2013/02/11 17:57
После сооружения комплекса Топкапы, дворец становится центром административной жизни Стамбула. Однако, династии турецких султанов и их семьи на протяжении 80 лет продолжали жить, в старом дворцовом комплексе, в районе "Баязита".

Пожар, впервые вспыхнувший в эпоху Султана Сулеймана законодателя, в стенах старого дворца стал причиной переселения семьи падишаха, в особенности под воздействием супруги падишаха Султанши Хуррем в ту часть комплекса Топкапы, где находилось здания сооруженные из дерева. Переселение султанских династий и их семей во дворец усилило главенствующую роль падишахских жён в жизни гарема и в управлении государством.



В период грандиозного пожара (1666 г.), деревянные сооружения были подвергнуты разрушению, после чего началось строительство новых зданий, имеющих между собой связь. Таким образом, до нашего времени сохранился небольшой комплекс из 300 помещений, открытых для посещений. Здания, сохранившиеся до наших дней датируются 16- 18 столетиемВпервые часть комплекса, предоставленная туристам и посетителям музея с 1971 года. Экскурсоводы, сменяющие друг друга через каждые тридцать минут, проведут Вас по залам комплекса после приобретения билетов в кассах во 2 дворе дворца. Начало обзора - место, которое ранее именовалось "Въездные Ворота Гарема".

Гарем являлся запретным миром для постороннего глаза. Исключение составляли падишах и его ближайшие родственники и приближённые. Сюда был открыт доступ лишь для представителей трёх профессий: доктора, учителя принцев и музыканты. Немусульманин же о вхождении в гарем даже не мечтал.



В гареме, кроме жён и матери-султанши жили юные принцы, будущие наследники престола, или же наследники не достигшие несовершеннолетия, их сестры и слуги, обслуживающие многочисленных обитателей гарема. Некоторые из падишахов, строго придерживающиеся исламских законов имели по 4 жены, а некоторые из них в собственных гаремах имели сотни и сотни жён.

В дворцовом гареме, прислужницам падишаха были наложницы, а также привезённые из захватнических походов дети женского пола в младенческом возрасте. В обязательном порядке изменялись имена и вера этих женщин. Женщины, ставшие супругами падишахов и родившие детей получали право на получение отдельного помещения в гареме; иные же продолжали свою жизнь в гареме, прислуживая и неустанно выполняя приказы падишаха, либо же выходили замуж за богатых сановников высшего ранга, после чего обретали свободную жизнь.

Многие жительницы гарема, падишахские жёны, наложницы, служанки попадали сюда или из невольничьего рынка, или же в качестве подношения падишаху. Через определённый отрезок времени эти женщины-невольницы принимали магометанскую веру. Невольницы, привезённые в Стамбул с различных концов света, хотя и имели непревзойдённую красоту и дарили падишахам наследников, и всё же торжество, блеск и пышность дворцовой жизни была сродни тюремному заключению и их привязанность к падишаху и династиям османов не могла быть искренней и прочной.



Поскольку, в династии османов, султанат передавался по наследству старшему сыну, то самой большой мечтой наложниц и султанш гарема считалось произвести на свет наследника престола. Только таким образом было гарантировано их будущее и обеспеченная старость. Только таким образом жёны и наложницы становились "хасеки" (любимая жена султана - фаворитка). С другой стороны, между любимицами падишаха и владычицей гарема султаншей- матерью, разгорались не утихающие распри. Султанша- мать (Валиде султан) властно ведала всеми делами гарема. В гареме ей было отведено более 40 комнат и большое количество прислужниц.

Гарем, площадью в 6 700 кв. м., имел: около 3-х тысяч комнат, 46 туалетов, 8 турецких бань, 4 небольшие кухни, 2 мечети, 6 кладовых для съестных припасов ("киляр"), плавательный бассейн и одну лечебницу. Глава чёрных евнухов "господин девушек" был особой приближенной к султану и третьим влиятельным человеком после властелина и его султанши- матери. Покои чёрных евнухов, которые занимались воспитанием и обучением наследных принцев отличались своим убранством и роскошью от жилых помещений иных чёрных евнухов. Чёрными евнухами становились оскоплённые негры. После принудительной кастрации, выживала лишь небольшая часть этих людей.



Большая часть евнухов, теряли жизнь от потери крови и антисанитарных условий в которых осуществлялась кастрация. С этой целью, чёрные евнухи, периодически проходили осмотр, после чего получали право на продолжение жизни в гареме. Следует добавить, что на должность чёрного евнуха принимались исключительно негры, ибо, в результате случайных связей с евнухами, могли рождаться дети и падишах не желал такого наследника принять в свою семью. Африканское происхождение чёрного евнуха, помогало усилить бдительный контроль в гареме. Чёрные евнухи, ущемлённые своим положением, становились средоточием дворцовых интриг; однако порой эти интриги оказывали трагическое воздействие на их судьбу.

С целью предотвращения братских распрей, в пору властвования (завоевателя), по его указу было узаконено умерщвление падишахских братьев и их наследников. В более поздние периоды, традиция умерщвления братьев падишаха была позабыта, а если падишах умирал в раннем возрасте так и не став отцом, братья и племянники заключались в покои Гарема, именуемые "золотая клетка". Некоторые падишахи были умерщвлены в Гареме, становясь жертвами дворцовых интриг.



Гид музея, который ознакомит Вас с Гаремом, покажет комнаты и дворы чёрных евнухов, покрытые глазурными, изразцовыми плитами, школу, в которой воспитывался царевич, двор и покои падишахских жён, пышное ложе султанши- матери, столовые и комнаты для обряда богослужения, турецкая баня, выложенная мрамором, которая принадлежала падишаху; в целях безопасности внутри помещения была построена изящной работы защитное ограждение, где и купался падишах, спальня Султана Абдульгамида 1, правившего в 18 столетии, ослепительно роскошный зал Султана Мурада 3, правившего в 16 столетии, изящнейшая библиотека падишаха Ахмеда 1, стены покоев султана Ахмеда 3-го были украшены растительными мотивами и считались лучшими образцами декорирования своего времени; эта комната, также служила столовой падишаха. Рядом находились небольшие комнатки братьев падишаха и дорога, по которой падишах отправлялся к своим наложницам.



Вход гарема находится в 3-м дворе дворца, однако вновь следует вернуться во 2-й двор (к началу обзора) и ознакомиться с остальными помещениями Гарема. Неподалеку от входа в Гарем находиться сооружение, именуемое "Куббеалты" (палата, в султанском дворе, где происходили заседания дивана. За балюстрадой, в верхней части салона находилась комната, предназначенная для тайных заседаний самого падишаха, скрытых от глаз визирей.

Рядом с диваном (высший совет) находится "Адалет Кулеси" ("Башня Правосудия" 41 м) в XV столетии служила наблюдательной вышкой. Реставрационные работы, проведенные в последующие годы, вернули башне первозданный вид и превратили ее в символ не только дворца, но и всего Стамбула.

Часть гарема, расположенная неподалеку от "Палаты Заседаний" в османский период служила "Хазине" (сокровищницей), сегодня, здесь открыта выставка оружия. Самым важным экспонатом коллекции считаются сабли Фатиха (Завоевателя) и одного из исламских командующих Муавийе, броня и латы падишаха Селима Явуза (Грозного), завоевателя Среднего Востока в пользу османов, чужеземные оружия, датируемые 16- 19 столетиями, секиры палачей, и другие комплекты оружия, стрел, лат, персидской и турецкой работы.

Следуя из 2 двора в 3-й, Вашему взору откроется вид на парадные ворота "Бабюссаде" или же "Акаталар Капысы". Эти ворота считаются 3 большими воротами дворца. На протяжении 400 лет, перед этими воротами осуществлялся дворцовый церемониал и пышные торжества. Эти ворота разделяли административный корпус дворца и падишахский дворцовый комплекс. Во время церемониального ритуала в отверстие, покрытое камнем, помещалось знамя османов. Перед знаменем водружался падишахский трон, а вокруг него, полукружием занимали свои места сановники высшего ранга, вельможи, чиновники, командующие.



Минуя "Бабюссаде" и войдя в 3 двор перед Вами предстанет сооружение "Арз одасы" (приёмная). Это большое здание, украшают изразцовые плиты редчайшей работы. Решения, принятые после дворцовых заседаний в виде отчётов передавались падишаху.

В левом углу этого большого, просторного салона, находился трон, а на стене источник, встроенный в стену в целях изоляции звуков, доносящихся до слуха ожидающих своей очереди в приёмной. Стена, расположенная напротив приёмной была исписана арабскими письменами и украшена тугрой (монограмма султана). У входа в 3-й двор, справа, находится здание старинной, дворцовой школы. В данный момент, здесь размещена администрация музея. Правое крыло двора, занимает коллекция "Тканых изделий", занимающая свое место в салоне, именуемом "Палата отправляющихся на войну".

В этом салоне, открыта выставка одежды царевичей, дорогих тканей. Неподалёку от этой коллекции находится двухкупольное дворцовое здание (резиденция завоевателя). Это здание отведено под "Хазине" (сокровищницу).

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4