2013/02/11 17:54
Родился в Агырнас, Кайсерийской губернии 15 апреля 1489г. Умер 17 июля 1588 года в Стамбуле. Дата рождения неизвестна. В записях его современников содержатся не вполне идентичные сведения о его жизни и деятельности. Заслуживающими доверия считаются сведения, оставленные его современником Саи Мустафой Челеби, который, как утверждает сам, писал со слов самого архитектора. Исследователи также обнаруживают отрывочные сведения в документах его времени и архитектурного общества, главой которого он был.

По некторым сведениям, Синан был привезён в Стамбул в результате приказа, только что вступившего на престол Селима Первого (1512), который объявил набор в армию и в Анадолу, так же, как и было в Румели. Синан был отдан в общество учёбы и воспитания ‘’Аджеми Огланлар’’, где обучались солдаты-новички (Янычары). В 1514 году он стал участником Чалдыранской войны, а между 1516-20гг. находился в числе участников экспедиции в Египет. По возвращении в Стамбул он был принят в общество янычаров. В период правления Сюлеймана Первого (Кануни) участвовал в походах на Белград (1521) и Родос (1522), в это же время был представлен командованием к званию офицера. После Мохачского похода 1526 года, стал руководителем военных техников Османской армии. Находясь в этой должности, принял участие в походах на Вену(1529), Германию (1529-32), Ирак (1532-1535), Багдат и Тифлис. Во время последнего похода, он руководил строительством трёх кораблей, которые были необходимы для перехода через Ванское озеро и Синан, блестяще справившийся с этой задачей, был представлен к награде ХАСЕКИ УНВАНЫ. В 1536 году участвовал в Пульском походе, а во время Карабузданского похода (Молдова) он за несколько дней соорудил сложнейший моста через реку Прут, чем и приковал к себе пристальное внимание. Спустя год после смерти Аджема Али он был рекомендован на должность главного архитектора султанского дворца. И выполняя очень трудную работу, которая в наши дни лежит на Министерстве Реконструкции и Воссоздания, Синан оставался в этой должности до самой смерти.

Мимар Синан жил в то время, когда Османская Империя была в самом расцвете сил. Он был в должности главного архитектора дворца при трёх падишахах: Сюлеймане Первом (Кануни), Селима Второго и Мурада Третьего и был проэктором сооружений архитектуры, котрые представляли могущество империи. Синан и после смерти продолжал быть авторитетом для своих последователей, заслужил уважение и преклонение и последующих поколений за свой уникальный талант архитектора.

Жизнь Мимара Синана в основном была исследована в период республики. По предложению Ататюрка была создана исследовательская комиссия, по изучению его творческого наследия, а также было предложено поставить памятник великому архитектору. И в 1982 году Стамбульской Государственной Академии Искусств было дано его имя.

Хоть и не имеется достаточных сведений о жизни Синана, считается, что он учился и формировался в обществе ‘’Аджеми Огланлар’’, где наряду с мастерством военных и общеобразовательных наук, занимались и основами военного строительства. Этому служит подтверждением то, что проучившийся в этом обществе Синан, сумел организовать и воплотить все строительные потребности армии и имел фундаментальные знания по этой специальности. Конечно же, эти знания совершенствовались опытом строительных работ в армии, во время походов имел возможность близкого ознакомления с редкими произведениями архитектурного искусства, а также постоянное строительство на нужды армии оточило его мастерство и скорость воплощения объекта.

По различным сведениям Синан спроэктировал и осуществил строительство более 350 объектов, среди которых 84 мечетей, 52 маленьких мечети, 52 медресе, 7 школ, 22 мавзолея, 17 ИМАРЕТ, 3 ДАРЮШШЮФА, 7 плотин, 8 мостов, 20 караван-сараев, 35 дворцов, 6 амбаров, 48 бань. Если взять во внимание, что проработал он главным архитектором дворца около 50 лет, то трудно представить себе, что он сумел спроэктировать и организовать воплощение такого количества единиц архитектуры. Имеется предположение, что часть этих исторических строений, которые в большинстве своём находятся в Стамбуле, были построены его учениками или же группой архитекторов, работавших под его руководством.

Приведённый список архитектурных сооружений создаёт ореол славы вокруг него и вызывает уважение к его имени.

Главные архитектурные сооружения, созданные Синаном, есть воплощение опыта прошлого и новых архитектурных веяний, что дало возможность вывести архитектурный стиль Османской Империи в разряд классики. Может быть, ещё до военной карьеры, Синан уже пробовал свой талант в строительстве, этого история не знает, но первым его значительным сооружением, известным истории, является мечеть ‘’Шехзаде’’ в Стамбуле. Это сооружение стоит на четырёх постаментах, которые накрыты куполом, поддерживаемым четырьмя полукуполами. Преследовалась цель создать внутри светлое помещение. В созданной вслед за этой мечети ‘’Михримах Султан’’ число полукуполов было сокращено до трёх, за счёт чего было получено просторное внутреннее помещение. Самым значительным архитектурным сооружением Османской Империи является мечеть ‘’Сюлеймание’’. Это сооружение, в некотором роде повторяет стамбульскую мечеть ‘’Баезид’’, как бы обновляя её архитектурные черты и представляет собой купол, посаженный на четыре ноги-фундамента. Вход поддержан полукуполами. Этот архитектурный стиль присущь храму Святой Софии.

Сюлеймание, ДАРЮШШИФАСЫ, бани, минареты, школы, магазины, мавзолеи Сюлеймана Кануни и Хюррем Султана, разбросанные на обширном пространстве, являются как бы отражением значимости, религиозной просветлённости и таланта тюркского народа.

Купола и полукупола плавно передают нагрузку нижеследуюшей части сооружения. Это произведение архитектуры возвышается на одном из холмов Стамбула, который обращён в сторону Золотого Рога. Сюлеймание, в строительстве которого принимали участие все видные личности архитектурного искусства империи того времени, представляет собой слаженный архитектурный ансамль. То, что это чудо архитектуры было построено за 7 лет, говорит о способностях Синана, как архитектора, так и организатора. Сегодня в руках историков имеются книги записей расходов по строительству этого сооружения. Они являются бесценным свидетельством размаха работ.

Чтобы найти то основание, которое держало бы здание и верхний, парадный строй сооружения, проделывалось множество инженерных проб, иногда даже обращались к методам древних строителей, изучая и применяя забытый опыт в своём творчестве. Как свидетельствуют источники, Синан параллельно проводил сразу несколько технических экспериментов, всегда находился в творческом поиске. Поэтому его произведения, каждое по-своему было оригинальным, например, находящаяся в Стамбуле мечеть ''Синан Паша'', которая посажена на шестигранный фундамент, но напоминает трёхгранную эдирнинскую мечеть ''Юч сеферли''. Есть у него и мечети, которые построены в стиле мечети ''Мухримах Султан'', относящегося ко времени ранних произведений архитектуры Османской Империи, особенностью чего является покрытие одним куполом центрального помещения сооружения.

Одной из его ярких, экспериментальных работ является стамбульская мечеть ''Пияле Паша''. Здесь он обратился к традициям доосманского периода и покрыл сооружение множеством маленьких куполов.

Все эти его пробы запоминаются потому, что все они приводят исследователя к его замечательному произведению, к эдирнинской мечети ''Селимие''. Это произведение архитектуры заслуженно считается уникальным, потому что в этом сооружении Синан воплотил свою давнишнюю идею, которую он пытался воплотить в стамбульской мечети ''Рюстем Паша'', а именно посажение купола на восьмигранник, что мастерски ему удалось. Таким образом, постамент-носитель стал тоньше, потому что тяжесть, давившая на него, уменьшилась и в строении, дающем ощущение лёгкости и простора, центральное помещение приобрело значение главной части. Синан здесь применил купол, достигающий в диаметре 31 метров, что является самым крупным куполом, применённым им в своих строениях. Другие строения сооружения удалены на задний план, в сравнении с главным зданием.

''Селимие'' это такое произведение архитектуры, по которому можно прочитать все особенности культуры Османско-Тюркского периода, которая заслуженно считается классикой.

То что Синан продолжал свои творческие эксперименты видно и в строительстве мавзолеев. Например, при строительстве мавзолея ''Шехзаде Мехмет'' он использовал составной купол и обратился к непривычной для того времени, нарядной лицевой росписи. А в мавзолее ''Сюлейман Кануни'', с целью достижения художественного равновесия между внутренним помещение и внешним видом, он прибег к двухцветному куполу, который часто применялся в османлы-тюрской архитектуре и поставил внутренний купол на ноги-постаменты внутреннего помещения, а внешний купол установил на внешних стенах. А в строительстве мавзолея Селима Второго, он, вместо традиционных шести и восьмигранных постаментов, выбрал вариант фундаментов-углов, при котором в равной степени были значимы все части сооружения.

Синан не только был мастером в архитектуре, но также вёл тщательные исследования места строительства, особенностей фундамента, в соотвествии с месторасположением объекта и предстоящем строительстве. Хотя он и был творческим преемником старо-османской архитектурной традиции, не оставался привязанным к ней, он умел видоизменить традиционное, в замисимости от обстоятельств, поэтому сумел создать уникальное многообразие форм и художественность исполнения.

Сооружения Синана значительны, как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения инженерного мастерства. Поэтому его назвали ''сер мимярян-ы джихан ве мюхендисян-ы девран'' (верховодящий всех архитекторов и инженеров на свете и во все времена). То, что его строения все еще стоят и даже продолжают находиться в активном пользовании, говорит о том, что Синан уделял особое внимание не только основному фундаменту, на который приходилась вся тяжесть конструкции, но и почве, на которую ставился объект.

Инженерное мастерство Синана также наглядно в его мостах и плотинах, которые воплотили в себе все достижения инженерной мысли своего времени и даже вышли за эти пределы. Он создал уникальный водопровод, длиной в 50 км., называющийся ''Кыркчешме'', в котором есть и туннели, и остойники, и каналы, и пруды-очистители, и пруды-качатели воды, который был создан для обеспечения Стамбула пресной водой. Если на строительство мечети Сюлеймание было потрачено 53 миллиона акче, то в строительстве ''Кыркчешме'' было потрачено немногим меньше - 43 миллиона, что доказывает значение этого сооружения для того времени и его размах.

Синан хоть и не придавал значения своим мостам, но всегда вспоминал с гордостью мост ''Бюйюкчекмедже кёпрюсю'', который протянулся на 635,5 метров и был крепок и красив.

Он сумел рассчитать такой купол, который сумел покрыть самое широкое пространство, сумел создать самую узкую и высокую башню, на которую он вывел три отдельных лестницы, которые не соприкасались между собой, что можно характеризовать, как творение гения инженерного искусства.

Как правило, архитектура связана с традициями строительства того народа, в среде которого воспитан мастер. Но настоящий мастер, такой как Синан, сумел, не отходя от традиционного, прийти к его видоизменению, беря в основу традиционное. Он создал новое и совершенное архитектурное искусство.

Созидательное желание, способы создания и возможности - это всё звенья одной цепи. Их нельзя оторвать друг от друга и от общества, в котором живёт творец. Все формы и стили есть творческое порождение общества, поэтому каждое общество можно охарактеризовать по произведениям архитектуры и искусства, потому что они лицо определённой эпохи, определённого народа и, как уникальные, творения характеризуют народ, создавший их.

И Мимар Синан один из тех, кто занял место в искусстве своего народа, характеризующего определённое время его исторического пути.

Мимар Синан уделял внимание не только отдельным сооружениям, а всегда создавал архитектурный ансамбль обширного пространства, всегда учитывал соотвествие объекта с окружающей природной и архитектурной средой. С Мимар Синаном османская строительная культура завершила стадию накопления и поисков, стала завершённым искусством архитектуры и перешла в стадию классики.

Таким образом, на арену истории вышла культура, объединяющая Анадолу и районы Средизменого моря, находящаяся в тесной связи, как с Востоком, так и Западом, представленная как Османско-Тюркско-Исламская культура, которая дала направление другим ветвям искусства, также стала направляющей в архитектурном творчестве последующих поколений.

ТВОРЕНИЯ СИНАНА:
Мечеть Шехзаде Мехмета, 1543-1548, Стамбул; Мечеть Рюстем Пашы, 1544-55, Тахтакале-Стамбул; мавзолей Барабарос Хайреттин Пашы, 1546, Стамбул; бани Хайреттин Пашы (Чинили хамам), 1546, Зейрек-Стамбул; мечеть Михримах Султана, 1547-48, Ускюдар-Стамбул; Школа Рюстем Пашы, 1550, Чагалоглу-Стамбул; Мечеть Сюлеймание (Голубая мечеть), 1550-57, Стамбул; Мечеть Махмуд Пашы, 1551-66, Эйюб-Стамбул; Мечеть Синан Пашы, 1553-55, Бешикташ-Стамбул; водопроводная система Кыркчешме, 1555-63, Алибей Кёйю-Стамбул; бани Хасеки Хюррем Султан, 1556, Султанахмет-Стамбул; караван-сарай Рюштем Пашы, 1560, Эдирне; Мечеть Михримах Султана, 1562-65, Эдирнекапы-Стамбул; Мечеть Сокуллу Мехмет Пашы, 1564-69, Люлебургаз; Мост Бюйюкчекмедже, 1566-68, Стамбул; караван-сарай Султана Сюлеймана, 1566-67, Бюйюкчекмедже-Стамбул; Мечеть Селимие, 1567-75, Эдирне; Мечеть Сокуллу Мехмет Пашы, 1571-71, Кадырга-Стамбул; Мечеть Пиале Пашы, 1573-75, Касымпаша-Стамбул; мавзолей Султана Селима Второго, 1574-77, Святая София-Стамбул; Мечеть Сокуллу Мехмет Пашы, 1577-78, Азаркапы-Стамбул; Мечеть Валиде Султан, 1577-83, Юскюдар-Стамбул; Летний Дворец Мурата Третьего, 1578, Дворец Топкапы-Стамбул; Мечеть Кылыч Али Пашы, 1580, Юскюдар-Стамбул.
Изображение

Навигация

Вернуться в Архив статей

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот раздел форума просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3