2013/02/11 17:52
По данным ООН участниками международного трудового обмена являются более 80 стран. Турция находится в числе этих стран. Она относится к странам, посылающим трудовые ресурсы. Соответствует этому и государственная эмиграционная политика Турции. Она характеризуется как политика мягкой поддержки экспорта рабочей силы. Страны с такой политикой формулируют свою эмиграционную политику так: «эмиграция удовлетворительная, требуется государственное вмешательство с целью ее сохранения». Для Турции экспорт рабочей силы имеет весьма существенное влияние. Иммиграционная же политика противоположна: «иммиграция удовлетворительная, требуется государственное вмешательство для ее понижения».

Турция как страна эмиграции

Законодательно свободный въезд и выезд из Турции был гарантирован ее гражданам только принятием Конституции 1961 года. Миграция турецких граждан в европейские страны началась «по приглашению» промышленно развитых стран. Взрыв эмиграции совпал с принятием планов экономического развития Турции. Точка зрения политиков в тот период заключалась в том, что экспорт неквалифицированных рабочих может способствовать получению ими новых знаний и квалификации и таким образом будет способствовать индустриализации страны. Кроме того, ожидалось, что валютные переводы мигрантов помогут выровнять платежный баланс и пополнить государственные резервы иностранной валюты.

Однако после нефтяного кризиса 1973 года официальное рекрутирование рабочей силы всеми европейскими странами было ограничено и основным каналом «официальной» миграции из Турции стала миграция по воссоединению семей. Поток членов семей мигрантов имел своим результатом возникновение в Европе постоянных поселений турецких рабочих, которые поначалу планировались как временные рабочие-мигранты.

Начиная с 1980 года ограничения на въезд трудящихся-мигрантов и ужесточение условий выдачи виз спровоцировали рост числа лиц, ищущих убежища, а также потока псевдо-туристов из Турции в западноевропейские страны. С тех пор в Турции появился новый поток эмигрантов, которых трудно дифференцировать на практике, - являются ли они «политическими беженцами» или «скрытыми экономическими мигрантами». Участники этого миграционного потока оказались в Европе в совершенно иных условиях и в результате организовали там общность политических беженцев, объединенных в диаспору. Новая этнополитическая атмосфера в мире еще более усилила эти тенденции.

В настоящее время официальная трудовая миграция в западные страны практически приостановлена. Наиболее характерная черта нынешней официальной турецкой трудовой миграции - преобладание рабочих, «привязанных» к осуществлению определенного проекта и нанимаемых турецкими или иностранными компаниями, работающими в Саудовской Аравии, Кувейте, Ливии, Израиле или СНГ. Однако этот миграционный поток является временным и профессионально узким, так что он сильно отличается от прежней трудовой миграции в западные страны. Поскольку при этой форме миграции постоянное поселение и воссоединение семей не разрешены, ее будущее будет зависеть от числа фирм, получающих контракты за рубежом, а также от того, будут ли они отдавать преимущество при найме турецким рабочим.

Численность турецких граждан, проживающих в западных странах, значительно выше численности направляемых рабочих вследствие низкого уровня возвратности, а также в результате объединения семей. Напротив, число турецких граждан, проживающих в неевропейских странах, меньше, поскольку возвратность трудовых мигрантов оттуда значительно выше. Например, согласно данным официальной статистики, общее число направлений на работу из Турции в страны СНГ составило примерно 200 тысяч с начала последнего десятилетия двадцатого века, однако, реальное число работающих там в 2003 году составляло примерно 17 тысяч.

В настоящее время около 3 миллионов турок работает и проживает в Западной Европе (86% от всех турок проживающих за границей). Сумма денежных переводов домой от этих рабочих составляет около 3 млрд. долл. ежегодно.

Турция как страна иммиграции
После крушения Османской Империи основной формой движения населения были вынужденные переселения и принудительная миграция. Современное турецкое государство продолжает принимать и расселять на территории Турции многие турецкие и мусульманские общины, которые остались в различных частях Балканского региона.
По мере того, как начали сокращаться границы Османской Империи на Балканах, большое количество людей, которые идентифицировали себя с Империей, мигрировали в Турцию. Закон о поселении 1934 года регулировал этот процесс миграции и поселения. Согласно этому закону, только тем, кто признавался турком по происхождению и культуре, было разрешено мигрировать и поселяться в Турции. Несмотря на то, что фактически нет четкого критерия, определяющего турецкую этническую и культурную принадлежность, мусульманские общины, говорящие по-турецки, подпадали под действие этого закона в соответствии с решениями Совета Министров.

Начиная с 1960-х годов самая большая волна иммигрантов шла из Болгарии. Важным фактором, повлиявшим на эмиграцию болгарских турок, была государственная политика Болгарии по отношению к этническому определению турок. Массовый исход болгарских турок в течение 1989 года оказался неожиданным для турецких властей. В конечном счете переговоры с болгарским правительством и падение режима замедлили это миграционное движение. Новая политическая ситуация в Болгарии повлияла на решение многих турок вернуться. Согласно официальной статистике, около 300 тысяч болгарских турок поселились в Турции, в то время как более 150 тысяч вернулись в Болгарию за этот период. Однако после этого возник новый поток миграционного передвижения: возрастающее число болгарских турок стали вновь въезжать в Турцию по туристическим визам из-за экономических трудностей, переживаемых Болгарией.

Недавние этнополитические конфликты и беспорядки в регионе изменили природу и масштаб политической иммиграции. Турецкое законодательство, организации и фонды оказались не в состоянии охватить потребности массовых и неожиданных потоков мигрантов из Ирана, Ирака, Югославии и Косово, произошедшие в последнее десятилетие. Некоторые из этих беженцев получили статус временных переселенцев и были размещены в лагерях для беженцев. Другие - болгары, боснийцы, албанцы - поселились вместе со своими родственниками, которые являются турецкими гражданами по этнической принадлежности.

Для обеспечения потребностей беженцев, находящихся в лагерях, были предприняты попытки мобилизовать средства и кредиты международных организаций. Несмотря на то, что удалось получить некоторые дополнительные фонды, участие международных организаций и их финансовая помощь остаются недостаточными.

Турция испытывает значительно большие трудности в деле интеграции этих беженцев по сравнению с прежними иммигрантами. Из-за неожиданности наплыва беженцев и недостаточности финансирования турецкое правительство прекратило практику выдачи разрешений на поселение иммигрантов. Большинство из этих беженцев вернулись в свои страны после того, как исчезла опасность политического преследования, другие мигрировали в западноевропейские страны.


Турция и циркулярная миграция
Численность и происхождение иностранцев, проживающих в Турции, претерпели существенные изменения за последнее десятилетие, около 2/3 иностранцев прибывают в Турцию из соседних стран. Выше было сказано, что некоторые из этих иностранцев представлены «мигрантами де-факто» - такие, как например, болгарские турки, которые въехали как туристы, а позже оформили вид на жительство. Однако, поскольку их пребывание считается временным, а их документы в порядке, они имеют возможность вернуться на родину после того, как там установится относительно спокойная политическая атмосфера или относительно лучшая экономическая ситуация.

С другой стороны, в последнее десятилетие возросло количество иностранных студентов, временных резидентов, имеющих разрешение на работу, бизнесменов и других групп иностранцев, легально проживающих в стране. Например, количество граждан СНГ, проживающих в Турции, имея вид на жительство, превышает 5 тысяч человек, в то время как раньше их число ограничивалось лишь служащими дипломатических миссий.

Одной из наиболее важных форм псевдо-туристической деятельности является «циркулярная миграция» внутри стран региона. Несмотря на отсутствие достоверной информации по этому вопросу, явление это можно легко наблюдать в городских центрах. Начиная с середины 1980-х годов польские и русские базары стали широко известными для покупателей торговыми точками во многих крупных городах Турции. Особенно в Стамбуле, где некоторые районы города до сих пор наполнены «чемоданными туристами», прибывающими из разных стран. Многие иностранцы заняты в индустрии развлечений и шоу-бизнесе, причем не только в Стамбуле, но и в других городах Турции. Этих «псевдо-туристов» можно встретить также работающими на базарах, на строительстве, а также в качестве уличных музыкантов или домашней прислуги. Масштабный неформальный рынок труда в Турции обеспечивает дневную или краткосрочную занятость в различных отраслях тем, кто ищет работу. Для этой группы людей регулярные поездки между Турцией и своей родной страной представляются лучшей альтернативой в стратегии выживания и приспособления к меняющимся экономическим условиям в своих странах.

Российские «чемоданные туристы», или «челноки» являются одними из основных иностранными покупателями низкосортных товаров, производившихся в турецком полулегальном секторе мелкого производства.


Турция как страна «транзитной миграции»
Транзитные мигранты - это люди, прибывающие в страну назначения с целью последующего переезда в то или иное государство. В последние годы Турция стала страной транзитной миграции вследствие своего геополитического положения между востоком и западом, севером и югом, а также в результате общей активизации миграционного движения в регионе. Беженцы, лица, ищущие убежища, и нелегальные рабочие образуют разношерстную группу мигрантов, которые воспринимают своё пребывание в Турции как временную остановку. Они ищут лучших условий жизни на Западе и относятся к Турции как к «залу ожидания». Политическая нестабильность в регионе и ограничительная иммиграционная политика западных государств усиливает этот тип миграции в Турцию.

Начиная с 1970-х годов тысячи мигрантов, намеревающихся оставаться в Турции лишь временно, прибыли из разных стран: Пакистан, Афганистан, Иран, Гана и бывшая Югославия. Транзитными мигрантами являются преимущественно молодые образованные мужчины-горожане, испытывающие социальную, политическую, экономическую и культурную неудовлетворенность. Большинство из них были плохо проинформированы о порядке въезда в те страны, куда они направлялись. Многие из них рассчитывали получить помощь в проезде до страны конечного назначения от нелегальных посредников. Транзитные мигранты живут изолированно, поскольку нелегальное положение делает их уязвимыми перед любыми негативными событиями. Кроме того, когда въезд в Турцию стал проще, а переезд в западноевропейские страны стал более затруднительным, многие транзитные мигранты оказались в Турции, как в западне.

Следовательно, Турция, как и другие страны буферной зоны, должна предпринимать какие-то действия в отношении транзитных мигрантов. Положение «буферной зоны» создает серьезные трудности для всех стран региона. Как и другие «стражи ворот», Турция сталкивается с наличием на ее территории людей, которые фактически не желают здесь оставаться. Таким образом, в Турции присутствуют все виды неформальной и нелегальной деятельности, включая посредничество в нелегальной переправке иммигрантов, что обычно приводит к эксплуатации беженцев и других транзитных мигрантов.

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2