Как уже раньше говорилось Турция является членом Таможенного Союза с ЕС. Вследствие этого существуют несомненные трудности турецких производителей, которым в отличие от европейских производителей приходится действовать в условиях высокой инфляции, высоких банковских процентов, неустойчивого курса национальной валюты. Однако вступление в ТС является дополнительным аргументом в пользу принятия Турции в ЕС, так как в этой стране проявляется высокий спрос на западноевропейскую продукцию.
Вообще путь Турции в Евросоюз очень долгий и до сих пор не окончен. Первая заявка на ассоциацию Турции с Общим рынком была подана в 1959 году. Затем заявку повторяли в 1961, 1962 и 1963 годах, и наконец, было подписано соглашение, вступившие в силу в 1964 году, о предоставлении Турции статуса ассоциированного члена. Существовал план о предоставлении полного членства в ЕЭС. Это была трехступенчатая программа, рассчитанная на 15 лет. Но она слишком затянулась, сроки вступления постоянно откладывались.
В 1987 году была подана официальная заявка о полноправном членстве в ЕС. Однако руководство ЕС не оценило должным образом стремление вестернизированной турецкой элиты, отложив заявку в «долгий ящик».
В 1996 году произошел неприятный инцидент в отношениях между ЕС и Турцией. К этому времени Турцию считали одним из первоочередных кандидатов на принятие в сообщество. Но правящая в то время исламистская партия Рефах уделяла основное внимание расширению и укреплению торгово-экономических связей с исламскими государствами, воплощению в жизнь идеи создания Великого исламского союза. В ноябре 1996 года в Стамбуле собрались представители исламских стран для участия в конференции «Сотрудничество и развитие», на которой было принято решение о создании Исламского Союза наподобие ЕС с единой валютой и согласованной торгово-экономической политикой. В апреле 1997 года премьер-министр Эрбакан осуществил свой план создания исламской «восьмерки», после чего произошло полное исключение Турции из списка кандидатов на принятие в ЕС. Вынужденное военными уйти это правительство оставило после себя незавершенные проекты, тяжелые финансовые и социальные проблемы.
Статус страны-кандидата на вступление в ЕС был вновь присвоен Турции в 1999 году. Однако Турция до сих пор не выполнила в достаточной степени условия приема в ЕС, выдвинутые на саммите Евросоюза в Копенгагене. По-разному называют дату вступления Турции в ЕС. Самый ближайшим сроком является – 2015 год.
В настоящее время 2/3 населения Турции поддерживает курс правительства на вступление в ЕС. Но такое отношение различных кругов населения мотивировано разными причинами. К примеру, политики рассчитывают на помощь ЕС в рамках программ по решению программ депрессивных районов. Многие же жители этих районов возлагают надежды по переселению в более благоприятные части Европы. Военные круги ожидают от вступления в ЕС мощного стимула для преодоления сепаратистских тенденций в стране, прежде всего проявляемых курдской общиной. Курды же считают, что защитные механизмы ЕС в отношении национальных меньшинств помогут им бороться за свои права.
Большая часть населения Турции считает, что основное препятствие на пути их интеграции в ЕС – скрытый, а иногда и открытый расизм. В настоящее время только 20% населения ЕС одобряет присоединение Турции. Однако руководящие структуры и деловые круги Западной Европы видят несомненные выгоды в присоединении Турции к ЕС. Турция имеет возможности для расширения своего участия в программе более полного удовлетворения потребностей Западной Европы в качестве источника дешевой рабочей силы.
Среди государств-кандидатов Турция занимает последнее место. Турция не удовлетворяет ряду социально-экономических и политических требований, соблюдение которых необходимо для принятия в ЕС.
По показателю среднего дохода на душу населения Турция отстает от Болгарии и Румынии, с которыми Евросоюз тоже ведет переговоры о вступлении и у которых доход на душу населения от среднего уровня ЕС составляет 28% и 25% (соответственно), Турция же достигла всего 22%.
Еще один показатель, свидетельствующий о том, что Турция не достигла уровня государства, подходящего для ЕС, - двузначный показатель инфляции(25%). Кроме того страна не соответствуют маастрихтскому критерию государственной задолженности(не более 60% ВВП), в Турции же он составляет 65%. Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП, в 2003 году в Турции он равнялся 14% ВВП. Кроме того, многие эксперты заявляют, что в Турции очень часто не соблюдаются права человека.
В настоящее время Турция является членом Организации экономического сотрудничества (ОЭС), созданной в 1985 году. Кроме Турции в состав данной организации входят: Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Сейчас в рамках ОЭС ведется работа по поэтапному сокращению тарифов с целью полного устранения таможенных барьеров между государствами-участниками. Были проработаны создание Банка торговли и развития, совместных морской и авиакомпаний, страховой компании; подписаны соглашения об упрощении визовых процедур для деловых поездок и торговому транзиту.
В отношении ОЭС Турция выдвигает 4 приоритетные области: торговля, транспорт, энергетика и телекоммуникации. По мере достижения успехов в вышеперечисленных областях, по мнению Турции, появится возможность последовательно осуществлять проекты и в других сферах взаимного сотрудничества.
Турция считает, что для активизации торгово-экономического сотрудничества в странах ОЭС необходимо стимулировать развитие приграничной торговли в странах региона, создавать СЭЗ, укреплять связи с национальными банками, развивать систему гарантированных кредитов. Особое место в реализации этих задач турецкая сторона отводит развитию транспортных коммуникаций, которые станут локомотивом дальнейшего развития региона. Для этого, по предложению Турции, необходимо в рамках ОЭС с использованием международного опыта совместно развивать законодательную базу для беспрепятственного прохождения грузо- и пассажиропотоков, разрабатывать конкретные программы модернизации уже имеющихся транспортных коммуникаций.
Турция предлагает разрабатывать программу оценки имеющихся энергетических потенциалов стран-участниц, а также выдвигает план по объединению национальных энергетических и телекоммуникационных сетей в единый комплекс.
Турецкая Республика является членом международной региональной организации Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС). Это неполитическое объединение было создано в июне 1992 года в Стамбуле 11 странами Причерноморья (Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция и Украина). Усиление взаимодействия с государствами-членами ЧЭС является одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики Турции. Начиная с 1995 года турецкие власти начали привлекать к деятельности ЧЭС частный сектор, прежде всего через Турецкий деловой совет (DEIK) и Деловой совет ЧЭС (ВС BSEC).
С момента основания ЧЭС торговый оборот, достигнутый между Турцией и другими странами-участницами ЧЭС, был значительно увеличен: с 2,7 млрд. долл. (экспорт – 1 млрд. долл., импорт - 1,7 млрд.долл., 7,3% общего объема торговли Турции) в 1992 году до 13,2 млрд. долл. в 2003 году (доля в общем объеме внешней торговли Турции возросла до 11,5%). В то же время увеличилось количество проектов, реализуемых в странах Черноморского региона, в которые были вовлечены турецкие предприниматели. Россия занимает лидирующее положение (56% товарооборота) во внешней торговле Турции со странами ЧЭС.
Основными экспортируемыми Турцией в страны ЧЭС товарами являются текстиль, электрооборудование, автомобили, кондитерские изделия и мыло, импортируемые — энергоносители, металлы, удобрения и химическая продукция. Турецкий экспорт в страны ЧЭС в большинстве случаев сопряжен с «челночной» торговлей, которая оценивается в 10-12 млрд. долл. ежегодно.
Основными сферами деятельности турецких кампаний в странах ЧЭС являются: добыча и транспортировка энергоресурсов, строительство, банковское дело, страхование, телекоммуникации, пищевая промышленность, производство стройматериалов и автомобилей, туризм. Однако основным видом проникновения турецкого капитала в страны ЧЭС являются строительные контракты.
В развитие мирового процесса либерализации торговли государства-члены ЧЭС начали переговоры о создании в рамках ЧЭС зоны свободной торговли к 2010 году.
Экспортно-импортный банк, учрежденный в 1987 году с целью поддержки турецкого экспорта и инвестиций за границей, играет важную роль в продвижении торгово-экономических интересов Турции в странах-участницах ЧЭС. К 2002 году банком было потрачено около 2,5 млрд. долл. на развитие турецкого экспорта в страны ЧЭС, планируется выделение новых кредитов в размере 1 млрд. долл.