2013/02/11 17:57
Дворец Топкапы более чем с 1, 5 мл., числом посетителей является одним из посещаемых музеев в ряду европейских музеев, а также музеев Турции.



В 1453 году, после завоевания турками Стамбула, оттоманский падишах Султан Мехмед завоеватель, поселившийся в небольшом дворце, неподалеку от теперешнего Капалычаршы, приказал (1475-1478 гг.) соорудить важнейшие постройки дворца Топкапы на останках Римского города. В последующие века, дворец до конца 19 столетия, вплоть до того времени когда был покинут последним османским падишахом, достраивался и обогащался.

Подлинное название дворца Топкапы - "Сара-и-Джедиде-и-Амире" было переименовано в "Топкапы Сарай" (дворец), ибо у самых врат дворца находились большие пушечные сооружения. Эта площадь (700. 000 кв. м) длиною 5 км., в общей сложности равнозначна площади вдвое больше Ватикана, и вдвое меньше Монако.

В 1856 году, с завершением строительства Дворца Долмабахче, Дворец Топкапы был освобожден и в нём продолжали оставаться жёны низложенных или же умерших падишахов. В 1923, с установлением республики, Дворец Топкапы, как и другие дворцы, по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка, был объявлен музеем. Коллекция музея Топкапы наряду с коллекциями австрийского Габсбурга и знатных династий русских царей считается одной из 3-х редчайших во всём мире. Число экспонатов достигает 65 000, однако в экспозицию вошла всего лишь десятая часть всей коллекции по причине отсутствия обслуживающего персонала и выставочных салонов.

Дворцовая знать, высший орган власти, служители дворца и воины - вот неполный перечень 5 000 обитателей дворца. Кроме того, ежедневно дворец посещало приблизительно 5 000 человек. Большая часть разрушена вследствие пожаров (XVI столетия) и землетрясений. Комплекс многократно реставрировался. Именно по этой причине, в архитектурных стилях комплекса наблюдаются некоторые эклектические особенности, начиная с XV и по XIX столетие.



Строительство зданий на территории Топкапы и садовых участков, хотя и напоминали европейские образцы, но всё же османы предпочитали иной, самобытный стиль. До сооружения комплекса турки, ведущие кочевой образ жизни, в архитектуре дворца использовали традиции кочевья. Дворец Топкапы украшали многочисленные сады и широкие участки с зелёными насаждениями, позволяющие раскинуть шатры кочевников, в точности как во времена кочевых переселений.

У парадных ворот Дворца Топкапы, именуемых "Баб и Хумаюн", имеется монументальное здание фонтана, сооруженного падишахом Ахмедом III в 1728 году, в благотворительных целях.

"Блистательные (или высокие) врата" были построены по приказу султана Мехмеда II Завоевателя (Фатиха) в 1478 году. Войдя в эти ворота перед вами возникнет просторный и довольно длинный "1-ый двор" дворца. В правой части этого дворца размешены: Жандармское управление, служебные и жилые помещения дворца, дворцовая богадельня и развалины хлебопекарни дворца. За этими сооружениями открывается живописная панорама Мраморного моря.

Слева - церковь св. Ирины, старинное здание монетного двора османского периода, а также Стамбульский Археологический Музей. Сведения о церкви св. Ирины и об Археологическом Музее более обстоятельно будут приведены в последующих главах книги. Продолжая свой путь по первому двору комплекса Топкапы и приобретая у правых билетных касс пропуски, откроется вход во 2 главные ворота "Баб- и Селям". Это и есть начало обзора экспозиции музея. Ворота, сооруженные в годы властвования султана Мехмеда 2, имели и второе название- Средние Ворота. Левая башня ворот сооруженных из кованого железа (1524 г.) в османский период, заменяли также тюремное помещение для осужденных дворцовых особ высокого ранга.



Следуя через врата Баб- и Селям пред Вами возникнет двор (размеры: 130 X 160), украшенный садом с вековыми вечнозелёными кипарисами и платанами. У самого входа в этот двор экспонируются макеты, демонстрирующие и доказывающие размеры комплекса. Справа, у входа, открыта экспозиция падишахских экипажей. Во 2- ой двор комплекса, застроенном одноэтажными постройками, имели право входа иностранные гости, народ, посещающие кухни, а также диван (высший совет). Во времена нахождения падишаха во дворце налагался строгий запрет на все переговоры. Многочисленные дворцовые садовники, ухаживающие за садом, в котором расхаживали газели, павлины и другие экзотические животные создавали атмосферу райского уголка. Правое крыло 2 двора комплекса занимают дворцовые кухни.

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1