2013/02/11 17:54
15.05.06

Глава турецкого МИД Абдулла Гюль заявил, что местные власти не разрешат повторно открыть семинарию Константинопольского патриархата, принудительно закрытую в 1971 году. По словам чиновника, это "противоречило бы светскому устройству" Турции. Как и сотни лет назад, христиане этой древней страны продолжают подвергаться преследованиям.

Мальчишка лет десяти с облупленным носом, в рваной майке, закатанных до колен брюках и пыльных сандалиях хватает мой рюкзак и бросается улепетывать по тропе в гору. За ним с гиканьем устремляется ватага таких же сорванцов. "Не волнуйтесь!", – останавливает меня старик-продавец сувениров, – они просто хотят показать вам древние пещеры". Словно в подтверждение его слов, один из грабителей вдруг отделяется от своей шайки и возвращается ко мне. Он протягивает мне "пальмовую ветвь мира", роль которой играет маленькая веточка горной полыни. Все попытки отбить у похитителей свою поклажу с тем, что бы нести ее самому, оканчиваются безрезультатно. "Ноу, мистер!", - отбиваются они, и, перекидывая мой тяжелый рюкзак друг другу, бегут вверх по петляющей между валунов тропе.

Изображение

Пещеры и катакомбы, покрывающие горный склон на севере древней Антиохии (Хатай) были вырыты последователями Христа в эпоху Римской империи, Здесь они укрывались от гонений языческих властей. Поросшие колючим кустарником известняковые скалы изрыты множеством "нор". У одних вход высечен в форме квадрата, другие обрамлены полукругом. При поверхностном осмотре очень трудно догадаться, что там, в глубине, спрятаны церкви, трапезные, кельи, жилища. Некоторые пещеры располагаются прямо друг над другом, как многоэтажка. В момент опасности люди перебирались с нижних этажей на верхние и затягивали за собой лестницу. В наши дни там никто не живет только по одной причине – некому. Христиан в исламской Турции осталось всего 0,1% от всего населения. А ведь еще в начале ХХ столетия их насчитывалось не менее четверти жителей.

Хотя Анкара и подала заявку на вступление в ЕС, политическая система кемалистского государства далеко не либеральна. И это при том, что Турция – страна многонациональная и отнюдь не однородная в религиозном плане. Хотя большинство населения исповедует ислам суннитского толка, здесь есть христиане, шииты, йезиды. Вот из этих-то ингредиентов в начале ХХ века и приготовил "похлебку" под названием "Турецкая Республика" ее основатель – Кемаль Ататюрк. Заварил так, что расхлебать не могут до сих пор.

Ататюрк – это псевдоним, в переводе с турецкого означающий "отец народа". Это никакое не преувеличение, а хорошо знакомый всем жителям нашей страны культ личности. Скульптуры и статуи основателя турецкой демократии украшают все площади и общественные здания. Фотографии усатого человека в папахе не менее популярны у водителей автобусов и таксистов, чем изображения звезд эстрады. Тот же профиль отчеканен на турецких монетах – лирах. Слава эта заслуженна.

Кемаль Ататюрк провел реформы, образовавшие фундамент современного турецкого государства. С "темным османским прошлым" было порвано навсегда. Подобно Петру Великому, он ввел в бывшей Османской империи европейскую одежду. Знаменитые фески – "символ невежества, фанатизма и ненависти к прогрессу" – были запрещены. Покончив с фесками, Ататюрк принялся за освобождение "порабощенных женщин Востока". Им даже разрешили находиться на палубах паромов, которые пересекали Босфор (хотя раньше их не выпускали из кают), ездить в одних отделениях трамваев и железнодорожных вагонов с мужчинами. Однако все эти свободы мало коснулись христиан Турции.


ИзображениеНет, христианство в Турции официально не запрещено. Правящий здесь строй, получивший по имени основателя – Кемаля Ататюрка – название "кемализм" формально предполагает свободу вероисповедания. Но если сто лет назад в одном только Стамбуле проживало более ста тысяч греков-православных, то сегодня их во всей стране насчитывается не более 3000. Греческое православное население Турции на грани исчезновения. Таковы плоды планомерной ассимиляции, которую турецкое государство проводит в отношении национальных и религиозных меньшинств страны.

Немусульманские религиозные организации не могут официально приобретать какую-либо собственность. Ту, что уже имеется, в любой момент может отобрать государство. В итоге в этой "светской" стране сейчас 75 тысяч мечетей. И лишь около 70 православных храмов.

В феврале, в разгар "карикатурного скандала" мир был шокирован известием об убийстве в Турции мусульманским фанатиком итальянского католического священника Андреа Санторе. Но главная излюбленная мишень здешних экстремистов – православный Константинопольский патриархат. Крайне правая Партия националистического действия ("Серые волки") регулярно выводит на улицы толпы своих сторонников под воинственными лозунгами. Недавно на ворота патриархии участники пикета повесили черный венок с надписью: "Патриархию – в Грецию". А когда появилась полиция, принялись скандировать: "Патриарх! Не испытывай наше терпение".

Разговоры христианских лидеров в Турции прослушиваются, их телефонные номера находятся под постоянным контролем, утверждается в отчете Отмара Эринга, главы отдела по правам человека католического фонда "Миссио". Документ был опубликован на сайте Элладской Православной Церкви под заголовком "Существует ли религиозная свобода в Турции?". В 1971 году турецкие власти закрыли богословскую школу на острове Халки в Мраморном море. Миссионерская деятельность в этой стране, нацелившейся на вступление в ЕС, запрещена под страхом уголовного наказания. Христиане как были, так и остаются приниженным меньшинством. Только раньше это называлось "борьбой с неверными", а сейчас – "защитой светских основ конституции".

Как говорится в "Деяниях Апостолов", спасавшиеся от преследований христиане вначале проповедовали Евангелие только иудеям. Но именно в этих пещерах на окраине Антиохии впервые появились первые обращенные из эллинов – уроженцев Кипра и Киренаики, коих "великое число обратилось к Господу". Главная заслуга в этом принадлежала апостолам Варнаве и Павлу (Савлу). Последний, после своего прозрения и обращения ко Христу покинул Дамаск и перебрался по просьбе Варнавы сюда, в Антиохию. Именно на них, как на будущих основателей Антиохийской Церкви указал Дух Святый, который сказал апостолам: "отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их". Так в 37 году, то есть уже в течение первого десятилетия после Воскресения Христа, возникла Антиохийская Церковь.

Согласно Священному Писанию, именно в Антиохии последователи Христа "в первый раз стали называться христианами" (Деян 11. 26). До этого члены Церкви Христовой чаще всего именовали друг друга "учениками" и "братьями". Сделано это было для того, чтобы отделить себя от общей массы иудеев, которых тогда было много в городе. Апостолы Павел и Варнава проповедовали Слово Божие не только язычникам-эллинам, но и своим собратьям-евреям. Некоторые из новокрещенных утверждали, что христианином может быть только иудей. То есть, чтобы принять Христа, язычникам сначала нужно стать иудеями и, в частности, сделать обрезание. Проблема оказалась настолько серьезной, что для ее решения в Антиохию из Иерусалима срочно прибыл пламенный ученик Христа, апостол Петр. Наряду с Павлом он также считается основателем Антиохийской Церкви.

…Ребята подводят меня к храму, где проповедовал апостол, которому Иисус сказал: "Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного". Церковь представляет собой грот, где может поместиться десятка два человек. Фасад, отделяющий пространство пещерного храма от внешнего мира, представляет собой сложенную из известняковых блоков стену. Ее построили в девятнадцатом веке. Внутрь ведут три железных двери. Над ними в камне вырезаны ажурные розетки в виде восьмиконечных звезд украшенного орнаментами креста. Все предельно аскетично – как внутри, так и снаружи. В древние времена это была лишь одна из множества пещер, черные входы которых зияют по сторонам от "Сент Пьер Килисеси". Так турки называют церковь святого Петра.

Апостолу Петру удалось убедить сторонников обрезания для христиан отказаться от своих заблуждений. Да и кто бы удивлялся. Зная искреннюю и вспыльчивую натуру апостола, легко представить, как мощно под сводами грота звучали его речи, обличающие заблуждения единоплеменников. Апостол Петр завершил создание в Антиохии церковной организации. Его епископство предположительно длилось около семи лет. Русская Церковь празднует память святых первоверховных апостолов Петра и Павла в один день – 12 июля.

В 451 году в Антиохии был создан патриархат. Значение его для христианского мира было столь велико, что святитель Василий Великий писал: "что для Вселенской Церкви важнее Антиохии? Она – глава, в случае здравия сообщающая то же и всему телу".

Влияние Антиохийского престола распространялось не только на Сирию, Финикию, Палестину, Месопотамию, Киликию, Исаврию, Аравию и Кипр, но и далеко за пределы Римской империи. Прежде всего, это касалось Ирана, а также Грузии и частично Армении. Если пролистать церковный календарь, то буквально на каждой неделе отмечается память кого-нибудь из антиохийских подвижников. Святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии и был там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; священномученик Игнатий Богоносец был одним из первых Антиохийских патриархов; преподобный Иларион Великий – основатель монашества в Палестине и первый наставник антиохийских иноков; преподобный Иоанн Дамаскин – богослов, приведший в систему христианское учение веры, церковный писатель, защитник иконопочитания.

С середины VII века Антиохия находилась под властью завоевателей, арабов-мусульман, которые всячески притесняли православных, отдавая предпочтение монофизитам (яковитам). Тяжело пришлось Антиохийской Церкви и в период владычества крестоносцев. А в XIII веке Сирия была завоёвана египетскими мамлюками, после чего патриаршую резиденцию и пришлось перенести в Дамаск. Антиохия была почти полностью уничтожена.

Через триста лет город захватили турки. Наконец, накануне второй мировой войны, французские власти передали Антиохию (тур. Антакья) с прилегающей плодородной областью Турции. Эта акция, до сих пор официально не признанная Сирией, значительно ухудшила положение местного христианского населения. Сейчас в древнем центре Восточного Православия осталось всего около 1000 христиан. И число это продолжает неуклонно уменьшаться.

Сергей Путилов

Хатай - Москва

/forum/go/3e86431c8cf0ba693f309bcaa3115d7b

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1