2013/02/11 17:52


Практика показывает, что первое впечатление нередко бывает обманчивым. Порой на первый взгляд ничем не примечательное место может таить в себе массу интересного. Будучи как-то проездом в турецком городе Эдирне, что на границе с Болгарией, я располагал примерно получасом свободного времени и, чтобы как-то его убить, решил осмотреть местные достопримечательности. Сказать по правде, у меня были веские основания предполагать, что задача эта невыполнима ввиду полного отсутствия последних. Но терять было нечего, и вот, прогуливаясь по ничем не выдающемуся парку, я обратил внимание на бронзовую скульптурную группу, изображавшую двух мужчин в довольно странной позе. Их до пояса обнаженные тела были сплетены столь причудливым образом, что я не сразу сообразил, чем они, собственно говоря, занимаются. Обратившись за разъяснением к местному населению в лице проходившего мимо аксакала, я выяснил, что композиция запечатлела поединок по национальной турецкой борьбе. Первое любопытство было удовлетворено, однако, интерес к явлению остался. С того дня я стал невольно обращать внимание на публикации и телепередачи, посвященные этой теме. Информации встречалось немного, но кое-что узнать все-таки удалось.

Полное название этого вида единоборства звучит как "яглы гюрэщ", что в вольном переводе означает "масляная борьба". Впервые услышав это словосочетание, я вспомнил сразу эпизод из старого фильма про знаменитого Ивана Поддубного, где один сообразительный борец намазался подсолнечным маслом, дабы сподручнее было выскальзывать из медвежьих объятий легендарного богатыря. Ассоциация была довольно верной, с той единственной разницей, что наличие масла на теле турецких бойцов не является нарушением, а, наоборот, представляет собой неотъемлемый элемент поединка.

История соревнований по "масляной" борьбе насчитывает более 630 лет. Проводятся они традиционно в Эдирне, на что имеются свои причины. Есть несколько версий о происхождении этих турниров. Наиболее распространенная из них гласит, что в XIV веке сорок воинов под руководством Сулеймана-паши впервые переправились на двух плотах из Анатолии (азиатская часть нынешней Турции) в Румелию (европейская часть страны). Поход был не из легких, поэтому, чтобы снять усталость и напряжение, воины на привалах развлекались, устраивая поединки по борьбе. И вот однажды, на очередном привале в местечке Ахыркей вблизи Эдирне, бойцы, как обычно, принялись бороться на лугу. Через некоторое время большинство боев завершилось, и только двое богатырей никак не могли определить, кто из них сильнее. Ни один из них не желал сдаваться. Борьба продолжалась до полуночи и закончилась гибелью обоих соперников. Воины похоронили своих товарищей на том же лугу, а через некоторое время на месте их могил забил ключ с прозрачной, как хрусталь, водой. В честь тех сорока воинов, первыми ступивших на землюРумелии, это место получило название Кыркпынар, что в переводе означает "сорок ключей".

Постепенно Кюркпынар становился центром "масляной" борьбы. Там появилось нечто вроде борцовского клуба, где борцы могли тренироваться два дня в неделю. Впрочем, в помещении борьба происходила только зимой, в остальное время поединки шли под открытым небом. А один раз в году стал проводиться турнир, на который собирались богатыри со всех концов необъятной Османской империи.



После развала Османского государства Кыркпынар отошел к Греции и соответственно изменил свое название на греческое, где нет и намека на сорок турок. Однако традиция проведения соревнований осталась. Их стали устраивать в оставшемся турецком городе Эдирне. Как и в прежние века, сюда в июне съезжаются сто-сто пятьдесят сильнейших борцов Турции, дабы в течение трех дней определить наиболее достойных.

Поединки в "масляной" борьбе ведутся до победного конца ? сколько бы времени это ни занимало. Противостояние при желании может длится часами, впрочем, каждый имеет право в любой момент признать свое поражение, чем борцы иногда и пользуются. Участники турнира делятся на более чем десять весовых категорий, в каждой из которых соревнования проводятся отдельно. Затем среди выявленных лидеров определяется один абсолютный чемпион или, как тут принято его называть, "главный борец". Схватка за звание главного борца проводится в последний день соревнований. Победитель получает в награду "золотой пояс", пожизненный титул и всенародную любовь.

Турнир - одно из важнейших событий в жизни города. Он выходит за рамки просто спортивного мероприятия. На время его проведения в Эдирне съезжается масса любителей борьбы. По этому случаю открывается ярмарка, словно из-под земли возникают сколоченные на скорую руку чайханы и ресторанчики. В городе в течение недели царит атмосфера большого праздника, почетное право руководить которым покупается на ежегодно проводимом аукционе.

Поприсутствовать на турнире лично мне, к сожалению, не удалось. Напряженный ритм работы не давал возможности вырваться в Эдирне, поэтому пришлось ограничиться телевидением, которое, к моему удивлению, не особенно баловало турнир своим вниманием. Репортаж по спортивному каналу рассказывал лишь о первом дне соревнований.

Турнир начался с молитвы за состязающихся. Борцы, одетые только в облегающие черные кожаные штаны, закатанные до колен, выслушали духовное напутствие, поприветствовали друг друга, прикладывая руку к голове, и принялись энергично натирать свое тело оливковым маслом из огромного общего котла. После окончания этой процедуры зазвучали звуки барабанов и зурны, что свидетельствовало о начале представления.



На лугу появились одновременно несколько пар бойцов и поединки начались. Поначалу события развивались динамично. Соперники изо всех сил старались повалить друг друга на землю, тщетно пытаясь ухватиться за постоянно ускользающие части тела противника. Когда это наконец удавалось, борьба продолжалась на траве. Музыка шла непрерывным фоном, публика бушевала, на экране мелькали блестящие на солнце тела и перекошенные от напряжения лица борцов.

Наблюдая за разворачивающимся действом, я пытался сравнить его с более привычными нам видами единоборств и пришел к выводу, что оно скорее всего напоминает вольную борьбу, разве что с менее ярко выраженными приемами. Вначале я не мог понять, в чем, собственно, заключается задача богатырей, но вскоре мне стало ясно, что она не отличается оригинальностью и состоит в том, чтобы уложить противника на лопатки, используя при этом любые методы, кроме откровенно варварских.

Несмотря на некоторые ограничения, борцам доставалось здорово, тем более, что травяное покрытие не способствовало уменьшению травматизма. Вскоре появились первые пострадавшие. Одну жертву неудачного приземления даже вынесли на носилках. Через некоторое время ряды борцов стали редеть, а энтузиазм оставшихся на лугу заметно поубавился, чего нельзя было сказать о музыке, темп которой только нарастал. Видимо, перед музыкантами стояла задача поднять боевой дух подуставших героев.

Зрители реагировали на происходящее крайне бурно. Любое удачное движение борца и, тем более, победа встречались громом аплодисментов. Мне, по правде говоря, хотелось увидеть хотя бы один случай позорного поражения, когда один из борцов в ходе поединка умудряется стянуть штаны со своего противника, однако сделать этого никому не удалось. Говорят, это происходит крайне редко. Видимо, турки стараются по возможности щадить честь своего противника.

Трансляция завершилась, а я еще долго думал о том, как относиться к этому зрелищу. Борьба показалась мне довольно архаичной. Приемы выглядели относительно просто и незамысловато, а сами борцы слабо напоминали образ супермена. В большинстве своем они не отличались рельефными мышцами, а ярко выраженный животик свидетельствовал скорее о незаурядном аппетите, чем о хорошей физической подготовке. Однако не все оказалось так просто.

Позже я узнал, что на четвертом международном чемпионате по японской борьбе сумо, проводившемся в 1995 году в Японии, неожиданно для всех турецкий борец Ахмет Ташчи занял третье место среди 138 спортсменов из 47 стран мира. Интересен этот факт еще и потому, что Ташчи, будучи четырехкратным обладателем золотого пояса, с борьбой сумо был знаком только понаслышке, что, впрочем, не помешало ему победить подряд шестерых гораздо более опытных в сумо спортсменов и проиграть только чемпиону Японии.

Видимо, дело в том, что при всей своей внешней простоте и технической несложности "масляная" борьба развивает у борцов навыки, крайне полезные в других видах единоборства. Специфика борьбы (обтягивающая одежда и оливковое масло на теле) требует от спортсменов недюжинной силы и ловкости, а это - весьма эффективные инструменты.

Можно было бы порадоваться за турок, бережно хранящих свои национальные традиции, однако в действительности не все обстоит так хорошо. Я, к примеру, был крайне удивлен, узнав, что, несмотря на постоянный рост интереса к "масляной" борьбе, в стране нет даже федерации этого вида спорта. Впрочем, дело не только в борьбе. В Турции в тяжелом положении находятся все виды спорта, за исключением одного-единственного, ставшего практически национальной болезнью этого государства.

Речь идет, разумеется, о футболе. Можно было бы, конечно, рассказать о симптомах этого заболевания, но это, как говорится, уже совсем другая история.

Иван ОВЧИННИКОВ

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3