Большинство комментаторов продолжают называть «агрессивной» позицию политического руководства России в отношении Турции, объясняя ее экономическими, политическими и социокультурными причинами. По мнению колумниста Star (21.12), резкие выпады Владимира Путина в адрес Турции на ежегодной пресс-конференции показывают, что Москве нужна напряженность с Турцией. «При рушащейся экономике и 25 миллионах голодающих в стране Путин пытается сплотить народ вокруг лжи», — пишет автор.

По словам обозревателя Milliyet (22.12), падение цен на нефть определяет новую экономическую и политическую ситуацию для таких стран, как Россия, и именно этот факт лежит в основе нынешней «воинственности» российского лидера. В частности, благодаря санкциям против Турции Путин рассчитывает в какой-то мере сократить расходы населения. Но ошибочная экономическая политика может превратить такого «амбициозного» лидера, как Путин, в «бумажного тигра», который только с виду кажется грозным, замечает журналист.

По мнению Star (26.12), «агрессивный» характер внешней политики России связан с вероятностью того, что средиземноморский газ разрушит российскую монополию в энергетике.

«Сейчас у Путина нет другого выхода, кроме как быть раздраженным и агрессивным», — заключает автор Habertürk (23.12). Отмечается, что в России сильна идеология, конструируемая на основе образа «России-матушки», который и начал культивировать Владимир Путин с выходом на политическую сцену после распада СССР и продолжительного периода неопределенности и неустроенности в стране. Однако после уничтожения Турцией российского самолета «отец-защитник», который должен был оградить «Россию-матушку» и своих детей (граждан) от внешних угроз, не справился со своей миссией и оставил их незащищенными, отмечает обозреватель.

По выражению автора Zaman (25.12), русские — народ с очень сильным чувством национальной гордости. Иметь сильного лидера и идти от победы к победе — то, к чему больше всего стремится русское историческое сознание. Отмечается, что мотивом для завоевания обширных территорий от Кавказа до Сибири стал «русский мессианизм», и сегодня своими действиями внутри страны и за ее пределами российский лидер может удовлетворять эту потребность своего народа. При этом провал Путина в Сирии и его неспособность справиться с экономическим кризисом в России (прежде всего по причине падения цен на нефть), могут привести к тому, что он потеряет власть, а некоторые субъекты РФ начнут «грезить о независимости».

Как отмечает обозреватель Taraf (25.12), в основе «нагнетания кризиса с Турцией» лежит историческая российская доктрина «выхода в теплые моря», с нереализованностью которой, по мнению российского лидера, и связаны нынешние проблемы России. По словам колумниста, часть окончательного плана Путина — «обнести забором» Турцию со стороны Сирии, Ирака, Ирана, Армении и открыть через Турцию коридор по оси север-юг.

Для обозревателя Yeni Çağ (24.12) очевидно, что в рамках «политики экспансионизма» Путин сегодня повторяет ошибку, которую в период после Второй мировой войны совершил советский лидер Сталин, и толкает Турцию в объятия Запада.

Обозреватель Yeni Şafak (21.12) пишет о позитивных последствиях «эскалации кризиса с Турцией» со стороны России. В этой связи отмечается, что у Турции появилась возможность сократить свою энергетическую зависимость от России и диверсифицировать источники поставок энергоресурсов.

С точки зрения колумниста Zaman (23.12), уменьшить зависимость Турции от российского природного газа способна эксплуатация АЭС «Аккую», строительство которой, по мнению автора, должно быть завершено как можно скорее. Отмечается, что ни Турция не желает каких-либо заминок в реализации данного проекта, ни Россия не способна от него отказаться на фоне ее нынешней экономической ситуации. Ведь, несмотря на то, что АЭС будет построена на территории Турции, Россия благодаря ей будет иметь возможность в течение 80 лет (до 2100 года) продавать Турции электроэнергию.

В качестве негативных последствий российско-турецкого кризиса наблюдатели обращали внимание на ответные меры России в отношении Турции после инцидента со сбитым Су-24. Так, Dünya (23.12) отметила, что с 1 января 2016 года санкции России против Турции «свяжут по рукам и ногам» турецких экспортеров свежих овощей и фруктов, поскольку найти альтернативные рынки им будет непросто.

В другой статье этого издания (Dünya, 26.12) отмечается, что негативный эффект санкций ощутит и турецкая, и российская экономики, так как Турция и Россия во многом зависимы друг от друга в области торговли, а в энергетике Россия — и вовсе незаменимая для Турции страна.

Путем политических и экономических репрессалий в отношении Турции Россия пытается ограничить влияние Турции на постсоветском пространстве и придать ускорение новому процессу интеграции в этом регионе, считает колумнист Yeni Çağ (26.12). Хотя изначально идея Евразийского союза представлялась как попытка экономической интеграции, своими последними шагами Россия желает реализовать проект «возрождения советской империи», пишет публицист.

Кто пострадает от ограничительных мер, которые Россия вводит против Турции? Таким вопросом задается колумнист Milliyet (22.12), отмечая, что в попытке наказать власти Турции Россия, главным образом, причиняет вред турецкому народу, который она называет «дружественным». При этом не нужно забывать, что выстраивание дружбы турецкого и российского народов на основе взаимодоверия стало возможным только благодаря немалым приложенным в последние годы усилиям.

Если дружбе народов России и Турции, которая создавалась очень непросто и до сих пор «держится на тоненькой ниточке», придет конец, то могут понадобиться века, чтобы построить ее снова. К такому выводу приходит журналист Sabah (22.12), который также винит Москву в разжигании напряженности между двумя странами в статье под названием «Открытое письмо президенту Путину».

Автор проправительственной Star (27.12) выступает с альтернативной точкой зрения и полагает, что ради будущего российско-турецких отношений и своей политики в регионе Анкара может пойти на определенные уступки и всерьез подумать над извинениями и компенсацией, ведь, в конце концов, Россия не требует чего-то невозможного.

Значительный резонанс в проправительственных изданиях Турции вызвал визит сопредседателя Демократической партии народов (ДПН) Селахаттина Демирташа (Selahattin Demirtaş) в Россию и его встреча с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, что было расценено как «политически враждебный акт в отношении Турции» (Star, 22.12; Akşam, 23.12).

По мнению историка Халиля Берктая (Halil Berktay), ДПН утратила поддержку со стороны Запада и в условиях российско-турецкого кризиса рассчитывает найти поддержку в России (Star, 21.12).

В статье под заголовком «Россия достала карту РПК» автор Türkiye (21.12) делает вывод, что после Партии «Демократический союз» (PYD) Москва начнет поддерживать и Рабочую партию Курдистана (РПК), желая использовать хаос на юго-востоке Турции в своих интересах. По словам журналиста, Россия стремится загнать Турцию в угол и не позволить ей вмешаться в события в Сирии и Ираке, заставив бороться с внутренними проблемами.

Сигнал Москвы о готовности поддержать вооруженные курдские группы в Сирии, о чем заявил на встрече с Демирташем Сергей Лавров, является для колумниста Star (24.12) «откровенным бросанием вызова» Анкаре, поскольку, по словам автора, это в полном смысле слова берет на прицел внутренние балансы Турции.

Как замечает другой автор этого издания (Star, 22.12), помимо «курдской карты», Россия не воздерживается и от розыгрыша «армянской карты». Так, на повестке дня России возник законопроект, предлагающий считать отрицание геноцида армян преступлением.

Сообщая о решении России и Армении объединить системы ПВО на Кавказе, Türkiye (24.12) приходит к выводу: Россия и Армения объединились против Турции. С другой стороны, пишет издание, под угрозой оказался режим прекращения огня между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе.

Согласно Star (25.12), эскалация напряженности вокруг Нагорного Карабаха, а также решение России разместить семь тысяч военнослужащих на турецко-армянской границе и усилить свою военную базу в Армении боевыми вертолетами может быть вызвано беспокойством Москвы в связи с укреплением отношений Турции и Азербайджана после самолетного кризиса между Россией и Турцией.

Рост напряженности в Нагорном Карабахе Zaman (27.12) напрямую связывает с турецко-российским кризисом, допуская, что Москва может стремиться через Армению отомстить Турции за сбитый самолет и попытки сблизиться с Азербайджаном в последнее время.

Star (25.12) продолжила писать о вероятности российского следа в последних кибератаках на официальные сайты Турции, ответственность за которые взяла группа хакеров Anonymous, и привела мнение эксперта Халиля Озтюркчи (Halil Öztürkçi): Россия всегда использует свою киберсилу против стран, с которыми она находится на ножах в политической или военной сферах, и Турция должна быть к этому готова.

/forum/go/87037358e6e24cd64376d8e70b643428