2013/02/11 17:54
Между поездками «челноки» «отдыхают» на рынках
В России вступили в действие новые правила беспошлинного ввоза товаров. Теперь без уплаты налогов переправлять через границу можно только 35 килограммов груза в месяц, вместо прежних 50 в неделю. И это только начало. С января 2007 года правительство намерено срезать ценовую планку беспошлинного ввоза товаров с нынешних 65 тысяч рублей до 15. Эта мера поставит крест на всем «челночном» бизнесе – отрасли с двадцатилетней историей. Эпоха людей, которые в прямом смысле слова на своих плечах тащили Россию в капитализм, канет в Лету. Что будет с теми, кто сейчас обувает-одевает полстраны?

Сегодня, по оценкам экспертов, в «челночном» бизнесе заняты от 3 до 4 миллионов россиян. В основном это жители приграничных регионов: Дальнего Востока и Сибири. Порядка 10 тысяч «челноков» обслуживают Москву. Они давно уже не имеют ничего общего со своими коллегами, штурмовавшими в начале 1990-х границы с мешками тряпья наперевес. С тех пор «челночный» бизнес сильно видоизменился.

– 50 килограмм беспошлинного товара – это смешно! – кипятится Андрей Митрейкин. Он хозяин трех палаток с турецкими джинсами и кофтами на рынке возле станции метро «Пражская». – Одна кофта весит 400 грамм! Впрочем, на себе уже давно никто не возит. Все платят перевозчикам 9 долларов за килограмм товара. Или покупают товар у крупных оптовиков в столице. Это в начале 1990-х были времена!

«Кукурузники» и вагон кондомов

– Да, времена были лихие! – дешевая водка льется в граненый стакан. Александр Штейн пьет не закусывая.

Глядя на этого неопрятного старика, трудно представить, что в 1993 году он пил исключительно «Абсолют», а по утрам опохмелялся шампанским. Когда-то Штейн был живой легендой «челноков», мотавшихся в Варшаву. Его имя действовало на польских пограничников, как красная тряпка на быка.

Изображение

Бывший инженер шарикоподшипникового завода в 1992 году умудрился организовать воздушное сообщение с Польшей с территории Украины на самолетах сельскохозяйственной авиации. Они летали так низко, что системы противовоздушной обороны их попросту не замечали. Туда Штейн поставлял водку и чайники, оттуда ввозил трикотаж и сигареты.

– Украинцы тогда еще братьями были, Союз-то только развалился, – вспоминает Штейн, и взор его туманит слеза. – Казалось, что можно в один миг сделаться Ротшильдом. Кое-кто и сделался, но не я, хотя начал ездить в Варшаву еще в 1989 году. Родная сестра, царство ей небесное, заведовала магазином «Хозтовары». И все эти паяльники, светильники, утюги, электрочайники я у нее прямо без всяких наценок со склада брал. За одну поездку поднимали до 10 тысяч «зеленых». Это потом, когда народ попер, халявы меньше стало.

Впрочем, когда народ попер – а по оценкам экспертов только в 1993 году польскую границу россияне пересекали более 9 миллионов раз, – Штейн уже был довольно богатым оптовиком со своими складами в «Лужниках» и на «Динамо». Вот только олигархом он так и не стал. Осенью 1993 года, когда вся страна наблюдала по телевизору расстрел Белого дома, Штейн с неменьшим придыханием ожидал прибытия из Польши трех вагонов с презервативами. Однако вагоны так и не пришли.

– С этих гондонов и начался крах, – вздыхает Александр. – Влез в долги. Дальше – больше: братки, кредиторы. В 1994-м жену прямо у подъезда зарезали.

В 1995 году из четырехкомнатной сталинской квартиры на Соколе Штейн переехал в обшарпанную «однушку» на Шипиловской улице. Сейчас этот согбенный, вечно пьяный старик уже ничем не напоминает грозу польской таможни. По утрам он собирает бутылки, расчищает снег перед палатками азербайджанцев и жалеет о том, что до сих пор не снято ни одного настоящего фильма о «челноках».

– Не о «бригадах» нужно кино снимать. Они же, волки, ничего не придумывали, а приходили на готовенькое: убивали и выжимали хозяев из бизнеса. А теперь в шоколаде, – всхлипывает Штейн. – Не они герои нашего времени, а бабы, которые в начале 1990-х на границах в очередях с баулами стояли. Это они капитализм строили и торговать русских учили.

Баксы в моторе

Действительно, то ли из-за какой-то генетической предрасположенности к торговле, то ли в силу каких-то других, еще не изученных причин слабый пол в этом бизнесе занимал и занимает лидирующие позиции. По оценкам экспертов, 67 процентов российских «челноков» – женщины.

– Бывало, заходишь в автобус, а там знакомые все лица. Нинка с «Чертановской», Любка с «Павелецкой», Светка с «Домодедовской». В общем, все наши девчонки, ну и еще пара мужиков незнакомых. Через пять минут мы с ними на «ты». Все свои запасы достают. Не успели за МКАД выехать, а автобус уже «Катюшу» поет. И так трое суток до самого Будапешта, – вспоминает Елена Самойлова.

В 1997–1998 годах она возила из Венгрии в Россию купальники и перчатки. В столице у нее было пять точек, через которые шла реализация. Продать товар порой было сложнее, чем провезти его через границу.


Изображение
Такие партии товара на себе через границу везли первые«челноки». Теперь хватит одного пакета


– Это только кажется, что привез – и уже считаешь «бабки», – горько усмехается Елена. – На самом деле реализация товара может идти несколькими путями. Первый – у тебя есть своя точка. Второй – отдаешь знакомым на реализацию. При этом всегда есть шанс остаться ни с чем. Либо тебя кинут, либо ты, как говорится, не угадала с цветом или фасоном. Ну не хочет народ носить такие купальники, хоть тресни! И вот через три дня ты снова выходишь из автобуса в Будапеште, обалдевшая от дороги и водки, а сама косишься на товарок: чего берут? В душе чисто женская зависть. Взять эту Любку: ни рожи, ни фигуры, двух слов связать не может, из ПТУ за двойки выгнали. А ты – красавица с высшим образованием. Но у тебя эти купальники лежат, а у нее такие же, но другого цвета влет уходят. И так обидно становится! А еще эти морды на таможнях. Этому 20 баксов, тому 20 баксов. У хохлов на пункте рос розовый куст, и мы под него им дань складывали. У нас это называлось «сходить за розовый куст». А когда туда ехали, за 50 километров до границы все свои незадекларированные доллары сдавали шоферу. Он останавливал автобус и прятал их где-то в движке.

Елена завязала с «челночным» бизнесом в 2001 году. По ее словам, после дефолта 1998 года «челночить» стало невыгодно. Но она еще три года, словно по привычке, продолжала мотаться за границу. Впрочем, благодаря этим поездкам Лена купила «двушку» на окраине Москвы. О кочевой жизни ей теперь напоминают несколько десятков пар нераспроданной обуви, перчаток, полсотни купальников да фотография самого первого помогайки Ивана, за которого она однажды чуть не вышла замуж.

Люська-вагонетка

Новые жесткие правила ввоза товара в Россию направлены не только против «челноков», но и помогаек – носильщиков, которые вместе с хозяевами пересекают границу. По документам они перевозят свой товар, но на самом деле – хозяйский. Правда, сейчас эта услуга широко распространена только в приграничных Приморье и Хабаровском крае, где «челночная» торговля является главной статьей дохода местного населения. По оценкам экспертов, на дальневосточных рубежах доля «челноков» в импорте обуви и одежды достигает 80 процентов. В европейской России не превышает двадцати.

За одну поездку сибирский помогайка получает 50 долларов. В месяц, стало быть, выходит 200 долларов. Помимо переноски сумок он еще, как правило, выполняет функции охранника.

Впрочем, случаются и исключения. Например, хабаровчанка Люся Черевко сама охраняет своего помогайку от посягательств. До того как податься в «челночницы», эта крупная женщина – под два метра ростом, сто с лишним килограммов веса – работала на железной дороге. Отсюда и приклеившееся намертво прозвище Люська-вагонетка.

Первого мужа Люся выгнала из дома за пьянство. А потом меняла мужей раз в год. И все они были помогайками. Жадная до денег, Люська подсчитала, что возить через границу мужа дешевле. Вот и расписывалась с помогайками. За шесть лет шесть мужей, и все подстать ей. Живет с таким год, держит его в черном теле, а если начинает протестовать, отправляет из дому вслед за первым мужем. Как в 2000 году к ней в помощники попал маленький худенький Сергей, никто до сих пор понять не может. Но Люську как подменили. Теперь сумки таскает только она, и не дай бог кому-то на китайском рынке толкнуть ее Сереженьку – прибьет. Двоих китайцев она уже избила, после чего ее неделю по Хабаровскому ТВ показывали.

Брачный транзит

Любовь на «челночных» маршрутах – тема особая. Две, а иногда и три поездки в месяц были для «купцов» обычной нормой. Человек привыкал жить на колесах в отрыве от семьи. Традиционные уклады жизни летели ко всем чертям. Завязывались новые отношения. Никто и никогда не считал, сколько семей распалось, и сколько новых брачных союзов организовалось во время баульных марш-бросков.

Бывшая учительница Катя Чеснокова начала ездить в Турцию в 1996 году. Там в 1997 году познакомилась с Игорем Зуевым, который «челночил» с 1993 года. И начался у них «челночно-полевой» роман. В результате они бросили свои семьи и уже пять лет живут вместе. И все так же продолжают вдвоем мотаться в Турцию.

У Нины Островской другая история: муж не выдержал постоянных отлучек жены и ушел к другой.

– Чего ему не хватало?! – недоумевает женщина. – Сидел дома с детьми. Не работал. Я его кормила, обувала, одевала…

Нина по-прежнему в бизнесе. У нее есть точка в «Лужниках». За аренду предпринимательница платит около 10 тысяч долларов в год. Но на себе уже давно ничего не возит.

– Плачу перевозчикам, а они уж доставляют дубленки. У меня лучшее качество на рынке! – гордится товаром Нина. – Мои вещи – не китайский ширпотреб для простого народа!

Пираты XXI века

Качество товара остается последним аргументом во время торга с покупателем[/table]Качество товара остается для современных «челноков» последним аргументом во время сделок с покупателями.

– Это тебе не какой-нибудь Вьетнам или Китай. Это чистая турецкая работа. Я каждый месяц в Турцию мотаюсь, – обижается Сергей Катков, продавец джинсовых брюк из «Лужников».

За день он продает 5–6 пар. То, что его Levis поддельный, продавца нисколько не смущает.

– Турция, Польша, Испания шьют подделку, которая потом сбывается у нас, как фирменная одежда, – говорит Сергей. – Только если с помощью новых правил хотят остановить торговлю пиратской продукцией, ничего у них не получится. Ведь основной поток товара идет в Россию через оптовиков, а не через «челноков».

Впрочем, многие столичные бутики затоварены как раз «челноками», которые специально мотаются на распродажи прошлогодних коллекций крупных торговых марок в Италию. Да и не только.

– «Эксклюзив» лучше всего закупать в Испании, – улыбаясь, делится секретом Вика, поставщик одного московского бутика, расположенного в центре города. – Даже эксперт не отличит, где пошита вещь. И навар получается тройной. А стоять на рынке с турецким барахлом, которое еще пришлось на себе тащить, – это прошлый век.

Новые правила не пугают даже тех «челноков», которые по старинке возят товар сами или пользуются услугами перевозчиков.

– Может, больше взяток нужно будет на таможне давать, – гадает Андрей Митрейкин с рынка у «Пражской». – А может, начну здесь, в Москве, товар закупать. Не знаю. Знаю другое: цены на шмотье вырастут и виноваты в этом будут не «челночники». Оптовики под шумок стоимость товаров поднимут. Повод им, конечно, правительство дало хороший.

ЗА

Алексей АБРАМОВ, эксперт-аналитик общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»:

– На самом деле новые правила направлены на легализацию деятельности «челноков». Ведь они под видом физических лиц ввозят в Россию импорт. От этого страдают и государство, и легальные фирмы, которым приходится платить пошлины. Мне кажется, эта мера послужит толчком к их собственному росту и перепрофилированию в нормальные торговые компании. Массового разорения этих «первопредпринимателей», я думаю, не будет.

ПРОТИВ

Иван ГРАЧЕВ, председатель Партии развития предпринимательства, министр Народного правительства:

– Источник этих мер, на мой взгляд, тот же, что и у мероприятий по изгнанию мелких торговцев со станций метро, из переходов и т.д., – это лоббизм крупных сетевых компаний, стремящихся вытеснить с рынка мелких предпринимателей. Никакой острой необходимости ограничивать «челночный» бизнес, так же как и преследовать торговцев в метро и на автобусных остановках, нет. Просто их деньги хотят осваивать другие люди.

ДОСЛОВНО

Галина БАЛАНДИНА, глава департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Министерства экономического развития и торговли:

– Цены на товары, ввозимые «челноками», поднимутся на 30 процентов и выше. Мы понимаем, что вводимые меры особенно сильно ударят по жителям приграничных территорий. В этих регионах будет особенно остро стоять вопрос с трудоустройством людей, занимавшихся этим бизнесом. Но объем «челночной» торговли ежегодно снижается из-за укрупнения компаний. К тому же «челноки» наносят серьезный урон российской экономике. В результате «челночных» схем государство теряет налоги на миллионы долларов.

ФАКТ

По экспертным оценкам, за год в Россию «челноки» привозят 80 тысяч тонн товаров, стоимость которых составляет 800 миллионов долларов.

СПРАВКА

ОСНОВНЫЕ «ЧЕЛНОЧНЫЕ» МАРШРУТЫ

Финляндия – холодильники, компьютеры.
Турция – трикотаж, изделия из кожи и золота.
Греция – шубы, купальники.
Италия – обувь, одежда, белье известных марок.
Индия – ювелирные изделия, одежда, обувь.
Китай – игрушки, электроника, одежда, обувь.
Объединенные Арабские Эмираты – золото, ювелирные изделия.





Родная Газета

/forum/go/cd706567a1ce5e19bae0944b0d5e23de

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2