Неожиданное предложение

Как известно, проблема с неконтролируемой миграцией в ЕС жителей государств Ближнего Востока и Африки является одной из самых серьезных угроз, с которой сейчас сталкивается Евросоюз. По данным европейского статистического агентства, в 2015 году прошение об убежище попросили 1,25 млн беженцев. Ожидается, что в 2016 году их будет еще больше, что абсолютно не устраивает ряд государств-членов Шенгенской зоны. Они требуют срочно навести порядок на периметре “шенгена”, угрожая в ином случае восстановлением контроля на своих внутренних границах (и тем самым ставя под вопрос принцип свободного перемещения внутри Зоны - один из основополагающих принципов евроинтеграции).

Поскольку Брюссель был не в состоянии сам оперативно справиться с проблемой, он обратился за помощью в Анкаре. По словам премьер-министра Нидерландов Марка Рютте, Турция должна поспособствовать сведению количества прибывающих в ЕС мигрантов к уровню, близкому к нулю. Дело в том, что значительная часть беженцев поступала через так называемый «Балканский коридор» - с территории Турции в Грецию, а дальше через Восточную Европу в Германию и другие западноевропейские страны. От турецких властей просили перекрыть границы и не пускать этих беженцев в Евросоюз.

Несколько месяцев назад страны вроде как достигли соглашения - Европа дает Турции три миллиарда евро, которые Анкара тратит на обустройство находящихся на ее территории беженцев и параллельно укрепляет пограничный контроль. Однако на сегодняшний день эта сделка так и не была реализована ни одной из сторон. Так, ряд стран Евросоюза (в частности, Италия) отказались санкционировать «выплату дани» турецкому руководству. В свою очередь сам турецкий руководитель, подобно радже из мультфильма о золотой антилопе, увеличил объемы требуемого «злата». По словам Эрдогана, Анкара уже потратила на прием беженцев 10 миллиардов долларов, поэтому трех миллиардов ей мало. В прессе фигурировали претензии Анкары на суммы вплоть до 20 миллиардов. В ином случае Эрдоган фактически угрожал «наводнить» Европу мигрантами.

Европейцы эту угрозу восприняли всерьез, поэтому на саммите 7 марта предполагалось выработать новую сделку. В Брюсселе полагали, что им удастся продавить турок на дополнительные уступки через политическое давление на Анкару. Например, через призывы прекратить террор в отношении курдского населения. «Европейский союз признает, что Рабочая партия Курдистана является террористической организацией, но есть необходимость возобновить взаимодействие - со стороны турецких властей - с курдскими политическими представителями, теми, кто выражает свою позицию мирным путем через соответствующие институты», - заявила Федерика Могерини. Кроме того, некоторые главы государств собирались попенять Ахмету Давутоглу за преследование оппозиционных турецких СМИ (той же газеты Заман).

Однако прибывший на мероприятие премьер-министр Турции сам перешел в наступление. Он заявил, что он намерен обсуждать не только беженцев и не только материальную компенсацию за них. Ахмет Давутоглу выставил Европе ряд серьезных требований, на которые Брюссель просто не имел права соглашаться.

Пустите и нас к вам

Во-первых, он, как и обещал, попросил об увеличении финансирования - как минимум на 3 миллиарда евро до 2018 года. То есть объем дани, от которой ряд европейских лидеров отказывался, возрос вдвое. Да, во многих других случаях требования турок выглядели бы оправданными - они действительно несут большие убытки из-за необходимости содержать сотни тысяч и миллионы беженцев. Однако в случае Эрдогана претензии он может предъявить лишь себе. Сама проблема сирийских беженцев возникла из-за начала гражданской войны в Сирии, которую Турция усиленно раздувала.

Во-вторых, Давутоглу потребовал отмены виз для турецких граждан, и не когда-нибудь в неопределенном будущем, а уже к середине 2016 года. По сути это означает не только массовый приток турецких гастарбайтеров-нелегалов в Евросоюз: любой сирийский беженец или террорист, который за мзду малую сделает себе турецкий паспорт, сможет беспрепятственно проникнуть на европейскую территорию. Со всеми последствиями как для рынка труда, так и для безопасности стран европейского сообщества.

В третьих, он хотел получить от ЕС принципиальное согласие на возможность учреждения в Сирии зон, которые будут безопасными для беженцев. Анкара давно добивалась одобрения Запада в этом вопросе - ведь по сути создание таких зон на сирийской территории подразумевает оккупацию ее турецкой армией. Напомним, что отсутствие такого одобрения является одной из двух (наряду с угрозой России “обнулить” турецкий оккупационный контингент) причин того, почему армия Турции до сих пор не пересекла сирийско-турецкую границу.

Наконец, в четвертых - и это самое главное - Давутоглу потребовал включения Турции в ЕС. «Этот саммит показывает, насколько Турция необходима Евросоюзу и Евросоюз – Турции, – отметил турецкий премьер. – Нам всем брошено много вызовов, и ответить на них можно только путём проявления солидарности. Я уверен, что мы будем вместе решать наши общие проблемы. Турция готова сотрудничать с Евросоюзом, она также готова стать членом ЕС». Премьер предложил Евросоюзу разблокировать главы переговорного процесса. «Для вступления в ЕС Турции необходимо выполнить ряд условий, сформулированных в так называемых "главах". Переговоры по главам открывались поэтапно, вчера Турция настаивала на открытии всех глав, чтобы, тем самым, переговоры имели большую прозрачность, чтобы их завершение было более осязаемо, а у ЕС оставалось меньше пространства для маневра в плане отказа или заморозки переговоров»,- поясняет тюрколог, директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии Владимир Аватков.

На турецком крючке

При этом в обмен на эти уступки Давутоглу предложил схему, которая даже не предполагает решения миграционного вопроса. Она лишь замыливает его в глазах общественности, параллельно подсаживая европейцев на турецкий крючок. Схема предполагает отлов турецкими пограничниками всех нелегалов, пересекающих границу с Грецией, но в обмен на каждого отловленного и возвращенного в Турцию мигранта Евросоюз должен принимать на легальных основаниях одного из мигрантов, живущих в турецких лагерях беженцев. То есть формально лидеры ЕС вполне могут сказать, что они успешно перекрыли «Балканский коридор». Фактически же турки получают полный контроль над потоком беженцев в ЕС, вплоть до возможности переправить большинство находящихся на своей территории мигрантов в Евросоюз на легальных основаниях. Ведь кто мешает одному мигранту дважды или трижды быть отловленным турецкими пограничниками, после чего два или три его собрата из турецких лагерей отправятся в гостеприимные страны Сообщества на содержание европейскими налогоплательщиками?

Ирония в том, что европейские лидеры после нескольких часов удивлений и возмущений эти условия приняли. Глава Евросовета Дональд Туск заявил о «согласовании принципов», изложенных в плане Давутоглу и о выработке конкретного плана действий к середине марта, а Ангела Меркель радостно отметила, что благодаря предложенной турецким премьером схеме обмена беженцев «незаконная миграция превратится в законную миграцию».

Конечно, существует надежда на то, что ЕС просто взял время на раздумье, и что через 10 дней конкретизация турецких пунктов приведет к отказу от них. Тот же Франуса Олланд, например, говорит о том, что Турция получит безвизовый режим с ЕС только в том случае, если выполнит аж 72 критерия, а другие страны не хотят ни платить дань туркам, ни тем более разблокировать главы их приема в ЕС. Однако более вероятен сценарий, при котором 10 дней взяты Меркель для того, чтобы продавить этих реалистов, которые еще сохраняют веру в европейскую интеграцию. Недавний Евросаммит, предоставивший Великобритании особые права в рамках ЕС, всем продемонстрировал, что у Меркель этой веры нет. Что канцлеру ФРГ важно не спасать ЕС, а спасать образ собственного лидерства в рамках этой структуры. Принимая турецкое предложение, Меркель превращает возможный развал ЕС при ее каденции - в неизбежный после. Что ее как политика абсолютно устраивает.