Киликийский католикос Армянской апостольской церкви Арам посетил с визитом Грецию. В Афинах он встретился с предстоятелем Элладской православной церкви архиепископом Иеронимом II. Приветствуя католикоса, архиепископ отметил его вклад в экуменическое движение и развитие двустороннего богословского диалога. Арам побывал в небольшой армянской общине в Кавала при церкви Святого Креста. Обратившись к членам общины, католикос подчеркнул, что для любого сообщества первостепенное значение имеет качество его членов, а не количество их. Он призвал прихожан организовать свою жизнь вокруг церкви, отстаивать армянские традиции и культуру. Таким образом, по словам владыки, они и будут поддерживать жизнь в своей небольшой Армении вдали от родины.

Что до общения со светскими политиками, то с главой Киликийского католикосата встретился премьер-министр Греции Антонис Самарас. Арам поблагодарил премьера за поддержку армянского народа. Он заявил, что недавнее решение парламента Греции по криминализации на законодательном уровне отрицания Геноцида армян приносит свои плоды. По просьбе Самараса католикос проинформировал его о визите ближневосточных патриархов в Вашингтон и их встрече с президентом США Бараком Обамой, в которой владыка также принимал участие. В знак признания вклада председателя греческого правительства в помощи армянам Арам наградил его знаками отличия «Рыцарь Киликии». В тот же день генеральный секретарь министерства иностранных дел Анастасий Мициалис от имени главы МИД, отсутствовавшего на тот момент в стране, дал приём в честь католикоса.

Однако главным и сенсационным итогом посещения Греции предстоятелем Киликийского католикосата стали вовсе не его встречи с афинскими церковнослужителями и политиками, а совместные переговоры между Арамом и Константинопольским патриархом Варфоломеем, который в тот момент тоже пребывал в стране. «Утечку» об этом событии дала стамбульская армянская газета Agos, с подачи которой начала распространяться информация. По данным издания, католикос и патриарх вместе сослужили литургию в греческом городе Гюмулджин. Руководитель местной армянской общины Степан Матевосян вместе с горожанами встретили двух владык, которые до начала службы выступили перед ними с краткой речью. По словам Арама, он знаком с Варфоломеем более 40 лет. «В молодости мы тесно сотрудничали в рамках Всемирного Совета Церквей. Со временем он стал Вселенским патриархом греков, а я католикосом Киликийским, однако мы сохранили дружественные и братские связи. История свидетельствует о том, что армянскую и греческую церкви всегда связывали дружественные отношения», – процитировал Арама портал Арменпресс. Константинопольский патриарх Варфоломей со своей стороны выразил готовность к продолжению межцерковного диалога между армянской и греческой церквами.

Учитывая, что католикосу запрещён въезд на территорию Турции, мало кто поверил в «случайность» его пересечения в Греции с главой Константинопольского патриархата. Как подчёркивает австрийское информационное католическое агентство KATHPRESS, переговоры между двумя иерархами можно рассматривать в качестве элемента «совместной работы греческих и армянских христиан, учитывая их общие трудности ввиду турецкой религиозной политики, проводимой президентом Реджепом Эрдоганом». Издание напоминает, что в конце ноября в Стамбуле ожидается папа Римский Франциск, который будет рад увидеть среди встречающих не только представителей Константинопольского патриархата, но и общины Армянской апостольской церкви, насчитывающей около 60 тысяч христиан.

Но вряд ли стоит сомневаться, что этому не обрадуется турецкий президент, который вынужден идти на трудные и непредсказуемые реформы в стране, в том числе, в религиозных делах. Напомним, что совсем недавно Арам заявил о намерении в ближайший год обратиться в Конституционный суд Турции с требованием вернуть католикосату резиденцию и поместья, расположенные на землях исторического армянского королевства Киликия. Ранее, в октябре 2013 года в вступительном слове перед III съездом армянских общин Европы католикос требовал от Стамбула вернуть армянские церкви их законным владельцам. Теоретически турецкие власти могли бы в этой ситуации сыграть на противопоставлении одних христиан другим, как это всегда делала Османская империя, разводя общину константинопольских (греческих) христиан с армянской. Однако сделать нечто подобное сейчас уже будет трудно.

Весь предыдущий год между Киликией, Константинополем и Ватиканом шли интенсивные двусторонние контакты, в которых также был задействован Эчмиадзин. Со стороны религиозных лидеров, по сути, выстраивалась стратегическая комбинация «окружения» Турции и замыкания «великой цепи» трёх церквей. В мае этого года в Иерусалиме сомкнулись звенья между Ватиканом и Константинополем. Ныне – между Константинополем и Киликией. Не исключено, что в конце ноября во время визита главы Римско-католической церкви на берега Босфора мы увидим, как цепь приобретёт законченные очертания, замкнув Ватикан – Константинополь – Киликию. По большому счёту, помешать этому Стамбул, если у него появится такое желание, сможет лишь через раскол армянской общины в Турции. Например, сделав ставку на сторонников сотрудничества с турецкой властью, сгруппировавшихся вокруг известного журналиста и публициста Маркара Есаяна. Вопрос в том, какой окажется цена решения и не станет ли они слишком дорогой для страны.

/forum/go/69e28b26cfd5152169d546c8e84cb52b