Правда, в современных турецких банях никакого секса не предусматривается, контакты с противоположным полом здесь исключены. Алкоголь тоже (в отличие от России). Обязательное полотенце вокруг бедер для мужчин и дополнительно — вокруг груди — для женщин (ислам не признает обнажения). Турецкая баня – место для телесного и духовного очищения.
Строго говоря, турецкая баня («хаммам», по-арабски это значит «распространяющий тепло) не является турецким изобретением. Турки переняли обычай строительства и использования горячих бань у арабов. Последние, в свою очередь, заимствовали их из быта народов Римской империи. А сам термин «турецкая баня» придумал англичанин Дэвид Эркварт в середине 19 века. Ему же принадлежит и первое детальное описание хаммама.
До появления хаммама арабы использовали для гигиенических нужд только холодную проточную воду и никогда не мылись в ваннах и бассейнах, так как подобное мытье приравнивалось к купанию в собственной грязи.
Но как только арабы стали захватывать страны Леванта, где впервые встретились с римскими и греческими банями в Сирии, они сразу же по достоинству оценили новый способ снятия усталости.
Массовое распространение хаммамы получили после того, как в начале седьмого века сам Пророк Мухаммед порекомендовал своим последователям горячие бани, полагая, что жара хаммама повышает плодовитость и таким образом может помочь в умножении числа сторонников ислама.
Основой философии хаммама стало физическое и духовное очищение. В отличие от римских терм, в восточных банях полностью отсутствовали физические и умственные развлечения. Единственно, что осталось – это массаж.
Старейшие хаммамы относятся к периоду правления халифов из династии Омейядов (661-750 г.г.). Арабы времен Омейядов вели полукочевой образ жизни, поэтому первые хаммамы строились не в городах, а в пустынях.
В период правления этой династии к владениям Арабского Халифата, состоявшим из Аравийского полуострова, Месопотамии, Палестины, Сирии, Персии и Египта, были присоединены вся Северная Африка, Пиренейский полуостров, средняя Азия, некоторые княжества северо-западной Индии, Армения, Азербайджан и часть Грузии. Повсюду в этих странах распространение хаммамов шло рука об руку с исламом. Иногда в хаммамы переоборудовались захваченные храмы других религий и сохранившиеся римские термы.
В связи с тем, что баня пришла в арабский мир из Рима, то архитектура восточных бань мало чем отличается от римских терм, только хаммамы меньше и скромнее. (Кстати, недалеко от турецкого города Пергам сохранились развалины древних терм, остатки бассейнов, различных ванн). Во всяком случае, фасадам хаммамов не придавали особого значения, зато внутренне убранство было роскошным.
По своей конфигурации турецкие бани напоминают ладонь с пятью пальцами, каждый из которых является парной комнатой. Так же, как и в римских термах, восточные бани имели полы с подогревом.
Начинали банную процедуру с раздевальной комнаты, по сути - предбанника, в которой поддерживалась температура 28 - 34 градуса. Здесь разогревались перед тем, как перейти в более горячие помещения.
Из предбанника любители пара попадали в довольно просторное помещение, в котором находятся так называемые супа ("плоский камень") - каменные лежанки. Турки называют их гёбекташи ("камень для живота"). Одна из любимых поговорок турок отображает их суть - "Пусть гёбек всегда будет горячим". Из этого помещения проходили в парные комнаты, температура в которых различна - как правило, от 70 до 100 градусов и сюда же возвращались отдохнуть. Лежа на горячем гёбекташи продолжали потеть - "очищать тело и душу от злых духов и словно снова рождались на свет".
Немного отдохнув, прибегали к услугам массажистов. Детальное описание такого массажа предоставил нам ни кто иной, как Пушкин: «Гассан начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать составы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. (Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут по спине вприсядку). После чего долго тер он меня шерстяною руковицей и, сильно оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным рукавом» («Путешествие в Арзурум»).
После массажа начиналось мытье. Изначально намыливались мочалкой, смоченной в мыльной воде - чтобы она оставалась довольно жесткой. Мочалки делались из различных материалов - конского волоса, кокосовой щетины, финиковых тычинок. При помощи такой жесткой мочалки с распаренного, промассированного тела снимали ороговевший поверхностный слой кожи. После этого мылись с мылом, заранее разведенном в специальном пузыре, но без мочалки.
По окончании мытья, как правило, окунались в бассейны - неглубокие, с различной температурой.
Заканчивалась процедура посещения бани в кейфе (комнате отдыха), где посетителям предлагали чай, кофе.
И сейчас эта традиция жива. Практически в любом городе туристы имеют возможность посетить хаммамы и на себе почувствовать радость очищения.
В современной Турции как для мужчин, так и для женщин, баня — это еще и часть общественной жизни, место, где можно обсудить дела, поделиться новостями, посплетничать. Здесь женщины предстают без драгоценностей, но являют свою подлинную красоту. Именно тут будущие свекрови выбирают невесток.
Турки говорят, что в хаммаме моется не только тело. Здесь во влажных парах проходит обряд духовного преображения, и может совершиться то, что философы называют «возвращением к самому себе».