11 октября 2005 года,
КОНОНОВ Валерий Иванович - востоковед-практик. Окончил турецкое отделение Института стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова и Академию внешней торговли. С 1969 г. в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации занимается вопросами торгово-экономических отношений России с Турцией. Работал в представительствах России в Турции. В течение многих лет являлся ответственным секретарем Российской части Смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и генеральным секретарем Российско-Турецкого делового совета. Неоднократно выступал в России и Турции перед представителями деловых кругов. Участвовал в российско-турецких переговорах по вопросам внешнеэкономических связей. Занимается исследованиями и имеет печатные работы по экономике Турции, торгово-экономическим отношениям России с Турцией, а также по вопросам евразийского сотрудничества. Является активным сторонником многопланового стратегического партнерства России и Турции как на двусторонней, так и многосторонней основе с соблюдением принципов равноправия и взаимной выгоды.В Турции, особенно в последние 15-20 лет, активно развивается малое и среднее предпринимательство, ставшее важным фактором в социально-экономическом развитии страны и способствующее конкурентоспособности национальной экономики. Курс на всемерное развитие МСП является одним из приоритетных направлений экономической и социальной политики турецкого государства. Эта политика проводится целеустремленно на уровне правительства, парламента, региональных и муниципальных органов власти, финансовых институтов, торгово-промышленных палат, объединений турецких бизнесменов, общественных организаций и структур. В стране действует отлаженное законодательство, в рамках которого обеспечивается существенная государственная поддержка: льготное кредитование, налогообложение, таможенное и тарифное регулирование, страхование рисков и др.
Вопросы МСП находятся в компетенции министерства промышленности и торговли Турции и действующей в его структуре Организации по поддержке и развитию малых и средних предприятий (КОСГЕБ).
Созданные в Турции благоприятные условия для становления и развития МСП стимулировали
сотни тысяч турецких граждан к использованию своего творческого потенциала, профессиональной
квалификации для создания наряду с малыми семейными предприятиями самозанятости также и инновационных, технологических малых предприятий. Роль последних в удовлетворении нужд крупных предприятий в разных отраслях экономики постоянно возрастает.
В настоящее время доля МСП в создании ВВП составляет 37,7%, в общем числе предприятий - 99,5%, в занятости - 61,1%, в инвестициях - 56,5%, в сфере услуг - 98,0%, в экспорте - 24,6%, в общем объеме кредита - 4,0%.
К малым предприятиям относятся структуры с численностью работающих от 1 до 50 человек, к средним - от 51 до 150 человек.
В последние годы одной из наиболее действенных форм государственной поддержки и развития МСП является создание вблизи крупных городов организованных промышленных зон (ОПЗ), в которых они объединяются в специализированные комплексы. При этом каждое предприятие сохраняет за собой юридическую и экономическую самостоятельность. Финансирование строительства инфраструктурных объектов в ОПЗ на 90% обеспечивает государство. Остальные 10% - за счет льготных банковских кредитов и средств предпринимателей. В одной ОПЗ может размещаться от нескольких десятков до сотен МСП. Это позволяет турецким предпринимателям, в частности, снижать расходы на приобретение сырья, благодаря организации совместных закупок в больших объемах, а также экономить на транспортных и других издержках. Централизованная система водо- и энергообеспечения позволяет снизить соответствующие затраты, а наличие там учебных центров дает возможность повышать уровень профессиональной подготовки кадров. В ОПЗ действуют льготное налогообложение и кредитование. При создании ОПЗ наиболее льготными условиями пользуются предприятия экспортно-ориентированных отраслей. В частности, МСП, экспортирующие свою продукцию, частично освобождаются от уплаты импортных пошлин при ввозе сырья и оплачивают электроэнергию по льготным тарифам. Стимулируется также их участие в выставках и ярмарках за рубежом, за что расходы полностью берет на себя государство (Это относится к МСП с числом занятых не более 150 человек и стоимостью основных фондов, не превышающей 2 млн долл. США).
Для управления ОПЗ и обеспечения работы всех технических служб их инфраструктуры создается эксплуатационная фирма. Одним из примеров ОПЗ может служить Зона кожевенных предприятий в г. Тузла
(близ г. Стамбула), включающая 223 фирмы, занимающихся выделкой кож, пошивом одежды и обуви, и около 150 фирм, выпускающих вспомогательные материалы, аксессуары и другие компоненты. Площадь Зоны составляет 6,5 кв. км, в том числе 2,2 кв. км - под промышленными зданиями.
В практическом плане большой интерес представляет также деятельность многоотраслевой ОПЗ ОС-ТИМ в р-не г. Анкары.
Для организации сбыта готовой продукции, включая ее поставки на экспорт, созданы совместные экспортные компании (СЭК), решающие целый комплекс вопросов, которые не под силу отдельным малым и средним предприятиям. Финансирование СЭК осуществляется за счет государства, продажи акций, привлечения льготных кредитов, поступлений за предоставленные услуги и др.
Одной из успешно действующих СЭК является созданная в 1994 г. компания EGS (производство одежды в Эгейском районе), включающая 358 фирм. За прошедшие 10 лет компания значительно увеличила число своих фирм-учредителей, стала эффективным инструментом реализации их экспортного потенциала. В структуру EGS вошли фирмы, занимающиеся производством и торговлей оборудования для швейной промышленности, транспортировкой и таможенной очисткой грузов, рекламой, туризмом, лизингом и др.
Безусловно, вышеизложенное можно рассматривать как возможный ориентир для развития МСП в ЮФО. Достигнутые Турцией в области МСП результаты представляют для нас практический интерес.
Учитывая территориальную близость, взаимодополняемый характер экономических структур ЮФО и Турции, а также уже установленные на сегодня торгово-экономические связи, было бы целесообразно на
ладить сотрудничество структур МСП ЮФО, в том числе Краснодарского края, с КОСГЕБом с целью обмена информацией и опытом в области МСП, консультаций по вопросам действующего законодательства, финансирования, поддержки инноваций, сотрудничества в инвестиционной сфере (речь может о создании предприятий по переработке продукции животноводства, птицеводства, растениеводства, по производству строительных материалов, товаров народного потребления, а также предприятий гостинично-туристического бизнеса, сферы услуг), поиска и подбора бизнес-партнеров, организации взаимных выставок, ярмарок, переподготовки кадров и др.
Пример Турции, многих других стран, сама жизнь неотложно требуют создания наконец в нашей стране реально благоприятных условий для поддержки и развития МСП.
Очевидно, что для этого в первую очередь необходимо решить вопросы законодательной базы, устранения излишних административных барьеров и доступа к источникам финансирования. Нет сомнения в том, что решение этих вопросов позволит увеличить занятость и снизить безработицу, что особенно важно для ЮФО, улучшить материальное и социальное положение миллионов граждан. Все это в конечном итоге будет способствовать экономическому росту, консолидации общества, повышению уровня доверия народа к власти. Всемерная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства должны стать общенациональной задачей.
Для льготного кредитования МСП функционирует, в частности, Народный банк Турции, имеющий широкую сеть отделений в масштабах страны. Банк содействует также в подготовке кадров, планировании производства и сбыта, оказывает консультационные услуги. Кредиты МСП предоставляют также турецкие национальные и иностранные банки и фонды.
КОСГЕБ - государственная структура, созданная в 1990 г. для выработки государственной политики в области МСП, всестороннего содействия его развитию с учетом опыта Турции и других стран. Имеет свои представительства в регионах страны. Сотрудничает с соответствующими структурами в зарубежных странах.
Предоставлено издательством
Дело. Общество. Деньги.