2013/02/11 17:54
Ататюрк

Идеальный политический лидер

Каждый его политический шаг был просчитан. Каждое движение, каждый жест выверен. Он использовал данную ему власть не для получения удовольствий и не тщеславия ради, но как возможность бросить вызов судьбе. Его жизнь была вызовом.

Турция нынешняя своей цивилизованностью, своей светскостью, своей европейскостью обязана именно ему. Ещё в начале прошлого, 20 века Османскую империю рвали на части европейские государства. В начале первой мировой войны Уинстон Черчилль говорил: "Что случится в этом землетрясении со скандальной, разрушающейся, дряхлой Турцией, у которой нет и гроша в кармане?.." А случилась Турецкая Республика.

Поражение в войне турки смогли превратить в победу, добившись независимости для своей разорённой страны.

В 1920 году султан подписал Севрский договор, в соответствии с которым он отдавал Империю на растерзание взамен обещания сохранить ему власть над той территорией, что останется. В это же время Ататюрк, тогда ещё Мустафа по прозвищу Кемаль, направленный в Анатолию для подавления беспорядков, организовал оппозиционное движение и создал Временное правительство, Президентом которого и был избран.

Султан объявил ему войну. Но после подписания им Севрского договора, большинство народа перешло на сторону Кемаля.

Союзники, алчущие земель Османской империи, призвали на помощь греков. Армия Кемаля одержала победу после полутора лет битв.

Однако Мустафа не стал драться за сохранение всей территории. Он прекратил войну, заняв ту часть, которую считал исконно турецкой. Султанат был распущен 1 ноября 1922 года. А почти через год, 29 октября 1923 Мустафа Кемаль был избран Президентом новой страны - Турецкой Республики.

Молодая страна развивалась во время фашизма в Германии, государственного террора в СССР. И развивалась в направлении демократии, либерализма, культурного прогресса. Занимала активную пацифистскую позицию. Много представителей интеллигенции из фашистской Германии нашли прибежище в Турции. И Турция им дала работу и сумела использовать их знания для вестернизации страны.

Лидер молодой страны понимал, для того, чтобы выжить, необходимо менять традиции, менять мировоззрение народа, нужно развернуть страну на 180 градусов, повернуться лицом к Европе. Он очень любил слово цивилизация, использовал его довольно часто. И его речи не были пустыми. Страна стала цивилизованной.

Ататюрк - Реформатор
Есть мнения, что для достижения своих, несомненно, благородных целей (вестернизация, демократизация страны) Президент считал все средства хорошими. Но среди этих "всех средств" отсутствовали поголовные репрессии религиозных деятелей. Да что там, отсутствовало и запрещение религии. Он сумел сделать Турцию светским государством, не прибегая к тотальным запретам. Ислам не подвергался гонениям ни во времена Ататюрка, ни после.

Сам Ататюрк был атеистом. И атеизм его был демонстративным. Это тоже политический жест.

Ататюрк питал слабость к спиртным напиткам. И тоже демонстративно.

Его поведение было вызовом. Его жизнь была революционна.

Существует мнение, что Ататюрк был диктатором и объявил вне закона многопартийность, дабы получить абсолютную власть. Да, действительно, Турция его времени была однопартийной. Но не благодаря Ататюрку, а вопреки. Он не был противником многопартийности. Он считал, что все слои общества имеют право и должны высказывать своё мнение. Но не получались тогда политические партии. Да и могли ли они случиться у народа, почти два столетия терпевшего поражение за поражением, почти утратившего национальное самосознание и гордость. Кстати, национальную гордость народу вернул также Ататюрк. В то время, когда в европейской литературе слово "турок" употреблялось с оттенком пренебрежения, Мустафа Кемаль произнёс великую фразу: "Какое счастье быть турком!".

Этой же цели послужил и ввод фамилий. Существовал официальный список рекомендованных фамилий, среди который можно встретить такие как Настоящий Турок, Большой Турок. Фамилии были делом новым, неизученным и народ, не мудрствуя лукаво, называл себя тем, кем был. Человек, разносивший почту, получил фамилию Почтальон, человек, владевший аптекой, соответственно Аптекарь. Или совсем просто. Человек, Имеющий 10 Лошадей. Не коротко, но ясно.

(Ознакомится с турецкими именами можно в разделе Тайны турецких имен)

Для поднятия престижа собственной нации у собственного народа, во времена Ататюрка преподавалась несколько искажённая история. Так, в учебниках было написано, например: "В Центральной Азии было когда-то море. Оно высохло и стало пустыней, вынудив турок начать кочевничество. Восточная группа турок основала китайскую цивилизацию.."

Какое счастье быть турком!
Ещё одним шагом на пути в Европе стало введение латинского алфавита. Ататюрк настаивал на вытеснении из турецкого языка слов и фраз арабского происхождения. Слова и фразы, заимствованные из европейских языков, он напротив, всячески приветствовал. Таким образом, за несколько десятков лет турецкий язык претерпел сильные изменения. Для нынешних молодых людей издания 60-тилетней давности выглядят чуть ли не древними манускриптами.

Введение латиницы значительно облегчило обучение населения. Ататюрк утверждал, что "..для нации позорно на 10-20% состоять из грамотных и на 80-90% из неграмотных.." И был абсолютно прав.

Не прошли реформы и мимо внешнего вида турков. Отец турков "одел" своих сограждан в европейскую одежду. Он считал, что для его нации подходит цивилизованная европейская одежда.

Феска - символ османского ислама, была запрещена. Однако изначально феска была заимствована у европейцев. В середине 19 века, когда османские султаны одели армию в форму победителей - европейский мундир, тогда на смену тюрбану пришла феска. И прижилась в империи настолько, что стала символом. Так или иначе и по сей день в Турции существует штраф за ношение фески. Эти головные уборы встречаются либо на головах туристов, либо в виде товара во многих сувенирных лавках.

Как бы сейчас ни выглядел этот насильственный перевод населения на европейскую форму одежды, это был ещё один шаг на пути в Европу, на пути изменения мировоззрения и самоощущения народа.

Особого внимания заслуживает отношение Ататюрка к женщинам. И его реформы, направленные на освобождение женщин, и его личная жизнь.
Что касается реформ, то Идеальный политик сделал следующее:

[*] освободил женщин от чадры
"Обычай закрывать женщинам лицо делает нашу нацию посмешищем" - считал Ататюрк.

[*]уравнял женщин с мужчинами в имущественных правах

[*]дал женщинам возможность голосовать

[*]дал женщинам возможность быть избранными

[*]женщины, благодаря ему, получили возможность получать выбранные профессии, выходить замуж за выбранных мужчин.

В конечном итоге, он дал женщинам право выбора, истинно человеческое право.

Ататюрк - Человек
Какое счастье быть турком! И турчанкой, когда есть Ататюрк.
Прогрессивный, жизнелюбивый, умный человек, Ататюрк всегда мечтал жениться на женщине европейской, общаться со своей женой на равных.
Его первая любовь случилась, когда ему было 12 лет. Любимой девочке было 8. Он лишь изредка видел её, так как обычаи запрещали им общаться. Однако эта девочка уже тогда пророчила возлюбленному великое будущее. "Ты станешь султаном!" - утверждала она.
Тогда ещё и представить невозможно было, кем станет 12-тилетний влюблённый.

Когда молодого военного назначили атташе в Софии, он познакомился с Димитрианой Ковачёвой, дочерью военного министра Болгарии. Мустафа стал вхож в дом, и ему даже позволялось вывозить девушку на длительные загородные прогулки. В Турции о таком и мечтать не могли! Димитриана вполне подходила на роль жены будущего Ататюрка, но проблема заключалась в том, что молодые люди были разной веры. Друг Кемаля, также желавший жениться на дочери высокопоставленного болгарского лица, получил решительный отказ папаши. Господин военный министр тоже занял твёрдую позицию и таким образом, брак с европейской девушкой не состоялся.

Отношения с матерью у Мустафы Кемаля складывались не совсем просто. Овдовев, его мать вышла замуж вторично. Личность второго мужа категорически не устраивала сына и они прекратили отношения, которые восстановились лишь после разрыва отношений матери и отчима. В доме матери Мустафы поселилась младшая сестра отчима. Несмотря на то, что молодая дама была замужем за египтянином, они стали любовниками. Теперь создавшееся положение дел не устраивало мать, которая считала своего сына достойным лучшей девушки. Кемаль переехал в Анатолию, вслед за ним отправилась Фикрия и там они жили вместе, не скрываясь. Фикрия мечтала стать женой талантливого военного, но, несмотря на самые нежные чувства, которые питал к ней возлюбленный, брак не удался. Причинами тому стали восточность дамы (а Мустафа, как известно, желал видеть в жёнах женщину непременно западную), а также её первый брак. Кемаль, как паша, мог жениться исключительно на девственнице.

В конце концов нашёлся компромиссный вариант. Ататюрк женился на Латифе, которая была турчанкой, но с европейским образованием, она великолепно владела французским. Их бракосочетание прошло в европейском стиле. Снова вызов.

Фикрия узнала о свадьбе своего возлюбленного бывшего любовника из газет, будучи в Германии. Вернувшись в Турцию, она несколько дней провела в обществе Ататюрка и его супруги. Однажды, пожелав увидеть его, она пришла в Президентский дворец, но её не пустили. Тогда несчастная женщина застрелилась в гостинице.

Чувство вины преследовало Ататюрка и отравило ему семейную жизнь. Через два года он расстался с женой. Больше они не виделись.

Жизнь-борьба, жизнь-вызов оборвалась в 1938 году. Это стало огромной трагедией для турецкого народа.
Автор статьи - постоянная посетительница нашего сайта, активная форумчанка и просто хорошая девочка Татьяна Литвиненко, известная в народе как Closhka

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3