2013/02/11 17:54
Анкара ищет в Москве поддержки проекта нефтепровода Самсун - Джейхан

Турция продолжает убеждать нефтяные концерны в том, что нефтемагистраль Самсун - Джейхан является наилучшим решением проблемы черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Активность Анкары вполне объяснима. Самсун - Джейхан может поставить под удар строительство многих черноморских нефтемагистралей и сулит Турции геополитическое влияние и миллиарды долларов.

По словам турецкого посла в России Куртулуша Ташкента, в числе главных преимуществ магистрали Самсун - Джейхан - расположение в пределах одной страны. Пересекая страну с севера на юг, трубопровод выходит к Средиземному морю, минуя изобилующий островами маршрут через Эгейское море – один из мировых центров туризма. Именно по этой причине Турция отклонила проект нефтепровода Кыйикей - Ибрикхаба, реализовать который предложила российская "Транснефть".

По словам Куртулуша Ташкента, Самсун является ближайшим перевалочным пунктом к порту Новороссийск, где закачивается в танкеры значительный объем нефти, добываемой в России и Казахстане. В Джейхане же есть необходимая инфраструктура, которая позволяет швартоваться крупнотоннажным танкерам. Ну и в довершение всего трубопровод Самсун - Джейхан может стать менее затратным, если он будет строиться параллельно с газопроводом "Голубой поток" в случае его продления до Израиля по турецкой территории.

Новым турецким проектом уже заинтересовались некоторые международные нефтяные компании, в частности Total, Eni, Shell. "Мы хотели бы, чтобы российские компании тоже участвовали в этом проекте", - заявил Куртулуш Ташкент, добавив, что турецкие власти уже провели в Москве первые соответствующие переговоры.

У турецкого проекта есть и существенные минусы. Как отмечает аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров, это повышенная сейсмическая активность районов, по которым пройдет трубопровод. Кроме того, по словам Екатерины Кравченко из ИК "Брокеркредитсервис", сравнительно велика и смета проекта - около 10 млрд. долларов. «Ну и к тому же, - добавляет эксперт, - стоит учитывать двойственное отношение к Турции со стороны мирового сообщества. Вероятно, не все страны будут рады сделать эту страну транзитной артерией. Энергоносители в Европу будет возможно поставлять из России, Казахстана, Туркмении, Азербайджана, Ирака». Тем не менее Самсун - Джейхан действительно способен выполнять главную задачу – снизить перегруженность проливов Босфор и Дарданеллы. По сути, трубопровод должен дополнить два действующих нефтепровода из Ирака в Турцию и транскавказскую магистраль Баку - Тбилиси - Джейхан.

"Нефтепровод действительно способен вызвать интерес у нефтяных компаний, которым интересна магистраль Каспийского трубопроводного консорциума, - соглашается аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов. -- Хотя базисом на переговорах станет предполагаемый тариф по транспортировке". Впрочем, как полагает Валерий Нестеров из ИК «Тройка Диалог», цена турецкой транспортировки будет ниже, чем на российских нефтепроводах.

Налицо, отмечает Екатерина Кравченко, подчеркнутая амбициозность Турции, стремящейся превратиться в основного поставщика природного газа и нефти в страны Евросоюза. «Из Джейхана правительство Турции хочет сделать «турецкий Роттердам».



12.04.2006 / Дмитрий Кудряшов
Материал опубликован в "Газете" №64 от 13.04.2006г.

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3