Производство готовой одежды - наиболее динамично растущий сектор текстильной промышленности Турции.
По данным Стамбульского Союза экспортеров текстиля и готовой одежды, ежегодно объем продукции, производимой сектором, возрастает более чем на 20%, что более чем в три раза выше общих темпов экономического роста Турции.
Экспорт готовой одежды дает 3/4 от общего объема поступлений от экспорта продукции текстильного сектора (6,2 млрд. долл. в 1996 году). Это означает, что на долю экспорта только готовой одежды приходится практически 25% от общей суммы экспортной выручки Турции. Это подтверждает особое место данного сектора в турецкой экономике в целом.
Основные турецкие центры производства готовой одежды - Стамбул, Измир, Бурса, Денизли, Адана, Эскишехир, Анкара, Малатья.
Наряду с крупными компаниями-производителями готовой одежды, число которых в последние полтора-два десятилетия заметно возросло, превалирующими в отрасли остаются мелкие и средние фирмы, что, собственно, типично для производства готовой одежды в мире в целом. В условиях рыночного хозяйства мелкие фирмы имеют очевидные преимущества (гибкость производства в соответствии с требованиями моды, экономия на управленческих расходах и др.), которые никогда не дадут крупным производителям вытеснить их с рынка.
Турецкие эксперты предпочитают делить сектор производства готовой одежды в Турции на "организованный" и "неорганизованный". Критерий этого деления включает не только размер фирм, но также их техническое оснащение, а главное - осуществление контроля над качеством конечной продукции.
В общем, вопрос качества стал проблемой номер один для турецкой текстильной отрасли. Ныне условием успеха на мировом рынке готовой одежды является жесткий контроль за качеством на всех этапах производства и достижение такого конечного результата, который удовлетворял бы требования современного потребителя.
Успехи в повышении качества турецкой готовой одежды и текстиля в последнее десятилетие очевидны. По признанию Европейского торгового клуба, Турция "переросла" стандарты качества продукции развивающихся стран. Для того, чтобы добиться этого, значительные вложения были сделаны в организацию текстильных лабораторий, которые осуществляют контроль качества готовой продукции и ее соответствия мировым стандартам по различным критериям.
Фактически активная модернизация оборудования в секторе производства готовой одежды в Турции началась в 80-х гг., когда в сектор были направлены значительные инвестиции для осуществления программы развития экспорториентированных производств. При этом только крупные фирмы смогли позволить себе закупать дорогостоящее оборудование с программным управлением, обеспечивающее внедрение новейших технологий на всех этапах производства o Дизайнерской разработки, раскроя тканей, пошива изделий, их конечной отделки и контроля качества.
Абсолютное большинство мелких фирм испытывают Дефицит средств для переоснащения производства. Так что в целом, по стране внедрение современного текстильного оборудования идет значительно медленнее, чем, скажем, в европейских странах.
Так, если за 10 лет, в течение 80-х гг., парк текстильного оборудования в Турции обновился на 22%, то этот же показатель в Италии составил 70%, Западной Германии - 61%, Швеции - 51%.
Особо стоит вопрос о подготовке кадров для текстильной промышленности. В Турции существует несколько лицеев, готовящих техников для работы на текстильном оборудовании. В большинстве университетов есть текстильные факультеты. Ежегодно выпускаются более 200 текстильных инженеров. Кроме того, в трех университетах созданы отделения дизайнеров по одежде и тканям. Существует также Текстильный учебный центр при Эгейском университете, представляющий собой совместный германо-турецкий проект.
В то же время исследования, осуществляемые Турецкой Ассоциацией производителей готовой одежды (ТГСД), выявляют, что специалистов в этой сфере недостаточно. Сказывается и консервативная ментальность значительного большинства турецких предпринимателей, которые считают, что для производства одежды нет необходимости в специальном образовании, что освоить процесс производства несложно даже малограмотным работникам, получившим необходимые инструкции.
Активную работу по изучению проблем модернизации и развитию турецкого текстильного производства и, в частности, сектора готовой одежды проводят отраслевые союзы и ассоциации - Турецкая Ассоциация производителей готовой одежды (ТГСД), Стамбульский Союз экспортеров текстиля и готовой одежды (ИТКИБ), Ассоциация производителей трикотажа (ТРИСАД), Центр развития экспорта (ИГЕМЕ), Турецкий фонд текстильной промышленности (ТЮТЕВ), Ассоциация подготовки промышленников в области текстильной промышленности (ТТСД) и другие.
Ими проводятся многочисленные конференции и семинары по вопросам развития текстильной промышленности, печатаются периодические издания, знакомящие турецких текстильщиков с современными достижениями текстильных технологий, с новейшими требованиями к экологической безопасности текстильных товаров.
Регулярно организуются широкие показы коллекций готовой одежды турецких производителей. Указанные союзы и ассоциации принимают участие в подготовке кадров для сектора, представляют турецкие фирмы на международных выставках, содействуют развитию экспорта.
Особо следует отметить деятельность Стамбульского Союза экспортеров текстиля и готовой одежды (ИТКИБ). Он был создан в 1986 году Секретариатом по делам внешней торговли аппарата премьер-министра Турецкой Республики с целью способствовать расширению экспортного потенциала текстильной отрасли и упорядочения деятельности экспортеров текстиля и готовой одежды Стамбула.
Фактически Союз включает в себя четыре самостоятельных союза, представители которых входят в Правление ИТКИБ:
- Союз экспортеров готовой одежды;
- Союз экспортеров текстиля и сырья;
- Союз экспортеров кожи и кожаных изделий;
- Союз экспортеров ковров.
Доминирующим в этом списке, несомненно, является Стамбульский Союз экспортеров готовой одежды, объединяющий 8 тыс. членов, которые осуществляют экспорт своей продукции, в общей сложности, почти на 6 млрд. долл. в год, что составляет 85% от общего экспорта готовой одежды Турции. Стамбульский Союз экспортеров готовой одежды видит свою основную задачу в содействии решению проблем, стоящих перед отраслью. С этой целью, в частности, на текстильном факультете Стамбульского технического университета им создана лаборатория изучения и контроля качества. Кроме того, в 1995 году Союзом учрежден Центр подготовки кадров для швейной промышленности.
Стамбульский Союз экспортеров текстиля и готовой одежды активно занимается сбором информации о последних достижениях в области текстильных технологий, о конъюнктуре мирового текстильного рынка и доводит эти сведения до своих членов, которых насчитывается более 17 тысяч. ИТКИБ принимает также участие в разработке процедуры и документации для экспортных операций.
В рамках деятельности, осуществляемой Турцией в связи со вступлением в 1996 году в Таможенный Союз с ЕС, в частности, адаптации внешнеторгового законодательства Турции к единой торговой политике ЕС, Союз активно участвует в переговорах турецкого правительства с третьими странами по вопросам квот и ограничений.
Важна роль ИТКИБ как консультационного центра, причем не только для своих членов, но и для всех желающих получить информацию об импорте текстильной продукции из Турции.
Важным направлением деятельности ИТКИБ является проведение исследований, выявляющих состояние тех или иных параметров текстильной отрасли, изучение рыночной конъюнктуры, содействие участию своих членов в национальных и международных выставках и ярмарках.
С 1992 года ИТКИБ имеет постоянно действующий выставочный зал в Нью-Йорке, где члены Союза представляют свои коллекции американским импортерам. В 1995 году открылось представительство ИТКИБ в Брюсселе, посредством которого осуществляются тесные контакты с импортерами ЕС. В Москве идет строительство торгового центра, учредителями которого в числе прочих являются Ассамблея турецких экспортеров и Союз палат и бирж Турции.
Как уже говорилось, именно экспортный потенциал сектора производства готовой одежды обеспечивает Турции высокое место в иерархии мировой торговли текстильной продукцией. Фактически каждое второе из производимых в Турции изделий готовой одежды оказывается в конечном итоге на мировом рынке.
В 1997 году общий объем экспорта готовой одежды составил 7,3 млрд. долл., из которых 57% составили трикотажные изделия, 34% - одежда из тканей.
Трикотаж заслуживает особого разговора. Массовое производство трикотажа началось еще в 60-е гг. - с увеличением производства хлопчатобумажных нитей. Однако в начале 80-х гг., с ввозом в страну оборудования с программным управлением, произошел настоящий "взрыв" трикотажного производства. К середине 90-х гг. Турция вышла на третье место в мире по производству трикотажных изделий, уступая лишь Италии и Гонконгу.
Ныне турецкие производители и экспортеры трикотажа добиваются признания качества своих изделий на мировых рынках, производя трикотажные изделия по контрактам с мировыми элитными фирмами по их заказам и под их марками. В Турции размещают заказы на свои трикотажные изделия "Pierre Cardin", "Christian Dior", "Cacharel", "Gianfranco Ferre", "Hugo Boss" и другие мировые дома моды, а также хорошо известные в Европе торговые дома "Burberry's", "Marks&Spencer", "Benetton" и другие.
Турецкие экспортеры готовой одежды ориентируются прежде всего на страны ЕС, на которые приходится в общей сложности 71% экспорта готовой одежды в стоимостном измерении. Лидирующее место среди них занимает Германия: она одна ввозит 50% экспортируемого турецкого текстиля. За ней следуют Великобритания, Франция, Голландия (очень часто импортируемая ими продукция затем реэкспортируется уже под европейскими марками в другие страны, в том числе в Россию, и продается во многих известных магазинах в Москве и других городах по "европейским" ценам).
Вступление Турции в Таможенный Союз с ЕС, на который возлагались большие надежды именно в плане расширения объемов экспорта готовой одежды из Турции в европейские страны, пока не принес ожидаемых результатов. В ходе реализации Соглашения о ТС выявились проблемы, которые невозможно решить в одночасье.
В соответствии с Соглашением о ТС Турция вынуждена во многом изменить свое законодательное регулирование с тем, чтобы оно соответствовало правовым нормам ЕС. Законы об экологических требованиях и защите интеллектуальной собственности напрямую касаются турецкого текстильного сектора в целом и, прежде всего, производства готовой одежды.
Для того, чтобы навести порядок в деле защиты интеллектуальной собственности и покончить с пиратским использованием иностранных торговых марок, в 1994 году был учрежден Турецкий патентный институт. Усилиями института ставится под защиту законов об охране интеллектуальной собственности использование патентов, торговых марок и дизайнерских разработок.
Жесткие экологические требования, принятые в Европе по отношению к европейским производителям, распространяются и на турецких партнеров. Это касается запрета на использование определенных видов красителей и химических веществ, утилизации отходов и т.д.
Как видим, существующая в Европе юридическая система защиты прав потребителей ставит определенные барьеры перед турецкими товарами и, таким образом, тормозит увеличение экспорта готовой одежды из Турции в ЕС. Это вынуждает турецких экспортеров искать новые рынки для своих текстильных товаров.
В последние годы Турция активно проникает со своей экспортной текстильной продукцией на рынок США. Несмотря на жесткую конкуренцию, с которой встречаются здесь турецкие товары со стороны азиатских, и прежде всего дальневосточных производителей, Турции удается продвинуть на американский рынок 10% объема своего экспорта готовой одежды.
Открывшиеся в 90-е гг. рынки стран СНГ стали дополнительным стимулом для развития турецкого сектора готовой одежды. В 1997 году на их долю приходилось 10% турецкого экспорта готовой одежды без учета "челночной" торговли. В то же время известно, что благодаря активности ''челноков" из России и других стран бывшего СССР в течение последних нескольких лет турецкий текстиль и готовая одежда буквально наводнили рынок этого огромного региона.
Здесь следует отметить два момента. Во-первых, крайне затруднена статистическая оценка такого экспорта, поскольку стихийность этой торговли не подразумевает какой-либо формы учета и контроля. Во-вторых, до недавнего времени российские "челноки" предпочитали скупать текстильную продукцию по самым низким ценам, не принимая в расчет ее качество, то есть из того самого "неорганизованного" сектора производства. Однако рынок имеет свои жесткие законы: по мере насыщения российских прилавков стали предъявляться более высокие требования к качеству продукции. Более организованные формы стала приобретать и "челночная" мелкооптовая торговля, ужесточился контроль со стороны российских контролирующих органов. Так что и российский импорт готовой одежды стал в большей степени ориентироваться на добротную высококачественную и модную одежду из Турции.
Примечательно, что порядка 40% из числа зарегистрированных в последние годы новых компаний, действующих в секторе производства готовой одежды, сориентированы на экспорт в страны СНГ. Это говорит об очевидном стремлении турецких фирм к освоению этого рынка, о наступательной стратегии турецких текстильщиков, а также и об имеющихся резервах для расширения текстильного производства, причем на таком уровне, который отвечает требованиям зарубежных импортеров.
Заметим, что в Турции наряду с экспортом параллельно растет и импорт готовой одежды, преимущественно из ЕС (из Италии, Англии, Франции). В 1997-1998 гг. он составлял около 1 млрд. долл. в год. Этот импорт ориентируется преимущественно на состоятельные слои городского населения, однако, уже самим своим присутствием на турецком рынке модная и качественная европейская одежда поднимает "планку качества" и для турецких товаров.