2013/02/11 17:54
Видимо, на генетическом уровне русские люди все-таки сохранили память о своей национальной музыке, полностью вышедшей из употребления усилиями Великого Петра.

Даже сам инструментарий невольно подталкивает к этой мысли. Так русская сурна и турецкая зурна - просто один и тот же музыкальный инструмент. Нечего говорить о бубнах, барабанах и прочих погремушках. Но если в России национальная военная музыка безвозвратно погибла при Петре, то в Турции она сохранилась до наших дней! Аллах акбар! (Прости, Господи!)

Говоря о янычарской музыке, следует сказать несколько слов о самих янычарах. Считается, что янычарское войско было впервые сформировано при султане Орхане в 1330 году из христианских (!) воинов. В основном это были славяне - русские, украинцы и болгары. Вот почему музыка янычарских полков была близка россиянам. Очень быстро янычары стали наиболее привилегированной частью турецкого войска, подобной гвардии в странах Европы. А их войсковая музыка стала символизировать всю турецкую державу.

В наши дни, когда уже давно нет ни турецкого султана, ни его доблестных янычар, в Турции существует замечательный оркестр янычарской музыки "Мехтер". В рекламном буклете оркестра написано, что это старейший военный оркестр мира. Очень может быть. Во сяком случае ни одна страна, за исключением вообще не развивавшихся африкано-попуасских стран, не смогла так долго сохранять свою самобытную военную музыку, как Турция, с XIV века новой эры!

В России интерес к турецкой музыке возник совсем вскоре после смерти Петра. Уже при Анне Иоановне придворные музыканты любили щегольнуть "восточной экзотикой". Но, как говорят современники, это была еще не настоящая турецкая музыка, а наивная подделка. Однако она нравилась и императрице и придворным.

При правительнице Анне Леопольдовне популярность турецкой музыки продолжает возрастать. Но только при Елизавете Петровне в России появилась настоящая янычарская музыка.

Дело было так. В один из небольших периодов перемирия между Россией и Турцией, придворный музыкант Шнурпфейль - скрипач и капельмейстер - был с русским посольством в Порте (так тогда в России называли Турцию). В Константинополе он услышал настоящую янычарскую музыку и записал ее на ноты. Вернувшись в Петербург, он показал эту музыку при дворе и предложил отправить на обучение в Турцию пятнадцать музыкантов придворного оркестра. Что и было сделано. Вскоре музыканты вернулись домой, привезя с собой из Порты настоящие янычарские музыкальные инструменты и, конечно костюмы. В общем, полный набор экзотики.

Таким образом, в Санкт-Петербурге появился подлинный янычарский оркестр.

Начался бум турецкой музыки. Придворные вельможи и полковые командиры стали заводить у себя оркестры "янычар". Так во многих полках янычарская музыка звучала даже во время простых обедов в офицерских собраниях.

Особенно нежный, воркующий звук издавали маленькие янычарские свирели. Их в оркестре обычно было 3-4. Кроме них, еще были большие свирели, более громкие, так же пронзительные поперечные дудки и, конечно же, литавры, огромный турецкий барабан, тарелки и разных размеров бунчуки и треугольники. Все эти ударные инструменты впоследствии прочно прижились в Европе, а большой оркестровый барабан и в наши дни еще иногда называют турецким.

Особое место занимают бунчуки. Они представляли собой большой декоративный колокол, укрепленный на шесте. По краям колокола были прикреплены маленькие звонкие колокольчики. Сверху колокола - турецкий полумесяц со звездой. Бунчук встряхивали, и раздавался нежный звон колокольчиков. Прижились бунчуки в России, как ни странно, у песенников, которые были в каждом полку. Эти ударные инструменты сохранялись в России вплоть до так называемой "пролетарской" революции 1917 года. Такие же бунчуки еще сохранились до сих пор во Франции, где они называютcя Chapeau chinoise - "китайская шляпа" из-за формы колокола. Мне показывали такой бунчук в муниципальном оркестре города Круа. Верхний колокол у него сделан из раструба трубы, а нижний из раструба тромбона. Действительно, похоже на две китайские шляпы.

Нынешние же бунчуки пришли к нам после второй мировой войны из Германии, как знак имперской военной роскоши - с конскими хвостами, серпами и молотками. Теперь их уже не встряхивают, а только носят перед оркестром для красоты. Такой роскошный бунчук был изготовлен в 2001 году для Адмиралтейского оркестра. Венчает его серебряный двуглавый орел (копия знаменного навершия Гвардейского Экипажа) - одна голова смотрит на запад, другая - на восток, а в лапах - Андреевский флаг.

Вы можете почитать другие байки о военной музыке в России рассказанные за чашкой чая на сайте Алексея Карабанова

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2