, куда приходят, чтобы совершать обряды.

Впрочем, многие абхазы отказываются считать традиционную абхазскую религию языческой, утверждая, что верят в Единого Бога в Творца всего сущего (Анцэа, или Анцва), невидимого и вездесущего. Есть даже гипотеза о том, что абхазская религия есть уникальный пример изначального монотеизма, древнейшей религии человечества в реликт, доживший до наших дней .
В Абхазии сейчас имеются пять действующих языческих святилищ. Есть одна синагога, две мечети ( в Сухуме и в Гудауте). Имеются несколько десятков православных храмов, но новые храмы не строятся, все службы ведутся в уже построенных , древних церквях и храмах.
Абхазия, по мнению самих абхазов, в это земля, избранная Богом за её красоту, а народ Абхазии в её доверенный хранитель. Вот такой микс из религий)).

Вернемся к Цандрыпшу.Цандрыпш находится на берегу Чёрного моря в устье реки Хашупсе.
В нескольких километрах от посёлка на скалистом утёсе над рекой Хашупсе стоит Хашупсская крепость VIII—X вв. Я читала, что цитадель крепости окружена двойным кольцом стен. Высота наружных стен местами доходит до 8 метров, толщина — до 2 метров. Внутри крепости сохранились остатки сооружений и хозяйственных построек. Раскопки не велись там давно, и развалины полностью захватила растительность.
Очень хотелось туда попасть, но никто из местных жителей не смог показать мне туда дорогу. Только местный экскурсовод Миша, который водит экскурсии в каньон реки Хашупсе , смог дать какие-то ориентиры.. Но сам он там давно не был, сказал, что тропы давно заросли колючим кустарником… У моста через реку, на левом берегу, есть указатель на Ачмарду, свернув по нему, нужно пройти через всю деревню Хашупса. Затем дорога пройдет под высоким обрывом, над которым можно разглядеть заросшие руины, и начнет петлять по лесистому склону горы; здесь главное – отыскать начало нужной тропы.
Склоны горы заросли тисовым лесом и колючей ежевикой, поэтому тропинку плохо видно – заросли. С вершины открываются прекрасные виды на окрестные долины и горные хребты. Я честно пыталась найти поворот, но , видимо, прошла мимо того места, где нужно было сворачивать с тропинки , чтобы добраться до крепости.. Увы.
Зато я посмотрела другую уникальную достопримечательность – Белые скалы. Скальное природное образование. Удивительные скалы, белые пласты, нагромождающиеся друг на друга, образующие симпатичные платформочки,на которых удобно расположиться и загорать.

[ URL ] [ URL ]

Они холодные, и на них легко можно сгореть. Из чего они состоят – я так и не узнала. Мне сказали – морские отложения. Местами в камне встречаются блестящие прожилки, видимо, слюда. На ярком солнышке эти скалы просто сияют, как будто внутренний свет от них исходит!)
Купаться и загорать там – сплошное удовольствие! Хоть голышом,– никого нет)))
Ну, или почти никого…
На побережье есть несколько кафе, широкий выбор блюд. Работать кафе начинают примерно с 11 часов утра и до глубокой ночи. Часов с восьми вечера начинают работать дискотеки, которые продолжаются,пока есть желающие. В центральной части поселка есть кафе, ресторан, магазинчики, аптека, отделение милиции. Море чистое, пляжи пустынные , обслуживание в кафешках быстрое и дешевое. Вечером, говорят, молодёжи много, музыка хорошая, можно потанцевать вволю).

[ URL ]

Еще в Цандрыпше много рыбаков. Они ловят рыбу на лодках и странными сооружениями, похожими на вертолетики.
Вот вам картинка: волны слегка раскачивают лодку рыбака, который громко поет песню..Море блестит на солнце, песня доносится до берега легко и четко. На пляже - никого..Ощущение нереальности...
В пении этого рыбака я услышала, что жить - прекрасно, а жить настоящим моментом - самое лучшее, что может быть.
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Re: Цандрыпшь

Сообщение Calypso | 2008/11/14 20:40
Очень интересный рассказ!

Почитала и подумала - если до сих пор сильно распространены древние верования, то должны быть очень интересные мифы и легенды.
С-под Пскова я, странница. Пришла собачку говорящую посмотреть (с)
***
Həm sədəfəm, həm inciyəm, həşru sirat ədinciyəm,
Bunca qumaşu rəxt ilə mən bu dükanə sığmazam.
Аватара пользователя
Calypso
А Я МАЛЕНЬКАЯ МЕРЗОСТЬ
 
Сообщения: 8341
Фото: 3632
Регистрация: 07 фев 2005
Откуда: 41º01’N 28º58’E

Re: Цандрыпшь

Сообщение Emell | 2008/11/14 21:39
Спасибо за рассказ, очень интересно!
Флюгер был приколочен намертво. И ветер обреченно дул в указанном направлении..

На каждую хитрую задницу найдётся свой штырь (с)
Аватара пользователя
Emell
Адвокат Истанбули
 
Сообщения: 16328
Фото: 435
Регистрация: 25 янв 2005
Откуда: Хаусландии))

Легенды Абхазии

Сообщение ole | 2008/11/14 21:43

Почитала и подумала - если до сих пор сильно распространены древние верования, то должны быть очень интересные мифы и легенды.


Да, и их много). Больше всего нам их рассказывал Алхас - я его имя уже упоминала не раз. Пыталась записывать - плохо удавалось) В дороге трясло,и не успевала... Можно было купить книгу абхазских легенд в Пицунде, да я что-то "зевнула", а потом уже нигде ее не видела((

Вот одна из легенд. О Солнце - Амра.

Амра - древнеабхазское языческое божество солнца. Настолько было сильно поклонение этому божеству, что даже при строительстве православного Пскальского храма в раннесредневековое время на вершине горы Пскал в алтарной преграде мастер нанес его изображение.
Легенда принадлежит к наиболее древнему пласту абхазского народнопоэтического творчества.

СКАЗАНИЕ О ВОЗВРАЩЕНИИ ОГНЯ

В давние-давние времена, когда земли Абхазии были сплошь покрыты густым лесом, а горы зеленели под лучами жаркого солнца, жили здесь прекрасные, сильные люди. Жили дружно и весело. Природа щедро дарила им плоды и мясо диких зверей. Чистые реки несли этим людям прохладные воды... Словом, беззаботно жили они, ибо им не стоило большого труда добыть себе пищу или найти кров: краем изобилия была тогда Абхазия. И единственное, чем дорожили эти люди, что оберегали пуще глаза своего,- это огонь, который горел уже сотни лет на вершине холма. Люди не давали ему погаснуть, ибо жило среди них поверье: не будет огня - не будет у них счастливой жизни.

Но однажды случилось так, что ливень погасил вечное пламя. Не уберег его нерадивый соплеменник. Люди пришли на холм и с ужасом увидели, что вместо жаркого пламени в священном очаге курился жалкий дымок. И начался тогда среди людей великий плач. Очаг угас навсегда. А люди? Они по-прежнему предавались плачу и стенаниям, ибо свято верили в предсказание своих пращуров. Тогда встал самый старый и многоопытный из них и спросил людей, не ведает ли кто секрета добычи огня. Ответом ему было молчание.

- Тогда погибать нам,- промолвил старик.- А не найдется ли средь нас смельчака, который достал бы с неба кусочек раскаленного солнца?
Люди в недоумении поглядывали друг на друга.
- Нет, такого не найти между нами, не найти,- шептали они.
Но вдруг толпа зашевелилась, раздалась, и на середину вышел очень красивый юноша.
- Это Амра... Его зовут Амра,- заговорили вокруг. Они хорошо знали Амру. Юноша был воплощением красоты и смелости.
- Я достану кусочек солнца! - сказал он твердо.
Мы, однажды потерявшие огонь, можем вновь обрести его. Но кусочек солнца - не слишком ли это много для маленького народа?
- Нет, нет! - закричали люди.- Возьми, Амра, наши руки в помощь себе, только добудь для нас скорее обещанное.
- Хорошо,- сказал юноша.

Три дня и три ночи народ под руководством Амры делал гигантский лук. Высотой этот лук был в сотни и сотни локтей. А тетиву для него свили из жил тысячи быков. Наконец по истечении третьей ночи люди подняли гигантский лук со стрелою на вершину самой высокой горы - Эрцаху. А солнце к тому времени уже стояло в зените. Тысячи людей натянули тетиву. Амра тщательно прицелился. И совершилось чудо: стрела угодила прямо в центр солнца.

Солнце затрепетало от боли, уронив слезинку. Очень скоро слезинка достигла земли, и жарко вспыхнул тысячелетний лес. Дымом были устланы три месяца долины нашей земли. Огня было много, но исчезли леса, живьем сгорела дичь, и обмелели реки.
- Ты вернул нам огонь, по ты лишил нас пищи,- упрекали люди Амру.- Теперь не жить нам безбедно.
Уходи от нас, юноша, принесший несчастье.
- Хорошо,- сказал Амра,- я уйду. И пусть печаль, поселившаяся в ваших сердцах, исчезнет вместе со мной.
Сказал так Амра и вмиг превратился в солнечный луч, который заиграл на лице ребенка.
С тех пор обильно растут леса на нашей земле только в предгорьях. Но зато тучна и плодородна земля у подножия гор. И произрастают тут разные плоды, и живется счастливо людям под солнцем, которое по-абхазски зовется Амра.
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Легенды Абхазии

Сообщение ole | 2008/11/14 21:50
Изображение

Это иллюстрация Леварса Бутбы к легенде о Рице . Три брата ее - превратились в горы. Все одушевлено, имеет свои лица - горы, камни..
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

О происхождении абхазцев существовало много разнообразных версий. Одни из них навеяны народной фантазией, другие основывались на научных гипотезах.

Наиболее известны - эфиопо -египетская, северокавказская и малоазиатская.

В легенде ниже отражена эфиопо-египетская версия этногенеза, согласно которой предки абхазов якобы переселились "из страны Египет".

Наиболее вероятной версией, которая нашла признание у большинства ученых, является теория этнической автохтонности: абхазы не были пришельцами, а составляли коренное население исторической Колхиды.

ОТКУДА ПОШЕЛ НАРОД АПСНЫ


Откуда пришли они, никто уже не помнит, разве что самые древние старики... Даным-давно, в незапамятные времена, жили абхазы в далеком краю Мысыр - теперь его называют Египет. Там жили люди белые, а рядом, в Абассии,- черные. Были у них свои цари, и долгое время пребывали они в мире. А чтобы мир тот был прочен и нерушим, отдавали они своих сыновей на воспитание друг другу. У белых людей во дворце рос наследник черного царя, а у черных - наследник царя абхазского.

Однажды отлучился абхазский царь из своей столицы: призвали его дела на самый край царства, к горькому морю. И случилась без него беда. Черный царевич играл в саду со своими сверстниками. Ненароком толкнули его, упал он в куст роз па острые шипы и выколол себе глаза. Ослеп черный царевич!

В страхе собрался народ, стали думать, судить да рядить. Как сказать своему царю о беде, когда он вернется? Что будет, когда черный царь узнает о страшном несчастье, постигшем сына? Страшились абхазы за свою судьбу, ибо знали: жесток у черных людей закон - око за око, зуб за зуб. И боялись они не зря.

Узнал черный царь, что сын его ослеп, и повелел ослепить абхазского царевича. И началась война. Черных воинов было что саранчи в пустыне, абхазских ж совсем мало. Храбро бились они, лучших бойцов теряли, но не могли остановить врага. Вот уже царь и все люди царского рода погибли. Вот уже совсем не осталось абхазов. И тогда обратился к народу мудрый столетний старик. - Люди! - сказал он.- Приснился мне вещий сон. Будто стоим мы все тут и ждем чего-то. А с юга, с высокой горы, низвергается черный потоп. Многих большая вода захлестнула, многие утонули. Тогда вдруг явилась мне покойная бабушка Хапашава. Протянула, нам свой платок и повела за собой на север. Кто пошел за ней - спасся, кто остался - погиб. Слушайте, люди! Надо бежать на север!

Собрались абхазы и пошли па север - через пустыни безводные и горы бесплодные. Шли день и ночь, устали, проголодались, истомились от жажды. И вот остановились они у подножия гор, сплошь покрытых лесами.

Ночью разбудил абхазов далекий грохот. Заволновались люди. Начали спрашивать друг друга: "Кто это гонится за нами с юга? Какой еще ждать беды?"

И тогда неведомо откуда из ночной темноты вышла дряхлая, седая старушка, точь-в-точь покойная бабушка Хапашава. Вздохнула она тяжело и промолвила: Гонится за вами пророк черных людей Хазара-таалы. Мчится он на колеснице, запряженной арашем Дулдулом. А видом этот араш подобен жирафу, но голова у него ослиная, а копыта железные. Скоро он будет здесь, и вам от него по уйти. Всех потопчет свирепый араш Дулдул! Заплакали люди, заметались от горя. И тогда сказала им старушка: - Утрите слезы, есть еще надежда. Дайте мне сито, муки самой белой и соли!

Принесли ей все, что она просила. Просеяла старушка муку и соль, замесила круто и испекла на углях большой плоский хлеб.

Заклубилась пыль с юга, налетел из пустыни пророк Хазаратаалы па своей колеснице. Страшен был его конь-араш Дулдул! Искры летели из-под его железных копыт.

Но тут вышла вперед старушка и положила перед Дулдулом абхазский хлеб с солью - апсуа рчеп-жика. И остановился перед ним араш Дулдул как вкопанный.

Не мог понять Хазаратаалы, почему не скачет Дулдул на врагов, почему не топчет их железными копытами. Замахал мечом, закричал, начал понукать араша. А Дулдул ни с места. Тогда соскочил пророк Хазаратаалы с колесницы и увидел перед собой апсуа рчен-жика. Но законам предков не мог он переступить через хлеб-соль и вложил меч в ножны.

Долго уговаривал Хазаратаалы абхазов покориться и вернуться в Мысыр, обещал им пощаду, если заплатят выкуп за кровь. Но ответили ему абхазы:
- Мы выкуп свой кровью уже заплатили и назад не вернемся.


Повернулся тогда Хазаратаалы к беглецам спиной и ускакал на своем араше в пустыню.

А люди пошли дальше на север. Добрались они до высоких гор, дошли до большой Лыхненской поляны, окруженной дремучим лесом. И тут остановились.

От этих людей и ведут счет своим поколениям нынешние абхазы. Но не все беглецы остались здесь, другие двинулись дальше и осели на реке Кубани, От них пошли абазины.

Так ли это было или не так - никто не знает. только до сих пор чтят люди Апсны священный закон хлеба-соли. И не преступают его никогда.
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Гостеприимство ,согласно вековым абхазским народным понятиям,– священный закон, обязательный для всех. Человек может обладать всякими добродетелями, но достаточно ему не быть хлебосольным и гостеприимным, чтобы оказаться морально осужденным и в какой-то мере ущербным в своем обществе.

Гость может посетить любой дом по приглашению или без него. Что касается первого случая, абхазы чтут обычай приглашения гостей. Если мимо жилища абхаза следуют люди своей дорогой, то он выходит к ним, приветствует их традиционным «Добро пожаловать!» (Бзиала шваабеит!) и просит зайти к нему: «Заверните к нам – будем хозяевами!».

На гостя абхазы «смотрят как на божью благодать», считая его «приносящим семь счастий», вообще самым дорогим существом. Я уже писала про то, что каждый гость приносит в дом семь счастий и уносит одно, когда уезжает, помните?
И стар, и млад, выходят навстречу. Словами «Добрый день!» (Мшычбзиа!) Гость непременно первым приветствует хозяев. «Добро тебе видеть! Добро пожаловать!» (Бзиа убеит! Бзиала уаабеит») – столь же обязательно отвечает старший, а за ним и другие старшие члены семьи. И это нечто большее, чем простая форма вежливого обращения. Ибо достаточно кому- нибудь не приветствовать положенным образом встречного, чтобы не на шутку его обидеть. Женщины, обведя рукой вокруг головы гостя, как бы магически перенося на себя его недуги, целуют его в плечо, слегка прикасаясь к нему. С не очень давнего времени вошло в привычку рукопожатие.

Гостя приглашают войти в дом. Кому принадлежит право первым переступить порог? Тут начинаются грозящие затянуться взаимные уговоры и приглашения (унеи-снеи).
- Проходи, да приму я на себя твои беды! (Унеи, уххь згеит!),– говорит хозяин.
- Как это можно! Ты хозяин – тебе и идти первым! – отвечает тот.
В конце концов хозяин заходит первым.

Гостя усаживают на почетном месте, тогда как сами хозяева, в том числе иногда даже глава семьи, садятся не сразу . Это стояние перед гостем, как и вставание при появлении каждого взрослого постороннего человека (ахацгылара), считается признаком глубокого уважения к нему.

Прием, оказываемый гостю, имеет самые разнообразные проявления. С момента прихода гостя и вплоть до прощальных минут, как бы долго это ни длилось – день, два или больше,– он должен находиться – особенно если речь идет о важном госте из дальних мест – в центре внимания всего семейного коллектива, а частично также их ближайших родственников и соседей, которые по этому случаю также откладывают в сторону свои дела.
Женщины и молодежь готовят в кухне угощение, приём если в честь гостя режут кур, козла, барана и пр., то должно быть сделано незаметным для него образом, чтобы он, действуя в свою очередь согласно обычаю, не стал бы уговаривать их не утруждать себя.

В доме, где остановился гость, должен царить порядок; говорят без нервозности, пререканий, стараются ходить потише, не топая ногами. Не допускаются также неуместные шалости и игры молодежи и детей, присутствие которых, как и женщин, там, где находятся старшие, вовсе не обязательно. Лучшее место за столом и просто во время отдыха, лучшая пища, лучшая постель – все это для гостя.

Когда гость накормлен и напоен, ему готовят лучшую в доме постель. В старину хозяйская дочка или жена омывала гостю ноги и помогала снимать одежду. Это был, конечно, унизительный для женщин обычай. Теперь обычай этот, конечно, упростился, но все же раздеваетесь и ложитесь вы в присутствии женщин, которые, пробыв в комнате еще некоторое время, поправят на вас одеяло, потушат свет и, наконец, выйдут, пожелав вам спокойной ночи.

Ни один абхаз не покинет пределы гостеприимного двора, не сказав напоследок «Абзиаразы», то есть «Всего хорошего» или «До следующей благополучной встречи». Того же самого желают ему в ответ. В прошлом хозяин провожал гостя до границ общины и даже далее. Могло, однако, быть и так, что гость был принят неважно, зато провожали его самым усердным образом, о чем говорится в меткой пословице: ”Плохой хозяин далеко провожает”.

Кстати, того старичка , зазвавшего меня в дом, угостившего меня виноградом и гранатами - я встретила именно в Цандрыпше)
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Ириша, тебе надо писать путеводители)) Они будут иметь бешеный успех
Я как будто сама в Абхазии побывала)
Как тебе удается удерживать в голове столько информации? Или ты записываешь на экскурсиях? Это просто невероятно!
Все сбудется. Нужно только расхотеть.
Аватара пользователя
kuzu
Brunette & Proud
 
Сообщения: 5536
Фото: 193
Регистрация: 12 сен 2003
Откуда: Москва-USA

Я стараюсь записывать, Фатим). По пути, если удается, коротко, пол-слога в каждом слове; потом, вечером,- прихожу в номер и записываю подробнее, расшифровываю, пока не забыла)
А если кто-то очень интересно рассказывает - сразу запоминается, и записывать не надо!)

В этот раз у меня вместо блокнота были ученические тетради абхазских школьников) . Новые, в клеточку, 48 листов. Я их купила в одной из школ в Гячрыпше. Очень интересные тетради. На обложке - какой-нибудь вид Абхазии, Новый Афон или Гагра, например, а в конце тетради несколько листочков занимает описание этого места, его история, достопримечательности и прочее, связанное с этим местом. Очень полезно для детей! Знай и люби свою страну!

А про путеводитель - мне уже поступало такое предложение)
Надо будет, и правда, подумать)
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

[ URL ] [ URL ]

Сидит ребенок на уроке, лень думать по теме..Открывает тетрадь на последних страничках, начинает читать... Польза всре равно от урока получается)))
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Хорошие тетрадки! Особенно информация в конце привлекла - о родстве с хеттами и шумерами, интересно было бы почитать!
С-под Пскова я, странница. Пришла собачку говорящую посмотреть (с)
***
Həm sədəfəm, həm inciyəm, həşru sirat ədinciyəm,
Bunca qumaşu rəxt ilə mən bu dükanə sığmazam.
Аватара пользователя
Calypso
А Я МАЛЕНЬКАЯ МЕРЗОСТЬ
 
Сообщения: 8341
Фото: 3632
Регистрация: 07 фев 2005
Откуда: 41º01’N 28º58’E

Да, мне тоже очень понравились! Жена хозяина дома, в котором я жила,Карина, работает завучем начальных классов в школе, она мне и принесла эти тетради).
Для тебя - показываю продолжение короткого рассказа о шумерах)

[ URL ]

Карина мне , как коллеге, расказывала много интересного об обучении...
Например, то, что в Абхазии есть абхазские,грузинские, армянские и русские школы. Есть турецкий колледж( кстати, в Цандрыпше, я его видела, мимо проходила). Дети там и учатся, и живут, получается - интернат. На выходные дети разъезжаются по домам. Считается, что это очень сильная школа, в ней работают очень хорошие преподаватели, образование дается серьезное.

До конфликта в Абхазии (1992-1993 г.г.) в Автономной Республике Абхазия (Грузия) работало 313 средних общеобразовательных школ (из них: 122 грузинские, 49 - абхазские, 49 - армянские, 32- русские). Естественно, абсолютное большинство из них было разрушено в период войны, сейчас они восстанавливаются.Сейчас в Абхазии - 163 школы (63 - абхазские, 51 - русская, 39 - армянских, 17 - абхазо-русских и одна русско-армянская школы). Цифры я взяла из интернета , с сайта /forum/go/c86d737921e7732b5e74f32397024807, обратите внимание, что грузинских школ сейчас нет...

Первая общеобразовательная школа была основана в 1851 году выпускником тбилисской духовной семинарии Д. Мачавариани, посланным с просветительской миссией в Гальский район (это сейчас граница Грузии и Абхазии). Д. Мачавариани создал абхазскую письменность на основе грузинского алфавита. В 1953 году абхазский алфавит был переведен на кириллицу (русский алфавит).

В абхазских школах преподавание ведется на абхазском языке только в 1-4 классах. В старших классах часть предметов (химия, физика, математика) ведется на русском языке.

Детей в классах мало, в школе Карины - от 5-6 до 13 человек в классе. Учатся по-разному. Мне рассказывали, что есть молодые люди, которые не умеют читать и писать... Приглашали остаться и работать в школе)).


[ URL ]
Познание начинается с удивления (Аристотель)
Аватара пользователя
ole
S.W.
 
Сообщения: 37041
Фото: 2523
Регистрация: 28 июн 2005

Модератор

Diadora17

Фильтры

След.Пред.

Навигация

Вернуться в Путешествия

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9