2013/02/11 17:52
Производство растительной продукции является одной из основных статей сельскохозяйственного производства и производства продовольственных товаров в Турции. Разнообразные климатические условия позволяют выращивать в стране до 80 различных видов фруктов и овощей.

Одним из основных видов продуктов в этом секторе является виноград и изюм. В год собирается 3,2-3,6 млн. тонн винограда (Турция входит в пятерку ведущих производителей винограда в мире). В стране выращивается около 1200 различных сортов этого вида продукции. В основном, популярностью пользуется сорта "Yuvarlak" и "Sultani" (без косточек), которые используются не только как столовые сорта, но и идут на производства изюма. Основным районом произрастания этих сортов является район Эгейского побережья, где собирается около 60% всего винограда. Порядка 4-7% от собираемого количества идет на производство изюма. В год Турция производит около 300 тыс. тонн изюма. На экспорт поставляется порядка 70% от общего производства изюма.

Другой важной составляющей рынка продовольствия является производство сухофруктов (кураги, инжира). Основным районом произрастания абрикосов, сырья для кураги, является Малатья (восточная часть Центрально-анатолийского плато). В этом регионе практически весь урожай абрикосов идет на производство кураги, 95% которой идет на экспорт. В 1998 году объем экспорта кураги составил более 120 млн. долл. Государство контролирует качество поставляемой на экспорт продукции. Так, влажность и содержание двуокиси серы (8О2) не должно превышать соответственно 25% и 0,25%. Основными странами экспорта этого вида сухофруктов являются США (27% от общего объема экспорта кураги), страны ЕС (47%) и прежде всего : Германия, Франция, Великобритания и Нидерланды.

Инжир является традиционным продуктом в Турции. В его состав входят до 50% сахаристых веществ. Он имеет большой спрос в период проведения национальных турецких праздников. Основным сортом инжира является "Sari Lop", который произрастает в таких регионах, как Измир и Айдын. Ежегодно собирается порядка 48-50 тыс. тонн этого продукта, что составляет половину мирового сбора этого вида продукта. В мировом объеме экспорта сухого инжира доля Турции еще больше (75%). Объем экспорта составляет до 90 млн. долл. в год. В основном, импортерами сухого инжира являются Германия (21%) от общего объема экспорта сухого инжира), Франция (17%), Италия (13%), Великобритания (5%) и Швейцария (5%).

Другим важным сектором производства продовольствия является свежемороженые овощи и фрукты.

Использование свежезамороженных фруктов и овощей становиться все более популярным в Турции, что связано с изменениями в привычках граждан различных стран, вызванных, в частности, увеличением числа работающих женщин, совершенствованием технологий заморозки продуктов, стремлением сокращать время приготовления пищи и др. На этот процесс накладывается желание многих потреблять высокопитательные продукты, что обеспечивается, в том числе, и системой заморозки. Различные технологии замораживания продуктов (индивидуальная быстрая заморозка, "шоковая" заморозка) и их хранения позволяют свести к минимуму потери полезных веществ овощей и фруктов в процессе их доставки с поля до конечного потребления В настоящее время потребление свежезамороженных продуктов в Турции составляет 1 кг в год, в Европе этот показатель равен 16-17 кг в год на человека.

За последние десять лет в Турции отмечается постоянный рост производства свежезамороженных фруктов и овощей, в основном, ориентированный на экспорт (75-80% производимой продукции поставляется на экспорт). Несмотря на то, что объем внутреннего потребления свежезамороженных продуктов в Турции не высок, возможность удовлетворения спроса внешнего рынка позволяет ежегодно увеличивать производство и экспорт этой продукции.

В последнее время получила распространение контрактная форма выращивания овощей и фруктов и их дальнейшая поставка в свежезамороженном виде. Особенно это имеет место среди фирм-производителей в районе Мраморного моря при поставках красного и зеленого перца, брокколи, брюссельской капусты. Вместе с тем, несмотря на то, что наиболее удобны для заморозки фасоль и морковь, их доля в экспорте сравнительно мала, т. к. эти продукты имеют достаточно высокие закупочные цены, а государственные дотации на эти виды сельхозпродукции в 1995 году были отменены.

Производством и хранением свежезамороженных фруктов и овощей в настоящее время занимаются, в основном, 30 турецких фирм, причем 78% от общего объема обеспечивают три ведущие фирмы: "Керевиташ" (48%), "Дарданел" (16%) и "Пынар" (14%). Государством также финансируются еще несколько проектов строительства объектов, связанных с производством свежезамороженных продуктов. За последние годы в Турции значительно изменилась цепочка доставки продукции с поля до потребителя. Была создана сеть гипермаркетов, имеющих свои возможности по заморозке поступающих свежих овощей, фруктов и других продовольственных товаров (рыбы и др. ).

Поставка потребителям свежезамороженных овощей и фруктов производится в полиэтиленовых пакетах весом по 2,5 кг. и в картонных коробках (покрытых изнутри полиэтиленовой пленкой) весом 10 кг. Хранение такой сельхозпродукции осуществляется при температуре - 18 С. Гарантийный срок хранения составляет 2 года.

Следует учесть, что со стороны турецкого правительства предпринимаются активные меры по осуществлению проекта развития района Юго-Восточной Анатолии (ГАП), который позволит увеличить производство овощей и фруктов. Вместе с тем, учитывая, что время доставки свежих овощей и фруктов до районов их переработки в среднем увеличится на 2-5 часов, предполагается создать в этом регионе, наряду с другими, предприятия по заморозке сельхозпродукции. Государство проводит работу по привлечению инвестиций в этот сектор экономики, в том числе, частного капитала. Предполагается создать в этом регионе сеть предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.

Выращивание сельхозпродукции и ее переработка будет осуществляться на основе консорциума с участием перерабатывающих предприятий и местной дешевой рабочей силы.

С вводом проекта предполагается расширить номенклатуру и увеличить объемы экспорта свежезамороженных овощей и фруктов в такие страны, как Россия, Иран, Ирак.

Некоторые турецкие фирмы расширяют кооперацию с западноевропейскими компаниями. Так турецкая фирма "Дарданел" и немецкая "Фроста" создали совместное предприятие по экспорту свежезамороженной продукции в Германию. Из турецкого города Чанаккале свежезамороженные фрукты и овощи поставляются в более чем 50 супермаркетов Германии.

Сбыт в странах Европы в основном осуществляется через агентов в этих странах, имеющих свою сеть морозильников и предприятий по заморозке, которые, в случае необходимости, осуществляют повторную обработку продукции.

Импорт в Турцию овощей и фруктов практически не осуществляется, т. к. спрос на них удовлетворяется за счет внутреннего рынка. В небольших количествах в Турцию поставляются американская кукуруза и замороженный горох.

Для российских организаций имеется возможность организации поставок свежезамороженных овощей и фруктов из Турции для насыщения российского рынка качественными питательными продуктами как путем прямых поставок, так и с использованием производственной кооперации (создание совместных предприятий по обработке, доставке и реализации продуктов).

Другим важным видом продовольственных товаров являются цитрусовые. В среднем в Турции урожай цитрусовых составляет 1,8-1,9 млн. тонн, из них почти половина приходится на апельсины, 25% - на лимоны, 20-23% - мандарины.

Основными районами произрастания цитрусовых являются районы Средиземного моря, где выращивается порядка 75-80% всей продукции. В Турции произрастает более 20 разных сортов цитрусовых, которые имеют различные периоды созревания и, следовательно, реализуются в разное время. Первыми созревают лимоны (август), за ними следуют мандарины, грейпфруты и апельсины. Пик сбора приходится на ноябрь-январь. Наиболее популярными сортами лимонов являются "Interdonato" и "Lamas", мандаринов - "Satsuma" и "Clementina", апельсинов "Navelas", "Valencia", "Washington".

Цитрусовые являются устойчивой статьей экспорта Турции. В год экспортируется порядка 300 тыс. тонн, из них более 40% приходится на лимоны. Основными направлениями экспорта являются страны Аравийского полуострова (Саудовская Аравия), Западной Европы (Англия, Австрия, Германия), а также Восточной Европы, в том числе и Россия. Поставки цит русовых осуществляются, в основном, морским и автомобильным рефрижераторным транспортом.

Экспортом цитрусовых в Турции на постоянной основе занимается примерно 30-40 крупных специализирующихся на этом товаре компаний, большинство из которых располагает необходимой материально-технической базой, куда входят складские помещения, оборудованные холодильными установками для хранения готовых партий товаров, камеры для дезодорирования плодов этиленом, собственный транспорт для перевозок, поточные линии по обработке, калибровке и упаковке, цеха по производству тары. Ряд компаний имеют и свои собственные цитрусовые плантации, что дает им возможность обеспечивать более устойчивое снабжение своих фабрик сырьем. Но большинство крупных экспортеров, как правило, заранее договариваются с производителями цитрусовых о закупке урожая, предоставляя им авансы и оказывая другое содействие. Вместе с тем, в период сбора урожая цитрусовых и открытия рынка появляется немало посредников, в роли которых выступают сравнительно небольшие фирмы - трейдеры, которые подписав контракты с инопокупателями, размещают полученные заказы на крупных фирмах или пользуются их производственными мощностями за соответствующую плату для выполнения этих заказов.

Что касается экспортных цен на цитрусовые нового урожая, то, по информации турецких фирм, прежде всего произошло заметное повышение цен на лимоны в начале сезона, в первую очередь, по причине высоких закупочных цен у производителей. По другим видам цитрусовых значительных колебаний цен по сравнению с уровнем прошлого сезона пока не ощущается. На базе КАФ Новороссийск цены в середине 2001 года составили (в ам. долл. за тонну, упаковка деревянные ящики):

лимоны - 740
апельсины - 500

При упаковке плодов в картонные короба цена повышается примерно на 40-50 ам. долл. за тонну в зависимости от емкости коробов и вида цитрусовых.

Объем поставки цитрусовых в Россию в предыдущие годы составлял 50 тыс тонн, на сумму 16 млн. ам. долл. в год (в основном, лимоны и апельсины). Несомненно, российский рынок для турецких экспортеров цитрусовых является привлекательным как с точки зрения его территориальной близости, так и имеющимся постоянным спросом на этот вид продукции. Вместе с тем, сдерживающим моментом для повышения эффективности российско-турецкой торговли цитрусовыми является отсутствие на Черноморском побережье России специализированного порта по их перевалке, каким ранее являлся порт Одесса. Кроме этого, с учетом ограниченных финансовых возможностей российских фирм и компаний, возможно расширение сотрудничества на бартерной основе. В частности, в Турции имеется устойчивый спрос на различные виды удобрений (аммиачная селитра, мочевина, нитрофосфата и др.), что может быть одним из видов продукции по встречным поставкам.

Важным продуктом, вырабатываемым пищевкусовой промышленностью, являются фруктовые и овощные соки и концентраты. В настоящее время насчитывается около 40 предприятий, производящих эту продукцию. Общий объем производства составляет около 250 тыс. тонн в год. Основными видами соков являются яблочный, абрикосовый, апельсиновый, вишневый, среди овощных - томатный. 70% объема экспорта этой продукции приходится на такие страны, как Германия, США, Италия и Нидерланды. За ними следуют Россия, Азербайджан, Украина.

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3