На острове Бююкада, одном из Принцевых островов, расположенных рядом со Стамбулом в Мраморном море, запрещено передвижение на автомобилях. Либо пешком, либо на велосипеде, либо на конном экипаже – таково постановление муниципалитета. И лошади страдают от него больше всех.

Конюшни на острове расположены на самой вершине, рядом с кладбищем. Когда лошади умирают, их хоронят здесь же, пересыпая тела известью.

Всего на острове есть 227 конных экипажей, в каждый из которых входит по пять-шесть лошадей. То есть всего здесь живет около 1500 лошадей. Ежедневно они выходят на работу в 7 часов утра. Две лошади тянут повозку до обеда, столько же сменяет их после обеда, в 14:30. Одна из трех пар, согласно бумагам, отдыхает раз в три дня.

В некоторых конюшнях о лошадях действительно хорошо заботятся. Как говорят конюхи, «лучше, чем о собственных детях». Но везде ли это так?

Одна лошадь может эксплуатироваться и в течение 14 лет, и в течение всего одного года. Это зависит от погодных условий и от рабочей нагрузки. Из-за высоких температур некоторые лошади теряют сознание. Иногда у животных начинаются судороги.


Жителям острова не по нраву, что там так много лошадей. Но туристы приезжают сюда именно для того, чтобы на них прокатиться. Запряженные лошадьми повозки используются не только в качестве средства перемещения, но и для развлечения. Они остаются на улице с 7 утра до полуночи, когда к острову перестают причаливать паромы.

Многие зарабатывают себе на жизнь «лошадиным» бизнесом. Конюхи живут в конюшнях вместе с лошадьми. Смена обычно длится 90 дней. В течение этого периода они получают по 50 лир в день на содержание одной повозки с лошадьми, 100 лир – на содержание двух, 120 лир – трех.

Лошади, которые возвращаются в конюшню после рабочего дня, выглядят измученными. Их глаза слезятся, а головы понурены. В ответ на вопрос, почем шкуры лошадей покрыты шрамами, конюхи отвечают, что они ранят друг друга сами.

Между тем, передвижение на конных экипажах бывает довольно опасным. Только в нынешнем году было зарегистрировано несколько случаев со смертельным исходом. Часто повозки сталкиваются с велосипедистами.

Каково же решение? На острове разрешено ездить только машинам скорой помощи, коммунальных служб, почтового отделения. Возможные альтернативы – электрокары или трамвайчики, сделанные под старину. Сейчас этот вопрос обсуждается.

Несколько цифр:

70 км пути проходит лошадь с повозкой за одну семичасовую смену;
250-300 лир зарабатывает владелец повозки за один день в течение летнего сезона.

/forum/go/7605c42a77173076f8dcbd059d95fd37