2013/02/11 17:53
Согласно действующему законодательству, иностранным инвесторам предоставлены в полном объеме те же права, что и национальному капиталу. Долевое участие иностранных инвесторов не ограничивается ни в какой форме. Гарантируется перевод прибылей и репатриация капитала в случае продажи или ликвидации фирмы. Фактически в Турции уже в течение нескольких десятилетий существует один из наиболее либеральных режимов регулирования деятельности иностранного капитала, который периодически дополняется и конкретизируется в соответствии с общим направлением экономического курса страны. Основные принципы деятельности иностранных инвесторов изложены в Законе Мо:6224 от 18.01.1954 г.; в 1986 г. этот закон был дополнен положениями Декрета Мо:86-10353, а в 1995 году инвестиционный кодекс Турции был окончательно сформулирован в Законе об иностранных инвестициях Мо:95-6990 от 07.06.1995 г.

Турецкое руководство применяет в отношении иностранных инвесторов комплекс стимулирующих и поощрительных мер, которые призваны способствовать такому размещению инвестиций в стране, которое бы отвечало общей стратегии ее экономического развития. Так, в том, что касается отраслевого распределения инвестиций, в первую очередь, поощряются инвестиции в экспорториентированные сферы промышленности и наукоемкие производства, а также в туризм, перевозки, строительство, образование, здравоохранение. Помимо этого, в соответствии с политикой выравнивания уровней экономического развития отдельных регионов страны, стимулирование иностранного капитала в Турции имеет выраженный территориальный характер.

В зависимости от уровня экономического развития Турция условно разделена на четыре категории районов; в это разделение заложена разная степень поощрения иностранных инвестиций:

[*]- районы "первой степени приоритетности"
[*]- районы "второй степени приоритетности"
[*]- "нормальные" районы
[*]- "развитые" районы

К "приоритетным районам" относят в основном наименее развитые регионы восточной Турции. "Нормальными районами" считаются западная и частично центральная Турция. "Развитыми" называют зоны больших городов: Стамбула, Анкары, Измира, Коджаэли, Аданы и Бурсы.

К формам поощрения инвестиций относятся, в основном, частичное или полное освобождение от уплаты налогов и таможенных пошлин на определенном этапе развития производства, льготное кредитование, отсрочки в выплате налога на добавленную стоимость при импорте инвестиционных товаров и др. Подробно система поощрительных мер, применяемых в Турции по отношению к иностранному капиталу, будет рассмотрена ниже. Здесь же укажем, что целенаправленная политика привлечения иностранного капитала в сравнительно короткие сроки дала свои результаты. По данным на конец 2001 года, суммарный объем иностранных инвестиций в экономику Турции достиг 31,3 млрд. долл. Из них 58% приходится на инвестиции в промышленное производство, 38% - в сферу услуг, 4% - в аграрный сектор и горнодобывающую промышленность.

Вступление Турции в ТС с ЕС стало дополнительным стимулом для иностранных инвесторов. Так, крупные японские, южнокорейские и другие фирмы торопятся вложить инвестиции в Турции с тем, чтобы затем уже беспошлинно поставлять свою продукцию на рынки ЕС. В первую очередь - это такие автомобилестроительные компании, как "ТОYОТА", "НОNDА", "НYUNDАY", "КIА".

Российские фирмы еще не проявили себя достаточно заметно на турецком инвестиционном рынке. Вместе с тем, судя по тому интересу, который проявляют российские предприниматели к осуществлению совместных проектов и созданию смешанных компаний с турецкими партнерами в сфере тяжелой индустрии, судостроения, транспорта, медицинской промышленности, туризма и деревообработки, сотрудничество посредством объединения капиталов российских и турецких фирм может стать весьма перспективным и взаимовыгодным для обеих стран.

Проекты иностранных капиталовложений, предлагаемые для осуществления в Турции, рассматриваются и оцениваются Главным Управлением по вопросам иностранных инвестиций, входящим в состав Секретариата по делам казначейства аппарата премьер-министра Турции.

Основным критерием в оценке проектов иностранных инвестиций являются их технологический уровень, конкурентоспособность, экспортный потенциал, возможности вовлечения местных ресурсов для их реализации. Немаловажное значение, как уже говорилось, имеет географический аспект. Территориальное расположение проектируемого объекта и объем инвестируемого капитала являются основными показателями для получения инвестором так называемого "поощрительного сертификата", т.е. особого одобрения Главного Управления по вопросам иностранных инвестиций, что дает право на пользование льготами при осуществлении проекта, а именно: частичным или полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и иных налогов, доступом к льготным кредитам, правительственным дотациям и др.

При выдаче "поощрительного сертификата" учитывается, в какой степени при осуществлении проекта предполагается воспользоваться привлеченными источниками финансирования. Соотношение между собственным и привлеченным капиталом составляет норму самофинансирования; она может быть не более 40% для инвестиционных проектов в "приоритетных районах", 50% - в "нормальных районах" и 60% - в "развитых". Исключением, не принимающим во внимание региональный аспект, являются инвестиции в организацию авиационного (Аir-Каrgo) и морского (Rо-Rо) транспортного обслуживания - 25%, а также строительство и ремонт яхт и судов, где норма самофинансирования установлена на уровне 15% . Допускается льготная норма самофинансирования (15%) также для тех проектов, осуществление которых предполагается полностью финансировать из иностранных источников.

В целом система поощрений и льгот для инвесторов, в том числе иностранных, в Турции разработана очень детально. В том случае, если Вы продумываете вопрос об инвестировании капитала в турецкую экономику, в принципе, Вам поможет сориентироваться и узнать, на какие привилегии Вы можете рассчитывать, приводимая ниже система льгот, которыми пользуются в Турции иностранные капиталовложения, отмеченные "поощрительным сертификатом".

Если же Ваше намерение делать капиталовложения в Турции уже абсолютно конкретно, следует подробным образом, лучше с помощью турецких партнеров или юристов, изучить, какие именно льготы и поощрения полагаются при инвестировании данной суммы капитала, в данную сферу бизнеса, в данный регион, для производства данного вида продукции, при намеченных Вами условиях использования местных ресурсов и т.д., поскольку все эти моменты имеют значение для выбора той или иной схемы поощрений. Кроме того, при необходимости можно получить разъяснения в Главном Управлении по вопросам иностранных инвестиций.

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2