Вице-президент США Джо Байден создал еще одну сенсацию. В интервью телеканалу CNN он заявил, что он не извинялся перед президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом за свои слова о том, что турецкое правительство и другие региональные власти оказывали финансовую помощь террористическим группировкам в Сирии. «Мне говорят, что я принес извинения Эрдогану. Нет, я никогда не извинялся перед ним. Я хорошо его знаю. Я работал с ним, — уточнил Байден. — Я позвонил ему и сказал, что то, что сообщила пресса, было не совсем точно. Случилось недоразумение. Я сказал вот что. И пояснил, что именно я имел в виду. Я не собираюсь менять свой имидж. Я никогда не отказываюсь от своих слов, даже если они обижают других».

Напомним, что, выступая с докладом 2 октября в Гарвардском институте госуправления им. Джона Ф. Кеннеди (Harvard Kennedy School), Байден обвинил Турцию, Саудовскую Аравию и ОАЭ в стремлении свергнуть сирийского президента Асада, «следствием чего стало возникновение новых радикальных группировок, в том числе ИГИЛ». "Главной проблемой Вашингтона в Сирии стали его ближневосточные союзники,- говорил Джо Байден.- Турция, Саудовская Аравия и ОАЭ так стремились отстранить Башара Асада от власти, что направляли сотни миллионов долларов и десятки тысяч тонн оружия любому, кто готов был сражаться с сирийскими правительственными войсками. Он (Эрдоган — С.Т.) сказал мне: «Ты прав. Мы пропускали слишком много людей». Эти слова Байдена цитировали такие мировые агентства, как Agence France-Presse, Associated Press и другие.

Накануне Анкара почти открыто демонстрировала своё нежелание поддерживать проводимый сценарий действий США на Ближнем Востоке, подозревая, по словам президента Эрдогана, что «Турцию могут использовать», одновременно намекая на причастность США к организации массовых протестных выступлений в стране с целью спровоцировать здесь очередную арабскую революцию. Анкара отказывалась примкнуть к возглавляемой США коалиции на предлагаемых условиях. Неслучайно сразу после саммита Организации исламского сотрудничества в Джидде в американском издании New York Times была опубликована статья, обвиняющая турецкое руководство в поддержке ИГИЛ. Одновременно в солидных европейских печатных изданиях появились многочисленные публикации о том, что «единственным положительным следствием воцарившегося на Ближнем Востоке хаоса можно считать срыв масок с наших турецких друзей» и «закат мощного внешнеполитического пиара Анкары». Так, французское издание Le Huffington Post констатировало, что «Турция все больше теряет значение для американской державы и региональных участников ближневосточного кризиса, хотя у них нет стремления оттеснить в тень Анкару», которая "сама оказывается в изоляции из-за неприемлемой позиции правящей партии «Справедливость и развитие».

Турцию не могло не настораживать то, что парламент Иракского Курдистана признал три сирийских кантона — Эль-Камышлы, Кобани и Африн — частью «Западного Курдистана» и выразил готовность «поддержать курдскую нацию Западного Курдистана в любом решении, которое она примет насчет своей независимости». Помимо этого, Эрбиль проявил готовность наладить отношения с курдской партией марксистского толка «Демократический союз» (ДС). Согласно сообщениям европейских СМИ, "иракские курды выразили готовность поддержать своих сирийских братьев даже в случае, если «Турция откажется пропустить их через свою территорию». Плюс к этому и то, что согласно данным агентства Reuters, «американские дипломаты установили беспрецедентные связи с ДС в рамках дискуссии по расширению сформированной для борьбы с „Исламским государством“ коалиции». И не только это. Они, как выясняется, уже более двух лет поддерживали контакты с Рабочей партией Курдистана (РПК), которая объявлена в Турции «террористической организацией», но с которой имела контакты и турецкая разведка. Когда эти факты стали вылезать наружу, на Эрдогана и правительство Ахмета Давутоглу обрушилась критика со стороны оппозиционных партий. Так, лидер Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу со ссылкой на заявление Байдена обвинил правительство в поддержке ИГИЛ, а лидер партии «Националистического действия» (ПНД) Довлет Бахчели предложил Эрдогану следующую схему: «Если заявления вице-президента США Байдена не соответствуют действительности, он должен немедленно извиниться перед Турцией».

В этой связи Байден, как сообщали «Голос Америки» и Associated Press, «извинился за свои слова», подчеркнув, что «США высоко ценят обязательства и жертвы, на которые готовы их союзники и партнеры со всего мира в борьбе с ИГИЛ». Теперь же он заявляет, что речь можно вести всего лишь «об интерпретации его слов журналистами», и что «на самом деле он не извинялся перед президентом Турции Эрдоганом». В чем же дело? Более того, новый элемент в интригу вносит сообщение о том, что Байден намерен во второй половине ноября посетить Турцию, встретиться с президентом Эрдоганом, премьером Давутоглу и представителями неправительственных организаций.

Чего же добиваются США? Даже самый поверхностный анализ показывает, что Вашингтон пытается продолжать осуществлять проект «Большой Ближний Восток», предусматривающий фрагментацию ряда государств региона. В принципе Турция не против этого, но ее не устраивает тактика достижения поставленной цели. Анкара считает, что главный удар силами коалиции необходимо нанести по Дамаску, а затем уже заняться будущим обустройством этой страны. Вашингтон, наоборот, нейтрализуя некоторые действия Дамаска через ИГИЛ, укрепляет в Сирии позиции курдской партии ДС, которая связана с РПК и которая ведет бои с ИГИЛ в Кобани. Не случайно Белый дом добился решения турецкого правительства пропустить через территорию своей страны в Кобани военные формирования иракских курдов — «пешмерга».

Говоря иначе, речь идет о возможности раздела Сирии через курдский фактор, но в коридоре от Северного Ирака до Северной Сирии. При таком раскладе утеря Анкарой контроля над некоторыми юго-восточными вилайетами страны является только вопросом времени. Поэтому для Турции создаются условия, при которых ее вступление в наземную часть борьбы коалиции против ИГИЛ превратилось бы в необходимость «битвы за сохранение своей территориальной целостности». Кстати, напомним, что ранее Турция предлагала США провести наземную военную операцию против Дамаска, а когда не получилось, рассчитывала — не без оснований с учетом некоторых мнений в Пентагоне — провести совместную наземную операцию сил коалиции против ИГИЛ.

Сейчас правительство Турции подтянуло войска к сирийской границе и имеет мандат от парламента на участие в боевых операциях на территории Ирака и Сирии. Но пока она в боевых действиях против ИГИЛ не участвует, опасаясь переноса боевых действий на свою территорию. В свою очередь, США не желают, как говорил Байден, «вновь прийти к мусульманам в качестве агрессора» и стремятся решить свои проблемы в регионе чужими руками. Получится ли?

/forum/go/d542510b0eb1511579132cc038f0b4ed