Свадьба это очень важное индивидуальное событие в жизни мужчины и женщины, которые решили объединить свои жизни, а так же общественное, потому что налаживаются родственные связи между двумя разными семьями. Особенно в малых селах на свадьбу собираются почти все жители села и поэтому свадьба приобретает черты всеобщего праздника. Во время женитьбы устраиваются обряды с кушаньями и весельем и некоторые с «грустным» характером.
Вот некоторые традиционные ступени на пути к женитьбе:
A. Предсвадебный период I. Смотрины, сватаниеII.
a. Договор о свадьбе
б. Шербет
в. Обручение
III. Рассылка свадебных приглашений
IV. Отправка и показ приданого
V. Баня невесты
B. Свадьба I.Кына геджеси
a. Кыз кынасы
b. Оглан кынасы
II. Увоз невесты из отчего дома
III. Бракосочетание
IV. Гердек
V. Гердек ертеси
C. Послесвадебные действия
После того как уже решено о женитьбе первым делом является выбор подходящей невесты. В частности в местах с традиционным образом жизни выбор невесты производился под предводительством родителей жениха. В последнее время с каждым днем заметно уменьшается влияние родителей на выбор сына. Жених сам выбирает подходящую девушку для знакомства перед женитьбой или вся семья выбирает подходящую кандидатуру.
Женитьба через сваху производится следующим образом: вначале мать жениха вместе с близкими семье женщинами идут на смотрины в дом девушки, если девушка понравилась, то ее знакомят с женихом и в том случае когда жених дает согласие решают сватать эту девушку.
Сватовство, то есть прошение дочери у отца называется «дюнюрлюк» (сватовство), «дюнюрлюге гитме» (пойти на сватовство) или «оправление посланников». Женщины и мужчины семьи жениха в один, ранее условленный день (обычно четверг и воскресенье считались более удачными днями) собираются и идут в дом девушки чтобы ее сватать. Но по обычаю семья девушки не дает согласия а первый раз. После нескольких таких визитов семья девушки после достаточного времени для раздумья дает согласие. Таким образом стороны договариваются о свадьбе. По желанию сторон можно в тот же день обручать молодую пару, а можно позже совершить обряд обручения. После договора о свадьбе по обычаю для того, чтобы отметить это пьют шербет. Это ритуальное питие шербета значит окончательное согласие обеих сторон для объединения двух молодых людей брачными узами. Также назначается день обручения и свадьбы, решается вопрос обустройства нового дома будущих молодожен и устанавливается размер калыма.
После нужных подготовок обеих сторон в доме невесты устраивается обряд обручения, где преимущественно присутствуют женщины. Сторона жениха преподносит невесте драгоценные украшения и подарки, и сторона девушки тоже преподносит в ответ свои подарки. Обряд обручения по желанию может сопровождаться трапезным празднованием и проходит в веселой атмосфере. Обручение это шаг на пути к свадьбе и возможность близкого знакомства обеих сторон и начало времени отсчета до свадьбы. Если до свадьбы у сторон произойдут некоторые недоразумения или непонимание обручение расторгается. Но такое положение никогда не считалось желательным.
После этого наступает очередь женитьбы. Вначале надо созвать гостей на свадьбу. Для созыва гостей раньше по традиции жителям селения раздавались «окунту». Окунту является в каком-то роде пригласительным письмом.
Для раздачи окунту выбирался один человек, который обходил все село. Окунту могло быть кусок ткани, салфетка и подобное, а также были окунту в качестве пирога, конфет и так далее. То есть раздавались такого рода гостинцы, означающие приглашение на свадьбу.
Как бы в сказках не рассказывалось о свадебных пирах, длящихся сорок дней и ночей, но в Анатолии свадьбы в основном длятся не больше трех дней. А в последнее время свадьбы справляются в два выходных дня, что более экономично.
Свадебное празднество состоит из двух частей:
a. Кына геджеси
б. Увоз невесты из отчего дома
За день до свадьбы в домах жениха и невесты проводятся традиционные обряды «кына геджеси». Этот обряд можно проводить в домах обоих сторон, но чаще всего проводится в доме невесты, где присутствуют только женщины.
Ранним утром в день этого обряда на крыше дома жениха вешается флаг. Флаг выбирается при большом скоплении народа и под радостные возгласы и веселье вешается на крышу. В некоторых местах вешание флага сопровождается веселой трапезой, которая имеет название «байрак екмеги» (кушанье в честь флага). Вешание флага говорит об официальном начале свадьбы.
За несколько дней или в день кына геджеси выносится приданое невесты из отчего дома в дом жениха, где подготавливается ее комната. Приданое невесты показывается гостям за несколько дней до свадьбы в доме невесты или после свадьбы в доме жениха. По очень распространенному обычаю во время взятия приданого из дома невесты один из родственников невесты садится на сундук с приданым и не встает до тех пор пока не получит денежного откупа. В день кына геджеси женщины родственницы жениха в ранний час собираются и идут в дом невесты и приносят с собой хну, которая будет сжигаться в обряде, праздничную одежду невесты и угощения для гостей.
Во время этого обряда женщины собравшиеся в доме невесты после веселья, начинают петь грустные напевы чтобы невеста, расчувствовалась и расплакалась. После в подносе приносится заранее замоченная в воде хна, обставленная горящими свечками. В некоторых местах после сжигания хны для невесты, хна жжется для гостей, а в других местах, гостям просто раздается хна для того чтобы они ее сжигали у себя дома. Руки, пятки и волосы невесты по ее желанию смазываются хной. Весь этот процесс сжигания с намазывания хны носит название «баши бютюн» и делается женщиной у которой счастливый брак. Одну руку невесты смазывает хной эта женщина, а другую какая-нибудь молодая девушка. До нанесения хны руки невесты наполняют монетами и золотом.
На следующий день после кына геджеси невесту забирают из отчего дома и играют свадьбу. В обоих домах гостям предлагаются угощения, и веселятся под звуки давула и зурны. В тот день жених в своем доме прихорашивается, да и невеста готовится ко встрече с женихом в отчем доме. Приготовлением угощений занимаются женщины, которые почти на каждой свадьбе с селе играют важную роль поварих. Гости собравшиеся в доме жениха вместе направляются в дом невесты чтобы забрать невесту. Когда невеста уже выходит из дома ее брат или брат ее отца вяжет ее пояс красной лентой «гайрет кушагы». Невеста прощается со своей семьей и под чтение молитв или под звуки давула и зурны выходит во двор. Когда невеста покидает отчий дом ее незамужние подруги совершают некоторые действия чтобы в скором будущем тоже выйти замуж. Например выносят из дома недовязанный носок чтобы и другие девушки вышли замуж как этот недовязанный носок. Во время выхода невесты из дома или в время входа жениха совершаются некоторые религиозно-магические действия чтобы брак был счастливым и удачливым. Например за невестой выносят зеркало чтобы у нее жизнь была такой же светлой. С такими же пожеланиями при входе невесты в дом жениха порог двери и верхняя часть смазывается медом, маслом и подобным, чтобы в доме было понимание.
На голову невесты бросаются конфеты, деньги для того чтобы в доме всегда было изобилие.
Вечером малочисленному количеству гостей в доме жениха предлагаются кушанья и совершается религиозный обряд бракосочетания. Раньше официальное бракосочетание происходило через некоторое время после свадьбы, а в нынешнее время всегда стараются расписаться до самой свадьбы. В основном официальная регистрация брака совершается когда стороны встречаются чтобы купить вещи для обустраивать дома новобрачных. После завершения религиозного обряда бракосочетания и чтения молитв молодая пара уединяется в своей комнате. В это время для того чтобы у них все было благополучно совершаются некоторые религиозно-магические действия. Например, вонзается нож в дверь комнаты молодожен, размыкается какой-нибудь замок перед дверью комнаты и так далее. Помимо этого гостей просят не соединять свои руки а держать их врозь. В комнате заранее накрывают стол из угощений, которые были посланы стороной невесты в сундуке с приданым. В некоторых селениях на столе оставляют только одну ложку, вилку и стакан чтобы молодожены ели по очереди, потому что верится что они таким образом быстрее согреются друг другу. После брачной ночи одна из невесток семьи или повариха прибирает кровать и осматривает простыню, для того чтобы потом передать семьям то что невеста была девственницей. Иногда, если невеста оказывается не девственницей, ее отправляют назад в отчий дом.
На следующий день после свадьбы, который называется «дувак гюню» устраиваются веселья под названиями как «юз ачымы», «баш баглама». Это веселье устраивается в упрощенном виде и участвуют только женщины. Раньше на следующий день после свадьбы на таких весельях невесту приводили к колодцу, откуда она должна была набрать и принести воды в домой, а после невеста готовила тесто и пекла пироги. Таким образом верили в изобилие в семье. Но это уже забытые обычаи, и во многих местах не устраивают веселья на следующий день после свадьбы.