Общественная жизнь во многих сферах окружена различными поверьями, традициями, обычаями, обрядами и церемониями. Особенно в сельской местности очень сильны верования и обычаи, где смерть побуждает эффективную сплоченность и взаимопомощь общества. Явление смерти рассматривается как умирание тела человека, продолжение существования его освобожденной души, и мы испытываем страх когда слышим о частой смерти. Под давлением этого страха на наше подсознание некоторые нечастые явления, метеорологические происшествия (падение звезды, гром облаков, сезонные ветры и т.п.), движения и звуки животных (собачий вой, голос совы, преждевременное крик петуха и т.п.), виденное во сне (гроб, свадебное платье, свадьба, верблюд, разрушение дома, выпадение зуба, лук, перец и т.п.), положение вещей и предметов (перевернутая обувь, открытые ножницы, скрипение домашнего потолка и т.п.), положение мертвеца (согнутая шея, разжиженная ткань и т.п.), психологические и физиологические изменения больного человека (желтение кожи, пропадание аппетита или наоборот, частое замерание глаз в одной точке и т.п.) считаются первыми признаками смерти. И поэтому люди старательно избегают таких непроизвольных явлений. Например, после услышанного преждевременного крик петуха или когда приснится страшный сон для избежания последствий плохой приметы в доме готовят еду и раздают бедным; рассказывают свои страшные сны текущей воде; если беременная женщина и ее маленькие дети спят когда мертвеца несут на кладбище, то их сразу будят; в доме, где лежит мертвец опустошают все сосуды с водой, а когда мертвеца выносят из дома, за ним подметают полы; переворачивают сосуд, в котором грели воду для омовения мертвеца, есть еще множество подобных действий.
Всегда стараются облегчить смерть умирающего человека. Для этого убирают подушку из под головы умирающего, заливают рот водой, около него громко не плачут, зовутся его дальние родственники. А когда не удается вовремя позвать дальних родственников, на умирающего кладут вещи, принадлежащие им, или фотографии, зовется священник, или умеющие читают священный Коран.
После наступления смерти умершего кладут на матрац на полу, который называется «матрац покоя». Нижняя челюсть умершего подвязывается к голове, ноги подвязываются друг другу (за большие пальцы ноги). Если человек умер ночью и ожидается приезд ближнего издалека, то ждут его прибытия. В основном выжидают не более 14-15 часов (если смерть наступила ночью, ждут до обеда следующего дня, если смерть наступила утром, ждут до времени послеобеденного намаза). Во время ожидания на мертвеца кладут железную тяжесть, чтобы тело не распухло. Мертвое тело не оставляют одним. Весть о смерти разносится по всей местности средствами связи и с громкоговорителя мечети произносится «села». После этого приступают к действиям, считающимся облегчаемыми переход души в мир иной. Также считается что эти действия оберегают остальных людей от плохого воздействия смерти.
Первые подготовки для отправления умершего в мир иной начинаются с омовения производимого по определенным правилам и завертывания в саван. Покойницу омывают женщины, и соответственно покойника омывают мужчины. Омыватели должны быть опытными знатоками этого дела. В селах омовение производится в доме или в саду на ложе обмывания покойника, причем кроме омывателей никто не присутствует. После омовения в некоторых местах близкие покойника льют на него тазик воды, это действие означает акт прощения друг друга. Омовение покойника в больших городах производится в специально отведенных омовельнях при кладбище. Для ткани савана выбирается белый цвет. Женский саван состоит из больших частей чем мужской. Обычно во время завертывания в саван покойницы кладут хну (также до омовения, во время ожидания, можно хной смазать внутренности ладоней), чернушку дамасскую, розовую воду, воды земзем и т.п. Во время ожидания или завертывания во избежание дурного запаха окуривают помещение. После завертывания покойника в гробу или на носилках несут на место совершения «дженазе намазы»(молитва покойника). Молитва совершается на кладбище или во дворе мечети, где в основном женщины не присутствуют.
По завершении молитвы гроб несут на могилу покойника. Могила выкапывается до принесения покойника. В основном женская могила выкапывается глубже мужской. В Анатолии, видавшей множество цивилизаций, в результате археологических раскопок встречаются могилы с разными способами погребения. Погребения производились следующими способами: покойник придавался земле в кубическом гробу, в сундуке, в саркофаге, в лежачем положении в камерных отделениях друг под другом, в курганах, в виде мумии и т.д. А в наши дни для покойника вскапывают ровную могилу или подкапывают в ней одну сторону, и кладут покойника в лежачем виде. Подкопанную сторону, куда кладут покойника, закрывают досками, кирпичами или черепицей и засыпают землей. Мертвеца предают земле в основном без гроба. После захоронения покойника священник читает «телькин», верится что «телькин» помогает покойнику в ином мире. Для того чтобы завершить поверхностную часть могилы, ждут оседания свеженасыпанной земли. Срок ожидания в основном не превышает одного года. У головной и конечной части могилы или только у головной ставится могильный камень. Могильный камень может быть из дерева, камня, бетона или в последнее время часто используемого мрамора. Кладбища, как в сельской местности, так и в городах, являются общими, есть также фамильные кладбища на фамильной территории. В некоторых городских кладбищах есть фамильные участки. У могилы обычно кладут сосуд для воды или сажают цветы. У головной части могилы сажают различные деревья (ель, дуб, клен и т.п.), на надгробный камень наносят некоторые декорации, пишется имя и фамилия умершего, дата рождения и смерти, а порой фразы литературного характера. Надгробные камни также являются историческими источниками, рассказывающими о периоде их изготовления. Нельзя ходить на могилах, впускать животных на кладбище. В больших городах существуют похоронные организации, которые занимаются выполнением всех похоронных услуг, начиная от объявления о смерти до захоронения покойника.
После предания земле покойника на кладбище или в доме покойника близкие приносят соболезнования семье умершего. Еще некоторое время после похорон продолжаются визиты с приношениями соболезнований. В это время в доме покойного (в селах) 2-3 дня не готовят еду; пищу приносят соседи. В последующие третий день, седьмой день, сороковой день, пятьдесят второй день, и по исполнению года после смерти покойного, в честь усопшего совершаются религиозные обряды с трапезой. Верится, что в эти дни покойник переживает некоторые изменения, самое распространенной верование это то, что на сороковой или пятьдесят второй день после смерти мясная ткань тела отделяется от костей, тем самым считается, что все совершаемое в тот день может облегчить его боли. С другой стороны считается, что произведение религиозных обрядов в такие дни удовлетворяет покойника и оберегает его близких от его возможного зла. В особые дни (третий день после смерти, седьмой день после смерти, сороковой день после смерти, праздничные дни, четверг и т.д.) приготавливается и раздается халва или пироги, считается что запах этой приготовляемой еды доходит до покойника.
Одним из путей успокоения души усопшего в загробном мире, является метод, известный под такими названиями, как плата за грехи, пожертвование, оплата долгов и т.д. Несмотря на разные названия, они являются выполнением одного и того же действия.
Вещи покойного (одежда, обувь и т.д.), кроме некоторых, остающихся в доме на память, раздаются нуждающимся, а непригодные сжигают.
В селении, где в этот день есть умерший, даже при праздновании свадьбы не используются музыкальные инструменты. В последующие дни берут разрешение у семьи покойного. Данное положение для города весьма редко, это условие, как правило, соблюдается в селах и деревнях, где существуют близкие отношения среди жителей. Горе, которое мы испытываем при утере близкого или знакомого человека, переживается в рамках общественных норм за период, называемый трауром. Родственники и близкие усопшего, в течение определенного срока (от 40 дней до 2 лет) воздерживаются от развлечений и не носят новой одежды. В некоторых регионах мужчины, родственники покойного, в течение 2 недель не бреются. По усопшему поют траурные песни. Если покойный был молод, то срок траура гораздо длиннее.
Cуществует поверье, что душа усопшего гуляет по округе и иногда заходит к себе домой. Здесь увидев, что для нее что-то делается, она радуется, и огорчается, когда ничего не делается в его честь. Могилы навещают в канун праздников или в праздничные дни, в это время на могиле зажигают свечи и воскуряют благовония. Также раздаются деньги, конфеты и другие сладости.
Даже в нашем быстроизменяющемся мире, в котором высокого уровня достигло развитие технологий, смерть является неизбежным концом человека. Целью действий и поверий, существующих в обществе, является попытка смириться с этим концом.