Страница 1 из 1

Крымская война 1853-1856 гг. Реформы второй половины 19 века

СообщениеДобавлено: 2013/02/11 17:53
Admin
В середине XIX в. произошло новое обострение "восточного вопроса". Как и прежде в основе конфликта лежали и экономические причины - борьба держав за ближневосточные рынки, и политические - стремление правящих кругов России, Англии, Франции избавиться от угрозы европейской революции. Особую активность проявило царское правительство, пытавшееся возместить падение своего авторитета на международной арене усилением политического влияния на Порту. Направленный в феврале 1853 г. султану ультиматум Николая I о признании покровительства царя над всеми православными подданными Османской империи привел к резкому обострению русско-турецких отношений. Порта расценила требования Николая I как покушение на суверенные права султана и, опираясь на поддержку Англии и Франции, отклонила ультиматум.

Начиная военные действия, царское правительство рассчитывало на быструю и победоносную войну против слабой Турции. Но после разгрома Черноморской эскадрой адмирала Нахимова турецкого флота в Синопской бухте (30 ноября 1853 г.) Англия, Франция, а потом и Сардиния заключили с Портой союзный договор и объявили войну России. Союзные войска высадились в Крыму и повели наступление на Севастополь. После почти годовой героической обороны город пал в сентябре 1855 г. На Кавказском театре военных действий русская армия нанесла ряд поражений турецким войскам и захватила Каре.

В марте 1856 г. в Париже воевавшие стороны подписали мирный договор, согласно которому Россия возвращала Турции Каре (в обмен на Севастополь и другие города, занятые союзниками) и придунайскую полосу Бессарабии, соглашалась на "нейтрализацию Черного моря", обязавшись вместе с Портой не восстанавливать здесь военного флота, верфей и укрепленных баз. Сохранялась верховная власть султана над Сербией, Молдавией и Валахией. Англия, Франция и Австрия подписали особое соглашение, гарантировавшее "целостность и независимость Османской империи в границах Парижского трактата".

Хотя Османская империя оказалась в числе государств-победителей, война имела для нее тяжелые последствия. Огромные расходы подорвали экономику и истощили казну. Уже в 1854 г. Порта вынуждена была обратиться за займом к английским и французским банкам. Начался процесс финансового закабаления османского государства.

Парижский мирный договор усилил опеку западных держав, которую в ту пору назвали "коллективным протекторатом". Последствия этой опеки проявились во втором периоде танзимата. Начало ему было положено изданием султанского указа (хатти хумаюна). Новый декрет подтверждал важнейший пункт Гюльханейского хатти шерифа об обеспечении безопасности жизни, имущества и чести всех подданных и об их равенстве перед законом без различий религии и национальности. Хатти Хумаюн декларировал допуск немусульман к государственной и военной службе, обещал равное налогообложение, постепенную отмену откупной системы, введение государственного бюджета, создание кредитно-банковской системы, улучшение путей сообщений.

Благодаря усилиям преемников Мустафы - Мехмеда Эмина Али-паши (1815-1871) и Мехмеда Фуад-паши (1815-1869), а также активности созданного в 1854 г. Высшего совета реформ (вместо Высшего совета юридических установлений) большинство задуманных начинаний было в той или иной степени реализовано. Тем самым процесс модернизации османского общества ускорился. При этом следует учитывать, что принятые правительством законы отвечали главным образом интересам иностранного капитала и инонациональной левантийской буржуазии. Иностранцы добились признания за собой права приобретать в Турции землю и недвижимость, учреждались смешанные суды, охранявшие интересы компрадоров. В 1856 г. был открыт первый из иностранных банков - Оттоманский банк с участием английского, а затем и французского капиталов. Через несколько лет он получил право эмиссии банкнот и выполнения казначейских функций. Представителям иностранного капитала был предоставлен ряд концессий на строительство железных дорог, эксплуатацию недр, морские перевозки.

Осуществление танзиматских реформ потребовало значительных ассигнований, прежде всего на содержание многократно выросшего государственного аппарата. Если в конце XVIII в. в канцеляриях Порты насчитывалось до 1500 секретарей и писцов, то к 70-м годам XIX в. армия правительственных служащих превышала 100 тыс. человек. Значительную часть казенных средств поглощала обновленная армия (к 1870 г. она включала 210 тыс. рекрутов на действительной службе и 490 тыс. резервистов разного состава). Велик был и удельный вес расходов на султанскую челядь и гарем, строительство новых дворцов и заграничные путешествия монархов. Наконец, Порта должна была учитывать и постоянное превышение стоимости импорта европейских товаров над поступлениями от экспорта местной продукции, что порождало хронический платежный дефицит бюджета. За период с 1854 г. по 1879 г. внешний долг по займам, которые должны были покрыть этот дефицит, составил 2,5 млрд. франков. Усиление финансовых трудностей вело к увеличению налогового бремени, лежавшего на плечах крестьян, к росту дороговизны в городах. Такая политика Порты порождала все более широкое недовольство как среди турецкого населения, так и у жителей Болгарии, Боснии и Герцеговины, в Дунайских княжествах - Молдавии и Валахии, на о. Крит.

К концу 60-х годов XIX в. обнаружилось, что преобразования зашли намного дальше, чем предполагали их инициаторы. По существу, на протяжении 30 лет осуществлялась своеобразная "революция сверху" с целью модернизации Османской империи. Она далеко не во всем дала положительные результаты, так как во главе ее стояли реформаторы из рядов феодальной бюрократии. Все же реформаторам удалось провести целый ряд нововведений, что позволило сохранить почти в полном объеме целостность империи при ее включении в мировую систему капитализма и достичь известных успехов в деле европеизации османского общества. Однако функционирование государства в рамках этой системы требовало новых шагов по пути модернизации, связанных с кардинальными переменами в аграрных отношениях, ограничением султанского самодержавия и решением национального вопроса. Эти задачи требовали уже других исполнителей.

Обстоятельства включения империи в мировую экономическую систему не благоприятствовали быстрому развитию капиталистических отношений и складыванию турецкой национальной буржуазии. Однако к середине века появилась первая социальная группа нового типа - молодая интеллигенция, по своему происхождению феодально-бюрократическая, а по идеологии - уже буржуазная.

Реформы в области просвещения дали свои результаты. В 1864 г. в империи числилось свыше 15 тыс. светских школ первой ступени с 660 тыс. учащихся, в том числе 2,5 тыс. школ для немусульман со 135 тыс. учащихся. Принятый в 1868 г. Органический закон о народном образовании устанавливал, что начальное образование должно быть всеобщим, обязательным и бесплатным. Правда, школ второй ступени для мусульман было лишь несколько десятков. Формированию турецкой интеллигенции способствовали расширение связей с внешним миром, поездки учащейся молодежи в европейские страны. Так, в Османской школе, открытой в 1855 г. в Париже, обучалось 60 турок.

В 1851 г. в Стамбуле был создан "Комитет Знаний" ("Энджумен-и даныш"), задуманный как первая османская "академия наук". Его целью было способствовать "размножению на турецком языке необходимых книг по различным наукам" и развитию турецкого литературного языка. В период с 1851 по 1860 г. в типографиях Стамбула было издано около 200 наименований книг, главным образом, светского характера. К началу 70-х годов в империи издавалось 47 газет и журналов, в том числе 13 - на турецком языке. В это же время появились первые объединения интеллигенции - "Османское общество просвещения", "Книжное общество", созданные с целью просветительской работы.

Представители турецкой интеллигенции ратовали за развитие образования и распространение знаний, создание национальной литературы, за чистоту турецкого языка. Их также горячо волновали проблемы политического и экономического развития страны, усиливающаяся зависимость Турции от европейских держав. В этой среде постепенно сложилось течение "новых османов". Во главе его встали писатели и публицисты Намык Кемаль, Ибрагим Шинаси, Али Суави, Зия-бей, выступавшие за ограничение султанского абсолютизма и создание парламентарной конституционной монархии. Центром, вокруг которого группировались их сторонники, стала газета "Тасвири эфкяр ("Выразитель идей"), издававшаяся Шинаси (1826-1871), сотрудником Мустафы Решид-паши по проведению реформ танзимата и участником революции 1848 г. во Франции. Наиболее видным представителем либерально-конституционного движения был Намык Кемаль (1840-1888), один из основоположников новой турецкой литературы, стремившийся писать на языке, доступном народу. Основную массу "новых османов" составляли либерально настроенные писатели, журналисты, учителя, чиновники, офицеры. Они развернули борьбу против деспотизма существующего режима, используя в качестве трибуны периодическую печать. Суть их выступлений выразил в одной из своих статей Намык Кемаль: "Право и назначение человека не только в том, чтобы жить, но жить свободно".

В 1865 г. Намык Кемаль и его товарищи создали тайное политическое общество, насчитывавшее до 250 участников, разбитых на ряд ячеек по 7 человек в каждой. Члены общества пытались организовать заговор с целью возведения на престол принца Мурада, известного своими либеральными взглядами. Однако заговор был раскрыт в 1867 г. Намык Кемаль, Зия-бей, Али Суави, спасаясь от арестов, вынуждены были бежать за границу. В эмиграции они продолжали борьбу с султанским режимом, создав вольную турецкую прессу.

Движение "новых османов" было важной вехой в истории Турции. Борясь за развитие народного образования, выступая против феодально-абсолютистского строя и закабаления страны иностранным капиталом, они способствовали пробуждению политического сознания в турецком обществе. Вместе с тем они были оторваны от масс и их интересов. Выдвинув идею "османизма" - единства всех подданных, имеющих одну родину - Османскую империю, "новые османы" противопоставили себя национально-освободительному движению угнетенных народов и пошли на смыкание в этом вопросе с реакционно-клерикальными элементами.