Страница 1 из 1

Музей Кахрие или Церковь Хора

СообщениеДобавлено: 2013/02/11 17:56
Admin


В последующие периоды когда перестраивались и расширялись крепостные стены, старое название сохранилось. Здание, дошедшее до наших дней было построено в 11 столетии Марией Дукаиной. В XII столетии Исаак Комненос реставрировал здание, а в 14 столетии, Теодор Метохитес достроил наружный нартекс и параклейон (гробница).

Знакомство с музеем, следует начать с молельни. Мозаичное покрытие полов и стен придают архитектуре особую величественность и красоту. Михраб османского периода, расположенный в юго- восточной части здания, остается вне центральной осевой точки. После длительных реставрационных работ, редчайшие образцы оригинальной мозаики сохранилась лишь на оконных сводах.

Сохранилось три мозаики, датируемые IV веком. Справа, от абсциссы, мозаика Св. Марии с младенцем Иисусом, слева мозаика Иисуса, которой частично нанесено повреждение. Над входными воротами имеется изображение сцены смерти Св. Марии "Коимесис", в довольно хорошей сохранности. На этом мозаичном рисунке изображена лежащая на одре Мария, а рядом с ней Иисус, апостолы и ангелы.

Самые редчайшие образцы мозаики находятся во внутренних и наружных нартексах. Тематическое разнообразие изображений, их богатая детализация, не имеют равных среди византийских церквей. Сюжеты на мозаичных панно, главным образом взяты из библии. Однако, изображения, связанные с рождением и младенчеством Марии взяты из апокрифных библий. Главной целью такого рода изображений было ознакомление не умеющего читать народа с библией, с жизнью Иисуса и его семьи. На живых, ярких, полных динамизма сиенах, изображённых на панно, состояли из мозаичных плит, камней, собранных из Стамбульских лощин и берегов Пропонтиды.

На мозаиках, портреты замечательных людей изображены в фас, а менее известных в профиль. Примечательно, что изображения были выстроены в известном хронологическом порядке. История рождения Марии начинается с появления ангелов, предсказывающих Матери Марии Анне о ее появлении на свет (на левой стороне нартекса со стороны входа).

Здесь же имеются сцены рождения Марии, ее детство, принесение в святилище и венчание с Иосифом. С обеих сторон двери, обеспечивающей проход из внутреннего нартекса в наос имеются изображения Св. Павла и Св. Петра, а над этим портретным изображением - Теодор на троне, а рядом Иисус.



Справа, со стороны нартекса от входа, вокруг центрального купола, выстроились в ряд изображения святых, пророков, апостолов из нового и ветхого заветов. Под этим рисунком изображения Иисуса, исцеляющего больных, слепцов, оживляющих мертвых и другие чудеса.

В этом же разделе имеется большая фресковая роспись с портретами: Иисуса, Марии, Исаака Коммнина и монахини Меланьи. Хотя и нижняя часть фрески в значительной степени повреждена, но портрет Иисуса на ней считается одним из лучших в Стамбуле.

Сюжет на внешнем нартексе, слева, начинается со сцены переселения Марии и Иосифа. В сцене рождения Иисуса хронологическая последовательность нарушена. В средней части - сюжет об истязаниях Иисуса дьяволом. У самого входа сюжеты, изображающие чудеса и сцены производства хлеба. Над входом изображения Марии, над проходной дверью во внутренний нартекс Иисуса Пантократора. Справа от наружного нартекса от входа - сюжет, связанный с младенчеством Иисуса и его чудеса, которые в значительной степени повреждены или же вовсе не сохранились.




Часть церкви, разделённая двумя колоннами и связанная с наружным нартексом в форме латинской буквы "L", является параклейоном, построенном в XIV столетии Метохитесом. Этот коридор длиною 16 м., и шириною 5 м., является местом захоронений Метохитеса, заказавшего росписи этой церкви, государственного деятеля Михаила Торникеса и двух неизвестных. Примечательно, что эта часть церкви пригодная не для богослужений, но лишь для захоронений в значительной степени украшена не мозаикой, а фресковой живописью на темы исключительно о смерти. В конце параккалейона на абсциссе купола полусферической формы изображена сцена "анастасис"- спасение Адама и Евы из ада. На сводах на противоположной стороне, судный день и изгнание грешных в ад. В центре купола, возвышающемся в середине коридора, изображены Мария, Иисус, в окружении святых. Сюжеты рисунков на боковых стенах взяты из Пятикнижия.