С учетом роли и места малого бизнеса в Турции в стране сформировалась весьма развитая инфраструктура поддержки и обслуживания МСП в лице некоммерческих государственных и общественных структур и объединений.
Ядром этой инфраструктуры по праву можно считать созданную в 1990 году законом N0: 3624 государственную организацию - Союз по развитию и поддержке малого бизнеса КОСГЕБ, основной задачей которой стала выработка государственной политики в сфере малого предпринимательства и всестороннее содействие в развитии МСП в Турции на основе анализа национального и международного опыта.
Основные направления работы КОСГЕБ:
-информационное обслуживание малого бизнеса и обеспечение доступа для МСП к международным информационным сетям;
-промышленный и маркетинговый консалтинг, ставящий целью поддержку предпринимательской инициативы и направленный на оказание содействия МСП в организации производственно-коммерческой деятельности;
- работа по повышению уровня качества производимой на МСП продукции, пропагандирование норм и культуры современного производства, предоставление услуг экспертов по обеспечению повышения производительности предприятий и качества выпускаемой продукции;
-реализация программ подготовки кадров и повышения квалификации;
-планирование и проектирование строительства в Турции Организованных промышленных зон;
-содействие развитию экспорта МСП, прежде всего за счет обеспечения участия представителей малого бизнеса в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
- деятельность по адаптации турецких МСП к внешнеторговому законодательству ЕС в связи с подписанием таможенного союза между ЕС и Турцией, анализ имеющихся возможностей приведения в соответствие с требованиями Евросоюза системы стандартизации качества продукции, выпускаемой в Турции, координация переговорных процессов с ЕС в области поддержки и развития малого бизнеса.
Руководящими органами КОСГЕБ являются:
-общее собрание;
-исполнительный комитет;
-правление;
-руководители центров по оказанию услуг.
КОСГЕБ играет очень большую роль в формировании экономической политики государства в отношении МСП.
Общее собрание КОСГЕБ собирается не менее 2-х раз в год, как правило, под председательством премьер-министра Турции или одного из назначаемых им государственных министров. Членами общего собрания являются:
-министры промышленности и торговли, финансов, образования, труда и социальной безопасности, а также госминистры;
-руководители наиболее крупных союзов и объединений предпринимателей (Союз палат и бирж Турции, Турецкий фонд ремесленников и народных промыслов, Союз палат инженеров и архитекторов, Фонд поддержки средних предприятий, действующие в Турции отраслевые палаты, а также торговые и промышленные палаты);
-руководители крупных госструктур (Государственная плановая организация, Секретариат по делам казначейства, Турецкий институт стандартизации, Национальный центр продуктивности, Турецкое общество исследований в сфере науки и техники);
-руководители некоторых крупных банков;
-представители университетов.
Исполнительный комитет, который состоит из 9 человек, возглавляет министр промышленности и торговли. В состав комитета входят руководитель Государственной плановой организации, Минфина, министерства промышленности и торговли, председатель Союза палат и бирж, председатель Фонда ремесленников и народных промыслов, ректор Технического университета, председатель Турецкого общества исследований в сфере науки и техники, председатель КОСГЕБ.
В Правление КОСГЕБ, которое возглавляет Президент, входят вице-президенты, 3 советника и председатели 11 подгрупп:
Советники
-по вопросам исследований и стратегического планирования;
-по вопросам издательской деятельности и связям с общественностью;
-по правовым вопросам.
Подгруппы
-по вопросам технологического развития;
-информационных систем и документации;
-оценки проектов;
-консалтинга и развития качества;
-специализированных центров и совместных мастерских;
-подготовки кадров;
-маркетинга;
-занятости и регионального развития;
-административного управления и финансов;
-планирования и координации инвестиционной деятельности;
-планирования промышленных зон и строительства.
Перечисленные подразделения КОСГЕБ составляют его центральный аппарат. Кроме этого, КОСГЕБ имеет 43 представительства (Центры по оказанию услуг) в 28 провинциях страны.
Работа по решению стоящих перед КОСГЕБ задач осуществляется в форме реализации многочисленных программ и проектов, в том числе - по поручениям правительства Турции. В числе таковых стоят различные национальные, территориальные и отраслевые проекты и программы, в частности :
-Программа по подготовке кадров МСП (ежегодно в рамках данной программы подготовку проходят около 6 тыс. специалистов, работающих на МСП);
-Проект создания аналитического центра по проблемам развития электронной промышленности;
-Проекты по созданию различных отраслевых исследовательских центров и лабораторий;
-Программа поддержки промышленного развития региона Восточной Анатолии;
-Проект по поддержке экспортной деятельности МСП;
-Программа развития сотрудничества МСП Балканских стран;
-Программа проведения консультаций на тему "МСП в международной конкурентной среде";
-Проект создания Консультационного центра по проблемам присоединения к ЕС и многие другие программы и проекты.
В зависимости от количества и стоимости реализованных программ бюджет КОСГЕБ в различные годы составлял от 50 До 300 млн.долл в год.
Финансирование деятельности осуществляется преимущественно за счет средств, выделяемых непосредственно госказной, а также за счет отчислений таких структур, как:
-государственные банки;
-Фонд развития и поддержки;
-Союз палат и бирж Турции;
-различные отраслевые палаты, объединения предпринимателей, а также организованные промышленные зоны и др.
Другой крупной структурой, направляющей свою деятельность на поддержку малого бизнеса в Турции, является созданная так же, как и КОСГЕБ, в 1990 году общественная организация Турецкий фонд поддержки средних предприятий (ТОСЙОВ).
В числе своих основных задач Фонд видит следующее:
-формирование устойчивой и надежной инфраструктуры малого бизнеса;
-формирование системы стимулирования малого бизнеса;
-решение проблем финансирования МСП;
-решение проблем технологического развития;
-работа, направленная на улучшение инвестиционного климата в стране;
-консалтинг в области менеджмента и промышленного производства;
-повышение имиджа МСП в обществе.
С целью решения стоящих задач при Фонде созданы:
-группа взаимодействия с Парламентом, через которую осуществляется доведение идей и предложений, вырабатываемых Фондом, до парламентариев;
-две консультационные компании, предоставляющие услуги в сфере маркетинга, внешней торговли и правового регулирования;
-бухгалтерская компания, оказывающая соответствующие услуги членам Фонда;
-издательская группа, готовящая к изданию аналитические материалы Фонда, доклады и др.;
-страховая фирма.
Значительную роль в обслуживании малого предпринимательства в Турции, несомненно, играют торговые и промышленные палаты (их деятельность будет освещена ниже).
К числу организации, занимающихся проблемами малого бизнеса следует отнести также Дирекцию малого предпринимательства и народных промыслов министерств-промышленности и торговли. В число основных задач Дирекции входит разработка законодательства в области малого бизнеса подготовка программ, направленных на развитие экспортной деятельности МСП, создание кооперативов народных промыслов и др.
Наряду с этим достаточно заметна роль Народного банка Турции, который создан с целью кредитования МСП. Банк также осуществляет содействие в организации подготовке кадров, планировании производства и сбыта, оказывает другие консультационные услуги.
Проблемами поддержки и развития МОП в Турции также занимаются Национальный центр продуктивности (вопросы подготовки кадров, консультационные услуги), Агентство поддержки предпринимательства (маркетинговые услуги подбор кадров, содействие в создании предприятий) и другие организации.